При оптимизации текстов возникает необходимость в информации об использовании ключевых запросов в поисковых системах. Обладая статистикой поисковых запросов своей тематики, нетрудно определить ключевые слова страниц, заголовки и описания.
На Западе для выявления англоязычных запросов существуют такие сервисы, как Wordtracker. В бесплатной версии данный сервис предусматривает ограниченный отчет по поисковым запросам. Для получения полного отчета по интересующей тематике необходимо оформить платную регистрацию. При системном подходе можно немало почерпнуть и в бесплатной версии.
Подобного Wordtracker организованного сервиса, предоставляющего бесплатные отчеты запросов русскоязычных поисковых систем, к сожалению пока не существует. На что можно опираться - это на данные «Яндекс.Директа» и «Рамблера-ассоциаций». Но при грамотном подходе этого вполне достаточно для получения полной картины.
Рамблер-ассоциации
«Рамблер-ассоциации» - это статистика поисковых запросов, работающая по принципу «Те, кто ищут [ваш запрос], ищут также». Сервис предназначен в помощь пользователю, совершившему поиск по какому-либо запросу и, скорее всего, не получившему нужной информации.
Введите в строке поиска запрос, и, получив результаты, посмотрите в низ страницы. Вы увидите: «Те, кто ищут [ваш запрос] ищут также», - и список соответствующих запросов. К сожалению, список схожих запросов не сопровождается информацией о числе использования запроса.
Какую же пользу может принести статистика «ассоциаций»? Прежде всего, «ассоциации» помогают выяснить интересы пользователей. Узнав список запросов, схожих с основным, можно продолжить сбор ключевых запросов путем перебора уже полученных результатов. Например, вводим запрос «ноутбуки». В нижней части страницы с результатами поиска получаем: «У нас также ищут: notebook ноутбуки compaq ноутбуки sony цены на ноутбуки ноутбуки б/у подержанные ноутбуки ... еще >>».
Идем по ссылке «еще >>» и смотрим: «Те, кто ищут 'ноутбуки', ищут также: ноутбуки compaq, ноутбуки sony, цены на ноутбуки, ноутбуки б/у» и т.д. В данном примере представлен неполный список. Количество выдаваемых запросов может быть достаточно обширным.
Из данного списка отсеиваем нетематические запросы (как правило, они остаются в конце списка) и переходим к первому тематическому запросу, «ноутбуки compaq». Получаем результаты поиска с отчетом схожих запросов. Таким образом перебираем поисковые запросы, имеющие отношения к сайту, составив списки по типу:
Запрос 1 - список схожих запросов: запрос 2, 3,4,5
Запрос 2 - список схожих запросов…
Запрос 3 - список схожих запросов…
Сколько ключевых запросов необходимо рассмотреть? Это зависит от широты тематики сайта, от предполагаемого охвата аудитории. После сбора запросов переходим ко второй части работы.
Статистика на основе «Яндекс-Директа»
«Яндекс-Директ» - это текстовая реклама в результатах поиска по ключевым словам. С помощью услуги «Помощь в выборе ключевых слов и фраз», предоставляемой зарегистрированным пользователям, можно получить статистику запросов. Регистрируемся на сайте как потенциальные рекламодатели (ничего страшного не произойдет), входим под своим логином и смотрим в меню слева: «Помощь в выборе ключевых слов и фраз». Переходим по ссылке.
В появившейся форме нам предлагают получить статистику использования того или иного слова в поисковой системе. Хоть мы и не рекламодатели, статистику посмотрим.
Из полученного на основе «Рамблер-ассоциаций» списка выбираем пока только однословные запросы и поочередно вводим их в строку. Получаем статистику использования слова во всевозможных вариациях (до 6000), в которой отображено количество каждого запроса в месяц. Смотрим на список, выбираем из первых запросов наиболее частые и лучше всего соответствующие вашей тематике.
Предупреждение: можно увлечься в сборе статистики как в «Рамблере», так и в «Яндексе». Поэтому, четко определите границы объема информации, с которой сможете работать (в первый раз я собрал 4500 запросов из Яндекс-Директа, из которых обработал и учел около 100. Файл со статистикой в Excel весил более 900 Кб).
После сбора статистики по однословным запросам, при желании и необходимости, можно переходить на «второй уровень» - двухсловные запросы. После окончательного сбора статистики (см. предупреждение) итоговой частью является:
Анализ запросов и прогнозирование положения сайта в поисковых системах
Выбираем наиболее частые запросы по статистике «Директа», вводим в строку поиска (в «Яндексе», «Рамблере» или «Апорте») и изучаем сайты, находящиеся в результате поиска. Изучайте все достоинства и недостатки сайтов в первой десятке, а лучше пятерке. Таким образом, сопоставив силы конкурирующих сайтов и своего, вы можете спрогнозировать положение сайта по запросам, которые «осилите», обогнав конкурентов.
Очень важно: есть запросы, хоть и очень редко запрашиваемые, но удачные позиции по которым вы можете занять за короткое время. Начинайте именно с них. Лучше быть вверху по 10-20 «слабым» запросам через неделю, чем по одному большому запросу через год. Параллельно работайте над достижением долгосрочной цели - попадания в первую десятку по самым крупным запросам.