Анатомия
ДМ-письма
Из материалов журнала "Диалог"
Казалось бы, столько сказано о
директ мейл, и словосочетание это уже не так режет слух русского человека и, пожалуй,
не нуждается больше в переводе, но вот прочитали мы в редакции статью Дункана
и решили ее опубликовать. Потому что это как раз тот самый случай, когда "каши
маслом не испортишь".
Директ мейл нельзя назвать корреспонденцией
в привычном смысле этого слова, хотя в нем и сохранены ее опознавательные элементы,
например, такие как приветствие и подпись.
В остальном
структура дм-письма заметно отличается от классической корреспонденции. Краткий
анализ типичного образца поможет нам в этом убедиться. Далеко не в каждом письме
необходимы все детали (это дополнение касается только рекламных писем [Sales Letters].
Информационные письма [Lead Generation Letters], особенно адресованные высшему
руководству, строятся по другому принципу. Однако Вам пригодятся многие из описанных
здесь приемов, если ваше письмо должно стимулировать покупательский спрос, а не
просто передавать информацию.
Заголовок - первое, о чем
нужно позаботиться, составляя ДМ-письмо. (Исключение стоит сделать только для
информационных писем.) Это важное отличие ДМ-письма от вашей обычной деловой переписки.
Именно заголовок должен направить внимание читателя на
основное преимущество (преимущества) описываемого объекта или пообещать, что оно
наверняка появится при дальнейшем знакомстве с письмом. Удачный заголовок призван
убедить читателя, что тот не потеряет своего драгоценного времени напрасно. Такой
правильный заголовок способствует благоприятному восприятию всего письма.
Если
"шапка" (логотип и реквизиты), которая используется вашей компанией в своих документах,
чересчур громоздкая и слишком привлекает внимание, то, может быть, есть смысл
разместить ее в конце письма. Ваш логотип не должен "бороться" с заголовком за
внимание читателя. Ведь сейчас Вы продаете не логотип!
Обычно
в начале я стараюсь пообещать что-либо или намекнуть читателю на главное преимущество
продвигаемого продукта или услуги, а затем уже упомянуть само предложение. Полезным
здесь может оказаться подзаголовок. Помните, на ваше предложение нужно получить
положительный отклик в сердце читателя. Избегайте отрицаний, особенно в заголовке.
Никогда не говорите "НЕТ".
Используйте синтетический
информационный блок в составе заголовка, подзаголовка и одной-двух коротких динамичных
фраз, которые не только интригуют, но и детализируют ваше сообщение. Такая стилистическая
конструкция максимально информативна и поможет читателю лучше сориентироваться.
Она значительно сильнее способствует знакомству читателя с основным текстом, чем
простой заголовок.
Начало - это одна или две первые фразы
после приветствия. Варианты типа: "Я пишу Вам о..." или "Мне хотелось бы Вам рассказать
о..." - не годятся для начала ДМ-письма. Откровенно говоря, читателя не волнует,
что Вы хотите. Он беспокоится только о себе, любимом, поэтому начало - это лучшее
место, где следует рассказать что-нибудь о замечательных свойствах предлагаемого
вами товара или услуги.
По этому поводу документальный
фильм "Реклама и Эго" [The Ad and The Ego] отмечает, что функция любой рекламы
- "производство неудовлетворенности" у читателя или предполагаемого покупателя.
Реклама старается создать в людях внутреннее чувство конфликта, который рекламируемый
продукт, безусловно, обещает разрешить.
В директ мейл
делается практически то же самое, но здесь мы обращаемся не к обезличенной людской
массе, а к конкретному человеку. Начало вашего письма должно найти "горячие клавиши"
или насущную проблему читателя и немедленно объяснить ему, как ваш товар или услуга
поможет решить ее.
Можно сказать, что большинство писем
выигрывают или проигрывают с первой фразы. И самый верный способ проиграть - это
начать говорить о себе и своей организации.
Придумывая
первую фразу, я часто вспоминаю стишок, который идеально подходит к этой ситуации:
Скажи мне правду, дорогой, Tell me quick and tell me
true
А иначе - черт с тобой, Or else, my friend to hell
with you
Не почему товар в цене, Not how this product
can to be,
А чем он так полезен мне. But what the damn
thingdoes for me.
Сразу после первой фразы я стараюсь
кратко упомянуть о предложении: "Вы можете убедиться в этом (испытать это, насладиться
этим) бесплатно, без каких-либо обязательств, используя вложенный сертификат".
Теперь читатель знает, что я не претендую на его/ее деньги.
(По крайней мере немедленно.) Так что он/она может расслабиться. Кроме того, раннее
упоминание о возможности ответного действия помогает формированию этого намерения
у читателя.
Очень полезно "продвигать" ваше предложение,
обращаясь к нему в письме снова и снова. Скажем так: "Когда Вы обратитесь за бесплатным
образцом (бесплатной демонстрацией, 30-дневным испытанием) и получите его, Вы
сразу увидите..."
После предварительного предложения
немедленно переходите к выгодам, которые читатель осознает, едва он/она - испытает,
осмотрит, проверит ваш товар. Продолжайте письмо во втором лице. Вы говорите с
ним (а не с группой потребителей) и о нем. О себе же и своем товаре Вы можете
упомянуть только в контексте того, чем может быть полезен товар для вашего читателя.
Избегайте местоимений первого лица (я, мы), за исключением тех случаев, когда
фраза без них становится неуклюжей.
Помните: Вы продаете
предложение, а не товар. Намного проще продать бесплатный образец или 30-дневное
испытание, чем товар сам по себе. Условия оплаты Вы обсудите позднее.
Старайтесь
начинать фразы с описания преимуществ и выгоды. "Вы вступите в личный контакт
с сотнями самых активных, самых вовлеченных покупателей в Вашей отрасли всего
за два дня..." Или: "Входя в элиту американской фармацевтической индустрии, Вы
обладаете уникальной возможностью увеличить продажи, сократить накладные расходы
и быстро развить свой бизнес с помощью XYZ..."
Не забывайте
никогда о стиле: если Вы не хотите, чтобы ваш текст казался монолитным, скользил
перед глазами, не задерживаясь в сознании читателя, используйте подзаголовки для
новых идей, отделяйте с их помощью одну часть текста от другой.
Пишите
короткими фразами.
Короткими абзацами.
Представьте
список преимуществ и особенностей вашего товара в форме таблицы вместо привычной
линейной формы.
Как можно чаще используйте простые слова
и обороты. Не думайте, что ваш читатель, также начитан, как вы. Даже если это
так, его внимание рассеяно, и он пытается извлечь необходимую ему информацию,
просто пробежав глазами ваше письмо. Поэтому Вам нужно использовать подзаголовки,
таблицы, эллипсы.
Будьте безжалостны, вычеркивая ненужные
слова и фразы. Пишите, как говорите, и старайтесь говорить, как удачливый продавец.
В коммерческом предложении ясность важнее, чем литературные достоинства. И способность
продавать важнее способности писать.
Теперь, когда Вы
рассказали читателю о многочисленных преимуществах вашего товара, покажите ему,
как он может приобрести этот замечательный товар/услугу/программу. Или, иначе
говоря, как он может немедленно реализовать свою выгоду.
Подробно
изложите свое предложение. Что именно получает читатель. Если Вы предлагаете премию,
самое время упомянуть и о ней. Вы можете повторить это в брошюре, если вкладываете
ее в письмо, или использовать премиальный купон-флаер.
По
возможности ограничивайте срок действия вашего предложения. В этом случае менее
вероятно, что ваше послание затеряется в других бумагах, отложенных для размышления.
Помните, согласие - это еще не действие. Только действие
принесет настоящие результаты вашим продажам.
Никто не
хочет совершать ошибку. Особенно дорогую. Избавьте читателя от страха с помощью
гарантий. Смягчение риска - одна из существенных функций директ мейл. По закону
Вы должны возместить любые обоснованные претензии в течение 30 дней. Так почему
не сделать это сразу на бумаге? Не беспокойтесь, будто разговор о гарантиях может
бросить тень на ваш товар. Нет, Вы же говорите не о качестве товара, а только
о вашей честности и деловой порядочности, которым читатель может доверять.
Не
пишите: "Возврат денег гарантируется", или: "Полное возмещение, если Вы не удовлетворены
результатом" - это звучит негативно! "Бесплатное (или без риска) 30-дневное испытание",
- означает то же самое, но в положительном смысле. "Проверьте товар, испытайте
его, используйте его 30 дней без риска", - это приглашение, а не предупреждение.
Помните, что согласно правилам "FTC" (Закону о защите
прав потребителя), Вы не можете использовать слово "бесплатно" [Free], если потенциальный
покупатель должен заплатить некоторую сумму при получении. В этом случае лучше
будет писать об "использовании без риска" [Risk-free], если Вы гарантируете возмещение.
Будет лучше, если Вы сможете продлить гарантию до 60
или 90 дней. Более длительный период испытания вызывает у потенциальных покупателей
больше симпатии к вашему товару. Время работает, скорее, на вас, чем против вас.
Люди склонны забывать.
Даже теперь Вы не можете быть
уверены, что читатель сделает то, что, по-вашему, он должен сделать прямо сейчас.
Так объясните ему это! Следует ли ему оторвать и заполнить возвратную карточку,
позвонить по бесплатному телефону, заполнить анкету? Вырезать купон? Прилагается
ли к письму оплаченный для пересылки конверт с заполненным обратным адресом?
Попросите
его/ее сделать это немедленно, потому что срок действия ограничен, и он/она знает
об этом. Потому что он, действительно, хочет попробовать, но забудет об этом,
если отложит действие на потом.
Отделите призыв к действию
своей подписью и добавьте постскриптум. После заголовка и первой фразы постскриптум
привлекает наибольшее внимание в письме. Используйте это видное место, чтобы вновь
упомянуть о важнейших преимуществах вашего товара, или добавьте пару новых идей
к тому, что уже сказано. Повторите ваш призыв к действию, слегка изменив формулировку.
Запомните основное мнемоническое правило директ маркетинга
- особенно важное при составлении писем: AIDA. Attention - завоевать Внимание.
Interest - повысить Интерес. Desire - стимулировать Желание. Action
- добиться Действия.
Правда легко запоминается?
И даже если Вы никогда не слушали оперу АИДА, то все равно что-то слышали
о ней.