Термин
«медипланирование» слышали все. Но мало кто знает, что же это такое. А между
тем, без грамотно построенного медиаплана рекламная кампания может стать
эффективной только случайно.
Термин
медиапланирование был впервые "русифицирован" в конце 1994 г. в рамках научного
семинара, проводимого исследовательским центром "V-ratio" в Институте социологии
РАН. "Окрестили" новую для нас дисциплину специалисты из ведущих московских РА,
занимающиеся рекламными исследованиями и разработкой планов рекламных кампаний.
Они, сначала в шутку, назвали свое профессиональное сборище "кружок
медиапланеристов", а новую профессию – "медиапланировщик". По-видимому, по
созвучию с кружком планеристов Дома пионеров.
Однако за неимением лучшего, более кратко и точно отражающего существо работы,
термин прижился и уже интенсивно употребляется в профессиональной прессе. И в
самом деле, английская калька "медиаплэннер" еще менее удачна.
Сущность термина – в соединении американского media, обозначающего все средства
распространения рекламы, включая любые средства массовой информации и наружную
рекламу, с любимым отечественным планированием. То есть речь идет об оптимальном
планировании рекламного бюджета при выборе каналов размещения рекламы. Иначе
говоря – о достижении максимальной эффективности рекламной кампании, поскольку
без профессионально "обсчитанного" медиаплана любые разговоры об эффективности
рекламы вряд ли обоснованы.
Реклама – наука строгая
Здесь, по существу, реклама превращается в точную науку. И как любая точная
наука, требует точных показателей и коэффициентов. Cразу отметим, что у этих
показателей теперь есть стандартизованные названия на русском языке: 25 апреля
1996 г. Россия присоединилась к стандарту Союза европейского телевещания
"Минимальные требования к исследованиям телеаудитории – TV ARMS v.1.0". Так что
дальше перевод англоязычной терминологии медиапланирования на русский дается в
соответствии с данным стандартом.
Медиаплан для "наружки"
Начнем с
медиапланирования наружной рекламы, как с самого простого. По-существу, оно
начинается и заканчивается расчетом цены за тысячу экспозиций – визуальных
контактов с зрителем. По-английски этот показатель называется – сost per
thousand (CPT). В терминологии стандарта ТV ARMS v.1.0 показатель CPT
переводится на русский как затраты на тысячу зрителей (далее – показатель 1.) и
определен как отношение бюджета рекламной кампании к численности ее аудитории в
тысячах человек.
Показатель 1. можно рассчитать по следующей простой формуле :
Цена за тысячу = стоимость изготовления конструкции и аренды места-:- 1000 число
экспозиций за сутки
Следующий шаг –
расчет по той же формуле не просто числа экспозиций, а именно экспозиций в
целевой аудитории. Естественно, что для этого надо располагать данными о
социально-демографических характеристиках и уровне доходов пассажиров,
водителей, пешеходов. Словом – досконально изучить пассажиропоток.
Сразу оговоримся, что в Москве число экспозиций, и уж тем более число экспозиций
в целевой аудитории, можно рассчитать применительно лишь к рекламе в метро,
поскольку статистический отдел Московского метрополитена располагает данными (и
допускает их опубликование) о социально-демографических характеристиках
пассажиров, распределении респондентов по уровню дохода, количестве приезжих и
т.д.
В отдельных городах России (например, в Самаре) имеются аналогичные данные по
пассажиропотоку на городских улицах, однако, к сожалению, по Москве подобные
исследования нам не известны (по крайней мере, они широко не публиковались).
Радио и телевидение: братья, но не близнецы
Медиапланирование для
электронных СМИ – телевидения и радио, в принципе, сходно. Разница между ними
состоит в том, что для радио невозможно рассчитать "персональный" рейтинг каждой
радиопередачи. Как известно, "радиослушание" в отличие от "телесмотрения" носит
"фоновый характер"и слушатель часто "блуждает" по эфиру от одной радиостанции к
другой. Поэтому для радио рассчитывается "средняя 15-ти минутная аудитория"(
average quarter-hour) – cреднее количество радиослушателей данной радиостанции
на протяжении как минимум 15-ти минут в течение одного дня.
Отличаются радио и телевидение также прайм-таймами (т.е. теми временными
интервалами, когда у радиоприемника или экрана собирается максимальная аудитория
радиослушателей/телезрителей). Если для радио не существует вечернего
прайм-тайма, то основной прайм-тайм телевидения именно вечерний – от 20:30 до
21:30, а два утренних прайм-тайма телевидения (7:00 – 7:45 и 9:15 – 10:15)
собирают раза в три меньшую телеаудиторию.
Кроме того, в отличие от сильных сезонных колебаний телеаудитории (с
июнь-июльского минимума до январь-февральского максимума аудитория телевидения
возрастает практически в 1,5 раза), радио не имеет столь резкого летнего падения
числа радиослушателей ( ведь его можно слушать на пляже, в парке).
Медиапланирование для электронных СМИ
Прежде всего,
необходимо рассчитать два основных медиапоказателя для электронных СМИ – рейтинг
телепередачи (TVR) /радиостанции ( а если быть предельно точным – рейтинг
временного интервала в сетке вещания телеканала ) и долю аудитории, т.е.
отношение суммарной аудитории данной телепрограммы к общему числу телезрителей
(всех телеканалов) на данный момент времени.
Рейтинг телепередачи (показатель 2) рассчитывается по формуле:
рейтинг аудитория телепередачи
= --------------------------------------------------- Х 100 %
телепередачи число потенциальных телезрителей
Доля аудитории
(показатель 3) рассчитывается по формуле:
доля аудитории аудитория телепередачи
=-------------------------------------------------------- Х 100%
программы число реальных телезрителей в данное время
Рейтинг телепередачи служит минимум для двух целей: выработки и обоснования
рекламных тарифов и формирования программной политики телеканала. Назначение
показателя доля аудитории скромнее – с его помощью можно лучше спланировать
сетку вещания телеканала, определив пики зрительского интереса на
телеканалах-конкурентах.
В общем же случае, рейтинг – численность аудитории носителя рекламного сообщения
в данное время, отнесенная к общей численности людей, имеющих возможность
смотреть телевизор, слушать радио, читающих газеты или журналы, т. е.
потенциальных телезрителей, радиослушателей, читателей газет и выраженная в
процентах.
Величина численности
потенциальной аудитории представляет собой базу, на которой определяется
рейтинг.
Рейтинг и растущее
благосостояние трудящихся
Очевидно, что
численность базы для определения рейтинга телепрограмм и радиостанций зависит от
двух факторов: обеспеченности граждан России теле- и радиоприемниками и
технической возможности принимать хотя бы один теле/радио канал. Согласно
статистике, в России оба этих показателя для целей медиапланирования можно
округлить до 100%: 98, 8 % населения живут в зоне приема телерадиовещания, и уже
в 1991 г. на 100 семей приходилось 112 телеприемников. Ситуация с
радиоприемниками по крайней мере не хуже.
Таким образом, рассчитывая рейтинг телепередачи для Москвы, Европейской части
России или любого крупного города, можно условно считать, что потенциальными
телезрителями в этих расчетах является все население данного региона от 5 лет и
старше.
Zapping – проклятье для рекламиста
Конечно, рейтинг рекламного блока ниже, чем расчетный рейтинг телепередачи. Он
будет выше для рекламного ролика, размещенного внутри определенной телепередачи
и значительно ниже – в межпрограммном блоке.
Здесь срабатывает эффект, для обозначения которого на Западе даже возник
специальный термин: zapping (переключение канала телезрителем с помощью
дистанционного пульта управления в момент появления рекламы). В России ДПУ пока
значительно меньше (в среднем им оснащен каждый четвертый телеприемник, в Москве
– более 70%), и практики медиапланирования считают, что при величине рекламного
блока до1 мин. падения аудитории нет. При блоке до 3 мин. аудитория уменьшается
на 25%, а при рекламных блоках свыше 5 мин. аудитория канала падает резко –
переключение приобретает массовый характер.
Пытаясь бороться с зэппингом, р/а "Video International", например,
синхронизировало выход рекламных блоков, на тех телеканалах, где ими
контролируется рекламное время. Телезритель щелкает пультом, а рекламный блок
одновременно идет и на РТР, и на НТВ, и на ТВ-Центр.
Угадать рейтинг
сложней, чем мелодию
Конечно, ни
телефонный опрос, ни дневниковая панель не позволяют точно отследить падение
телевизионной аудитории в момент начала выхода рекламного блока. Это под силу
лишь электронному датчику, фиксирующему работу телевизора на определенном
канале, который периодически сбрасывает данные по телефонному каналу в компьютер
исследовательской фирмы (на Западе подобные устройства получили названия
people-meter).
Датчик, к примеру, фиксирует, что рейтинг рекламного блока на ОРТ в 19-29 (перед
началом программы "Угадай мелодию") – 2,9%, а внутри программы в 19-48 почти
вдвое выше – 4,6% . При этом общий рейтинг этой программы по данным СоюзТВметрии
– 4,8%. Однако он в три-четыре раза выше по данным дневниковой панели или
телефонного опроса ( 14,3% – дневниковая панель Фонда "Общественное мнение";
17,3% – Russian Research; 22% – Comcon-2 ).