Создать бизнес в интернете и просто и сложно. Все
зависит от того, какую задачу вы ставите - получить
источник "карманных денег", иметь свою фирму
или развить новое направление деятельности вашей
компании.
Если речь идет о приработке в интернете (как я
уже назвал выше - "карманных деньгах"), то обычно все сводится к
созданию сайта, наполнению его интересными материалами, размещению
рекламы и участию в партнерских программах. По большому счету решать
придется три проблемы. Первая - создать
интересные материалы (тут простор для фантазии не ограничен
- от сборников анекдотов или рефератов до коллекций чертежей). Вторая
- раскрутить свой сайт, т.е. сделать его популярным
и посещаемым. Путей раскрутки много - регистрация в поисковых системах
и каталогах, участие в баннерных сетях, обмен ссылками и так далее.
И, наконец, третья - размещение рекламы спонсоров и получение
денег. Разумеется, все несколько сложнее, чем выглядит
на первый взгляд, но о деталях мы поговорим в следующей статье.
Пока же продолжим осмотр интернета на предмет получения дохода.
Создание интернет-предприятия - задача на порядок
сложнее. Конечно, и тут нужно решить в первую очередь проблему -
что предлагать на продажу. Это могут быть привычные
товары (от продуктов питания до автомобилей или недвижимости), услуги
(от предоставления доступа к статьям, новостям или книгам до юридических
консультаций или всего спектра банковских услуг), наконец новые,
виртуальные товары (например, супер-меч для виртуального персонажа
ролевой компьютерной игры). В любом случае, решив проблему
- что продавать, нужно переходить к следующей - кому и как.
Т.е. создать интернет-магазин (дизайн, программирование), привлечь
посетителей (да-да, все те же рекламные компании, баннеры, поисковые
системы и прочие радости интернета) и заинтересовать их (если из
50 посетителей один или два совершат покупки - это уже хороший показатель).
Словом реализовывать полновесную маркетинговую программу.
Ах, да. Еще иногда стоит вопрос - откуда собственно товар
взять. То есть придется поискать поставщиков, согласных
предоставить желаемое по приемлемой цене, подписать договоры и т.
п. При этом, придется получить надлежащий юридический статус
- ну если и не зарегистрировать предприятие, то хотя бы стать индивидуальным
частным предпринимателем. Конечно, можно попробовать и без этого.
Но, во-первых, закона о незаконном ведении предпринимательской деятельности
пока никто не отменял, а во вторых - никто из фирм не будет вышеуказанного
заключать договора с частным лицом.
Но это еще цветочки. Проблемы у интернет магазинов чаще
начинаются как раз после совершения заказа покупателем
- наличие товара на складе (обычно речь идет о складе поставщика,
на котором ассортимент меняется по несколько раз на день, а потому
заказанного может уже и не быть), организация доставки (своим курьером,
курьерской службой, почтой), получение оплаты (курьером, через платежную
систему, при платеже пластиковой банковской карточкой, денежным
переводом и т. п., причем с полным оформлением необходимых накладных,
пробивкой чеков и т. д.). Я уж не говорю о всех прелестях ведения
бухгалтерского учета, взаимоотношениях с налоговой службой, банком,
в котором у Вас будет расчетный счет, организации безопасности...
словом, и тут проблем будет довольно много.
Конечно, можно начать с малого, например - арендовать виртуальный
прилавок в уже готовом интернет магазине. Или создать
сайт-витрину и разместить на нем товары, предлагаемые другими интернет-магазинами,
которые возьмут на себя все вопросы продажи и доставки, отстегивая
вам пять-десять процентов с продажи. Но рано или поздно при
развитии бизнеса все описанные выше проблемы решать придется.
Проще выходить в интернет с уже существующем бизнесом.
В этом случае интернет является своего рода надстройкой - еще одним
каналом рекламы и продажи. Пусть и тесно связанным, в идеале - глубоко
интегрированным в "родительское" предприятие. И тут придется создавать
интернет-витрину, привлекать покупателей, но зато все проблемы,
связанные с бэк-офисом (бухучет, логистика и прочее) не потребуется
решать с нуля. Хотя создавать службу доставки (или как то решать
этот вопрос) все же придется.
Ну как, оптимизма стало немного поменьше? А если я к этому добавлю,
что многие "прописные истины", о которых вещали "гуру и сенсеи интернет-бизнеса",
например "интернет даст вам миллион покупателей со всего мира" и
"надо закрепиться в рыночной нише интернета, или все захватят конкуренты"
- не более чем пустословие? И что новый интернет-магазин по числу
покупателей часто не отличается от киоска, стоящего в богом забытом
переулке, и лишь после очень серьезной и долгой работы сможет
по оборотам сравняться с рыночной палаткой?
Признаю, немного сгустил краски. Все не так уж и плохо. По крайней
мере, если Вы и не преуспеете в интернет-бизнесе, то и не много
потеряете. Более того, если в Вашей команде будут хорошие специалисты
(не те, кто себя так называет, а действительно доказавшие свою состоятельность)
- шансы на успех очень даже радужные.
Просто всегда помните, что интернет-бизнес - прежде всего
- бизнес. А интернет - лишь место, где он ведется. Пусть
с некоторой спецификой. Но правила, применимые в бизнесе традиционном
в полной мере действуют и там.
Так что, если Вы уже имеет позитивный опыт предпринимательства
- почему бы и не попробовать?