Поводом для данной статьи послужило высказывание на одном из форумов, а именно: “Сейчас такие клиенты, которые хотят, чтоб все было, как они задумали. На готовые шаблоны они и не смотрят! А как же креатив?”.
Такое мнение глубоко укоренилось в умах многих веб-разработчиков,
но, что странно, именно в их умах. Мы давно уже ездим на стандартных
машинах, созданных "под копирку" на конвейере. Смотрим одинаковые
телевизоры в одинаковых, типовых квартирах. Покупаем в магазинах
одинаковую одежду на каждый день. Кутюрье, дома, выстроенные по
собственному проекту, эксклюзивные автомобили - это лишь исключения,
доступные далеко не каждому.
Так почему, говоря об автомобиле, мы допускаем унифицированный подход, мы готовы ездить на такой же машине как у соседа? А, говоря о сайте, всегда ведем речь о "креативе", творческом мышлении, полете мысли? Разве веб-сайт не превратился уже в такой же обыденный бизнес-инструмент, как большинство других подобных инструментов? Разве его основная задача так и осталась со времен 90-х – удивить друзей и конкурентов красотой дизайна и суммой вложенных средств?
Давайте разберем простой пример: заказчик сайта – небольшая юридическая компания, скажем из пяти человек (хотя род деятельности практически не важен). Сайт нужен для поиска новых клиентов. Какие варианты есть у руководства данной организации, если оно озадачилось вопросом создания сайта?
Вариантов, конечно, множество, но мы остановимся на четырёх, на мой взгляд, основных:
1. Заказать сайт у обычной веб-студии
В этом случае, при достаточно серьезном отборе, компания получит качественный сайт, с хорошим дизайном и удобной системой управления. Важно также отметить достаточно низкий уровень рисков, связанных с тем, что разработчик попросту пропадет на одном из этапов создания сайта. Собственно, что еще нужно для счастливой жизни?
Но у данного варианта есть и минусы, основные из которых это:
a. Время. При индивидуальной разработке веб-сайта довольно много времени уходит на подготовку и согласование документации (коммерческое предложение, договор, приложения, техническое задание), а также на разработку и согласование дизайна. Это достаточно большой срок. В среднем разработка даже небольшого сайта растягивается на 1-2 месяца.
b. И, конечно, деньги! Профессиональный "ручной" труд должен быть (и обычно бывает) хорошо оплачен, что самым прямым образом сказывается на конечной цене продукта. Именно поэтому разработка сайта может оказаться не совсем по плечу небольшой, а тем более, молодой компании.
2. Заказать сайт у самостоятельных веб-разработчиков (они же фрилансеры).
Здесь уж как повезет. Бывает, попадаются очень талантливые ребята, которые за довольно небольшие деньги сделают вам отличный сайт. Но сколько существует примеров обратного. Причем, если заказчик сам профессионально занимается созданием сайтов, найти хорошего фрилансера ему гораздо проще по вполне понятным причинам. Основная проблема заключается в том, что данный вариант отличается очень высокими рисками со стороны заказчика.
Очень трудно спрогнозировать, что же в итоге вы получите и получите ли вообще что-нибудь. Добавьте сюда отсутствие всяких договорных отношений (в большинстве случаев никакие договоры, за исключением устных, попросту не заключаются), оплату наличными, а также то, что самое талантливое и ответственное физическое лицо может провалить сессию, загреметь в армию, внезапно уйти в поход (реальный случай из практики) или влюбиться, и вы поймете всю полноту вашего риска. А последующая техническая поддержка сайта? В большинстве случаев ее попросту не бывает!
Поймите меня правильно. Я лично с огромным уважением отношусь к
труду фрилансеров и с удовольствием работаю с ними. У нас постоянно
работает множество толковых дизайнеров, верстальщиков, программистов.
Но все они прежде тщательно проверяются на деле и в случае любого
форс-мажора мы в любой момент можем заменить пропавшего человека
на другого. Заказчик такого себе позволить не может. Он полностью
привязан к веб-разработчику-фрилансеру.
3. Взять сайт в аренду
Аренда – это, наверное, самый простой способ обзавестись собственным сайтом. В Сети можно найти множество проектов, которые за небольшие деньги, а то и вообще бесплатно, предоставят вам веб-сайт, который вы можете создать самостоятельно с помощью специального конструктора, размещенного на сайте такого проекта.
Оплата в этом случае осуществляется ежемесячно. Стоимость зависит от объемов арендуемых услуг. Причем, зачастую ограничивающими факторами является практически всё: место на диске, количество страниц, функционал сайта. Сюда следует добавить 100% привязанность к компании, предоставляющей услугу и психологический фактор "это не мое". Мне кажется, именно эти факторы мешают повсеместному распространению данной услуги, хотя модель вполне себя оправдывает в случае небольших, "бюджетных" сайтов.
4. Купить готовый сайт, выбрав из большого числа веб-сайтов, представленных в магазине.
Данная услуга – это некий конвейер, превращающий разработку сайтов из креативного, творческого процесса, в хорошо отлаженный механизм. За счет этого удается значительно сократить временные и финансовые издержки, а также обеспечить стабильное качество. Как это работает? Заказчик выбирает понравившийся сайт из числа представленных в каталоге и через два-три дня получает готовый к наполнению ресурс со своим логотипом, слоганом и другой фирменной символикой. За небольшую плату можно поменять "шапку" или другие элементы, придав дизайну большую индивидуальность. Стоит отметить, что в стоимость включена удобная профессиональная система управления сайтом (CMS), а также хостинг и доменное имя. Всё это заказчик получает в своё полное пользование. Ну и, естественно, он может в любой момент сменить хостинг или дизайн.
Безусловно, такой подход, как и все описанные мной выше, имеет и свои минусы, так как применим в основном для небольших сайтов. Для больших веб-сайтов потребуется индивидуальное решение: составление технического задания, возможно, дополнительный программинг, - а это уже несколько иное.
Выводы
Кратко резюмируя, можно сказать, что выбор одного из вышеперечисленных вариантов зависит от целого ряда факторов:
1. Способ оплаты и наличие бухгалтерских документов.
Если нужен безналичный расчёт, то фрилансеры отпадают в большинстве случаев.
2. Отношение руководства компании к риску.
Не скрою, даже некоторые из моих знакомых, несмотря на неоднократные предупреждения, заказывали создание сайта в, мягко говоря, сомнительных местах, исключительно с целью сэкономить. Кому-то везло, а кто-то платил дважды.
3. Наличие времени и средств.
Если предприниматель готов выложить приличную сумму и подождать месяц или два, то вполне возможно, оптимальнее обратиться к хорошей веб-студии и получить проект, выполненный точно под свои нужды, с учетом всех пожеланий и замечаний. Если же бюджет ограничен, заказчик рискует "нарваться" на начинающий коллектив с резким возрастанием риска и снижением качества работы.
4. Требования к функционалу веб-сайта.
Здесь, думаю, все понятно. Нужен сайт визитка? К услугам заказчика любой из перечисленных вариантов. Нужен каталог товаров со сложными выборками, закрытым разделом и другим функционалом? Прямой путь в серьезную веб-студию!
5. Предполагаемый объем сайта.
Если предполагается постоянное расширение содержания сайта, что очень желательно, то к варианту с арендой сайта следует подходить очень осторожно, т.к. многие компании, предоставляющие подобную услугу, в этом случае будут постоянно повышать ежемесячную плату.
Что выберет компания, упомянутая мной в начале статьи, если ее директор будет ознакомлен со всеми четырьмя вариантами?
Рискну предположить, что вариант 1 отпадет как слишком затратный, вариант 2 – из-за серьезных рисков. Остаются варианты 3 и 4. Здесь на мой, правда заинтересованный, взгляд скорее предпочтительнее вариант 4. В этом случае компания получит веб-сайт в свое полное и безраздельное пользование, что предоставит гораздо больше возможностей его дальнейшего развития.
Но выбирать, в конечном счете, именно вам!
P.S. Я сознательно не рассматривал вариант создания веб-сайта собственными силами компании, т.к. это уже совсем иная тема, которой имеет смысл посвятить отдельную статью.