Автор:
Петр Всеволодович Яньшин,
доктор психологических наук,
профессор и заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Самарского филиала Московского государственного педагогического университета
Цвет
в дизайне играет важную роль, способствуя реализации его коммуникативной
функции. Воспринимаемое визуальное сообщение благодаря цвету оказывает
более сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Так, удачно
подобранное цветовое решение в общем композиционном построении повышает
его выразительность, образность, запоминаемость.
Цвет, как и любой элемент композиции, необходимо тщательно продумывать
с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом
подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных
цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию
у зрителя состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот,
- активности, динамики, броскости.
Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны
учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики. Если,
например, объект рекламы рассчитан на зарубежного зрителя, то необходимо
учитывать национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать
неправильных визуальных толкований.
Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя
и его социальным положением. Так, "яркие, "кричащие" цвета больше
нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей
состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета".
Д. Е. Тихон-Бугров замечает, что:
красный цвет не подходит для обращений к людям старшего поколения, так как этот
цвет несет в себе следующие свойства: динамичность, активность, агрессивность,
сексуальность, символизирование опасности;
белый - визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и
рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным;
черный - визуально приближает, уменьшает; создает ощущение угнетения тяжестью,
густотой; эмоционально делает устойчивым; отчаяние, смерть, оригинальность,
благородство, изящество, классический "стильный" цвет;
серый - визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия; ощущение
умеренности, солидности.
Т. А. Вековцева в
своем исследовании, посвященном изучению художественного образа, отмечает, что
роль окружающей среды в формировании психоэмоционального состояния человека
является определяющей в восприятии цвета.
Национальные особенности восприятия цвета в России Т. А. Вековцевой приведены в
табл. 1. Очевидно, что без перечисленного круга взаимоотношений ассоциативного
цветового ряда нельзя достичь успешности в дизайне.
При оценке того или иного воздействия цвета на потребителя нельзя не учитывать
роль социокультурных факторов (традиционные представления народа о каком-либо
цвете, психоэмоциональные состояния, обусловленные возрастом, социальный статус
и др.).
Таблица 1. Национальные
особенности восприятия цвета в России
Факторы,
влияющие на палитру
Цвет
Характе-
ристики цвета
Ассоциативно
-образный ряд
Объекты
предметного мира, носители данного цвета
Природно-климатические
Белый
Холодный, ясный, чистый, непорочный
Снег (холодная зима)
Храм (беленый)
Красный
Горячий, красивый, сильный
Солнце, огонь
Русский национальный костюм
Зеленый
Теплый, легкий, свежий
Поля, леса, деревья
Стог сена, венки и букеты трав
Психоло-
гические
Коричневый
Теплый, глубокий, мягкий, вязкий
Дерево, земля, глина
Деревянные дома, церкви, поленница,
вспаханное поле
Черный
Грязный, тяжелый, злой
Сажа, дым, грязь
Осеннее поле после уборки урожая
Розовый
Теплый, мутный, неясный
Зорька, туман, восход
Историко-культурные
Желтый/Золотой
Светлый, легкий, жизненный, священный
Свет, золотой нимб иконы
Пшеница, кресты и купола церквей, корона
царя
Бордовый, лиловый
Тяжелый, важный, уважительный,
благородный
Одежды святых, плащаница
Купола церкви, накидки царей, рубин -
камень власти