Современный динамично развивающийся бизнес неразрывно связан с таким понятием, как «информация». По мере роста компании, она неизбежно сталкивается с проблемой учета расходов и прогнозирования доходов от внедрения той или иной инновационной технологии. Не даром же начало XXI века характеризуется взрывным спросом на системы управления ресурсами.
Обычно, когда речь заходит о сметах на создание интернет сайта, в них указываются весьма определенные цифры, которые не подразумевают каких-либо разночтений. Но не получится ли так, что смета на создание сайта – это только «начало реки», течение которой будет ежемесячно убыстряться с непредсказуемой скоростью? Чтобы так не произошло, вы должны четко себе представлять, за что именно вы платите и по какой причине. Какие работы планируется выполнять собственными силами, а что имеет смысл переложить на плечи партнеров. Попытаемся, хотя бы вкратце, описать расходы, связанные с владением сайтом.
Для многих людей в настоящее время уже не является откровением тот факт, что само по себе создание сайта не дает тех конкурентных преимуществ, на которые они, по праву, рассчитывали. Связано это, в первую очередь, с особенностями организации хранения и поиска информации в Глобальной Сети.
Уместно будет провести сравнение с работой писателя, который написал рукопись. Как может поступить такой писатель дальше? Положить свою книгу на полку в библиотеке и ждать, пока кто-то случайно на нее наткнется? Самостоятельно заняться рекламой, поддержкой, связями с читателями, типографиями? А, может быть, заключить договор с издательством, которое возьмет все эти проблемы на себя? Вывод очевиден: если фирма не в состоянии позволить себе содержать в штате специалиста, ответственного за управление ресурсом, его обновление, поддержку в работоспособном состоянии, то следует заключить договор с компанией, специализирующейся на предоставлении сервисных услуг на регулярной основе. Почему это важно? Независимо от того, в отпуске ли вы, заболели или заняты переговорами, за вашим сайтом присмотрят и выполнят именно те работы, которые нужны вам и вашему бизнесу.
Как и в случае с компьютерным оборудованием, стоимость сайта складывается из двух составляющих: первоначальные затраты на создание и затрат владения. Давайте немного подробнее остановимся на втором пункте (владение).
Услуги и, соответственно, платежи могут предусматривать ежемесячные, ежегодные или разовые выплаты. В таблице приведены основные расходы, исключая расходы, связанные с моральным старением программ, дизайна и т.п.; такие расходы следует учитывать в амортизационных отчислениях.
№ |
Вид траты |
Регулярность платежей |
Стоимость |
Комментарии |
1 |
Хостинг |
ежемесячно |
Зависит от объема используемых сервисов, размера дискового пространства |
Стоимость колеблется довольно в широких пределах |
2 |
Доменное имя |
ежегодно |
Зависит от того, в какой доменной зоне регистрируется имя (.com, .org, .ru) |
Официальным куратором доменных имен в России является Российский Научно - Исследовательский Институт Развития Общественных Сетей |
3 |
Обновление информации |
разовые |
Зависит от частоты, с которой требуется обновлять информацию |
Затраты определяются стоимостью рабочего времени сотрудников, привлеченных к обновлению и оплатой трафика / времени проведенного ими в сети Интернет |
4 |
Реклама и продвижение |
разовые или регулярные |
Регулярность зависит от политики поддержки и развития бизнеса в Интернете |
Затраты определяются медиапланом (покупка баннеропоказов, обмен баннерами с дружественными сайтами, регистрация в поисковых и рейтинговых системах, реклама в СМИ, написание статей, конкурсы и т.п.) |
5 |
Обработка контактов приходящих с сайта (e-mail, форум, телефон/факс) |
разовые |
Зависит от количества таких контактов |
Затраты определяются стоимостью рабочего времени сотрудников, привлекаемых для обработки таких контактов |
6 |
Отслеживание эффективности примененных средств по продвижению, внесение корректировок |
ежемесячно |
Такие исследования требуют регулярной основы |
Затраты будут напрямую связаны с необходимой глубиной проводимого анализа эффективности мероприятий |
7 |
Ресурсы резервируемые в связи с деятельностью интернет магазина (курьеры, склады, консультанты) |
ежемесячно |
Зависят от конкретных расценок по каждому резервируемому ресурсу |
Необходимость резервирования связана, в первую очередь, с необходимостью обеспечить высокую оперативность и, с другой стороны, с вероятностью отказа от сделки со стороны клиента в последний момент (особенно в розничной торговле) |
Во сколько компании обойдется поддержка сайта собственными силами? Проведем несложные арифметические расчеты:
1. Стоимость хостинга колеблется от 5 до 25 у.е. в месяц в зависимости от спектра предлагаемых услуг
2. Ежемесячные отчисления за доменное имя в среднем составят 25/12=2.09 у.е.
3. Изготовление пакета из 5 баннеров стоит около 40 у.е.
4. Услуги по оптимизации для поисковых систем по одному ключевому слову стоят от 40 до 100 у.е.
5. Периодическое обновление содержимого сайта (исправление ошибок) от 5 до 10 у.е. за час работы
Теперь представим себе некую гипотетическую фирму, которая размещает свой небольшой сайт у коммерческого провайдера с собственным доменным именем (5 + 2 у.е.), которой требуется 1 раз в 2 месяца менять баннеры (40/2=20 у.е.), также требуются работы по оптимизации по трем ключевым словосочетаниям (120/12=10 у.е.) и около 2 часов работы ежемесячно по обновлению информации (2*5=10 у.е.). В сумме выходит около 40 у.е. Но это еще не все! Вам потребуется собственно специалист, имеющий достаточную квалификацию, чтобы эти работы были выполнены на должном уровне. Или, как вариант, можно нанять на работу веб-мастера, услуги которого будут обходиться компании в сумму около 400 у.е. ежемесячно. При этом необходимо организовать его работу (выделенное рабочее место) и проводить контроль качества. И так каждый месяц.
Имеются ли способы хотя бы частичного снижения стоимости владения интернет ресурсом? Да, если вы можете заранее спланировать ежемесячные объемы требуемых услуг, тогда исполнение части их можно будет поручить фирме-партнеру и высвободить рабочее время собственных сотрудников для выполнения непосредственных производственных обязанностей.