Физические
свойства цвета.
В физическом мире нет цвета. Есть только световые волны разной длины.
Когда вы смотрите на предмет, то видите его световое отражение.
Глаз различает сотни волновых пучков, воспринимаемых сенсорными
клетками сетчатки, благодаря чему мир приобретает цветность. Человек
различает сотни волн, в зависимости от их длины, но его психологическое
восприятие цвета субъективно.
Цвет в истории.
В трактате о государственной российской символике В. Трутовский,
бывший в начале 20 века хранителем Оружейной палаты, хорошо проиллюстрировал
то, как происходит механизм воздействия цвета на сознание. В 1694
году Петром Первым была принята цветовая гамма флага России, в которую
вошли белый, красный и синий цвета, которые по мнению Трутовского
вполне соответствовали духу россиян. А вот цвета флага, утверждённые
в 1858 году Александром II (чёрный, жёлтый, белый) - нет. Устоявшееся
генетическое восприятия цвета у всех народов разное: черный, к примеру,
всегда был на Руси цветом смирения, скорби. В славянских орнаментах
и костюмах он появлялся крайне редко. Жёлтый, который ассоциировался
с Солнцем, золотом, также не являлся предпочитаемым. "На Руси
злато никогда не было главным металлом, - пишет автор - Она выросла
на серебре ". А вот белый всегда был цветом любимым, символизирующим
чистоту душевную и телесную. Истинно народным считался красный цвет,
который был главенствующим. Красными были флаги, девушки из народа
венчались в красных платках, им украшали домашнюю утварь. Синий
цвет и его оттенки также имели широкое распространение. Это цвет
небесного, религиозного, который часто сочетали с красным. В православной
символике: красный - кровь Господня, белый - святые ризы, синий
- небеса.
Цвет в рекламе.
В мире рекламы цвет играет очень важную роль. Психологи утверждают,
что 60% ее успеха зависит именно от цветового решения, которое вызывает
не только соответствующую реакцию человека в зависимости от его
эмоционального состояния, но и в некотором смысле формирует его
эмоции. На Западе давно начали изучать особенности воздействия цвета
на потребителей. Ассоциация цвета США (Color Association of US)
была создана ещё в 1915 году. Занимались изучением этого явления
многие, но пожалуй наибольшую популярность в СНГ приобрел профессор
Макс Люшер - классик цветового жанра. Всемирно известный швейцарский
психолог и психотерапевт родился в 1923 году. В 16 лет начал посещать
лекции и семинары по психологии и философии в университете Базеля.
Будучи студентом, он понял, что цветовая диагностика является не
только наиболее простым и удобным методом оценки по сравнению с
вербальными тестами, но и дает возможность получать более интересные
результаты. Он разработал свой цветовой тест еще в 40-х гг. В течение
шести лет Люшер изучал цветовые предпочтения почти 37 000 людей
с разными психо-эмоциональными особенностями. Таким образом, он
протестировал более 4500 разных оттенков. В 1949 году, после защиты
диссертации "Цвет как инструмент психодиагностики", его
идеи получили международное признание. Тест Люшера был переведен
на 29 языков, а книги стали бестселлерами. На протяжении сорока
лет он занимается исследовательской и преподавательской деятельностью
в университетах Западной и Восточной Европы, США и Австралии, а
также консультирует ведущие международные компании, медицинские
центры и рекламные агентства.
Цветовые решения отечественной рекламной продукции далеки от совершенства,
похоже настал час серьезно заняться изучением цветовых предпочтений
потребителя: для начала хотя бы путем выявления устоявшихся стереотипов,
которые в пост перестроечную эпоху существенно изменились. Красный,
к примеру, уже не будет столь актуальным, а вот желтый, в связи
с ростом благосостояния народа, похоже станет на ступень выше. Но
все относительно: в Америке красный цвет не будет раздражать, многие
используют его в рекламе своей продукции, например компания Coca-Cola,
и только выигрывают от этого.
Считается, что цветная реклама воздействует сильнее, чем черно-белая,
потому что повышает очевидность достоинств, представленных товаров.
Она заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает
узнавание и может, благодаря символическому содержанию воздействовать
на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание
и цвет должны действовать согласованно. Серьезной проблемой для
создателей рекламы является правильность выбора. Отдельно взятые
цвета в сочетаниях между собой выражают совершенно особые значения,
основывающиеся на полученном опыте и ведущие к ассоциациям.
У каждого народа есть универсальные цвета, можно сказать, занимающие
главенствующие позиции, но если говорить об определенных целевых
группах потребителей разных стран, то чтобы добиться эффективности
рекламы, необходимо исследовать уровень жизни, характер, и в каждом
конкретном случае делать вывод о цвете, который будет более выигрышным.
Символика цветов разных стран.
Красный: в Америке - любовь; в Китае - доброта, праздник, удача;
Россия - высокая активность, агрессия, борьба; Индия - жизнь.
Жёлтый: Америка - процветание; Россия - солнечность и разлука; Сирия
- траур, смерть; Индия - великолепие; Бразилия - отчаяние.
Зелёный: Америка - надежда; Китай - роскошная жизнь; Индия - мир
и надежда.
Голубой: Америка - вера; Индия - правдивость; Китай - один из траурных
цветов.
Синий: Россия - ночной покой.
Фиолетовый: Индия - печаль и утешение; Бразилия - печаль.
Белый: Америка - чистота и мир; Китай - подлость, опасность, траур;
Европа - молодость.
Чёрный: Америка - сложная, чрезвычайная ситуация; Китай - честность.
Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств:
мы чувствуем вкус "сладкого розового цвета", слышим "кричаще-красный",
ощущаем "воздушно-белый", слышим запах "зелени".
Сфера использования цветов сильно расширилась в последнее время.
Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы и
теперь используются более целенаправленно: в сфере моды, на телевидении,
в журналах и фотографии, но, прежде всего, в рекламе.
Выбор рекламной стратегии часто зависит от категории рекламируемого
товара. То, что хорошо для рекламы порошка, не всегда подходит для
рекламы автомобилей. В мировой практике рекламы товары обычно разбивают
на отдельные группы. Одна из наиболее популярных разбивок - цветовая
товарная матрица (product color matrix), созданная в 1994 году Вайнбергером,
Кэмпбеллом и Броди. Товары в ней подразделяются на группы, основываясь
на их применении и на финансовом риске, связанном с их покупкой.
Авторы классификационной схемы выделили четыре группы товаров и
приписали каждой из них свой цвет.
Цветовая товарная матрица
Функциональные Эмоциональные
Большой и средний риск Белые товары Красные товары
Незначительный риск Голубые товары Желтые товары
К белой группе относятся товары, удовлетворяющие функциональные
потребности, покупка которых требует больших финансовых расходов:
автомобили, холодильники, компьютеры и т.п. Красная группа - это,
так сказать, товары "для души": дорогие спортивные автомобили,
ювелирные изделия, модная одежда и т.п. Голубая - товары, удовлетворяющие
функциональные потребности, но не требующие каких-либо значительных
вложений: стиральный порошок, ручные инструменты и т.п. Последнюю
- желтую группу, называют "маленькие удовольствия", она
включает в себя разнообразные десерты, пиво, табак, алкоголь...
Не смотря на то, что такие товары недороги, это эмоциональные товары,
часто приносящие потребителям несравнимое удовольствие.
Как внушить доверие к тому или иному продукту путем цветовых решений?
К сожалению, "рецепт" вам никто не даст. Добиться результатов
можно лишь путем долгих исследований. Впрочем, некоторые общие советы
имеются. Рассмотрев их на примере синего цвета и его оттенков, вы
убедитесь в этом.
Качества свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются
светлым, прозрачным бирюзовым цветом.
Качества мягкости, нежности используются для рекламы детской одежды
или средств гигиены.
Прохлада, прозрачность и чистота - в рекламе алкогольных напитков.
Благородство и аристократизм передаются в рекламе сигарет, страховых
компаний и виски при помощи насыщенного ярко-синего цвета.
Свобода, связанная с отпуском в южных широтах, куда можно отправиться
и на самолетах, курортные места и кремы от и для загара связываются
в нашем представлении с небесно-голубым цветом.
Протест, молодость, свобода выражается голубым джинсовым цветом
в рекламе джинсов и сигарет.
Мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг
и осветительных приборов - все это отражается в темно-синем цвете
ночного неба.
Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия
различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя. Они
помогают производителям при помощи цвета убедить покупателя приобрести
их товар. Однако далеко не всегда рекламисты, да и рекламодатели
прислушиваются к мнению психолога, что пагубно сказывается как на
качестве рекламы, так и на продаже товара. Не в каждом рекламном
агентстве вообще есть психолог, который мог бы контролировать этот
процесс.
Эксперимент.
К превеликому моему сожалению, как не пыталась я найти ответы на
вопросы, связанные с проведением исследований на затронутую в статье
тему, помощи мне не оказали. Надеюсь, что виной всему лето, отпуск
и вытекающая отсюда лень. Засим и обратилась я к альманаху "Лаборатория
рекламы, маркетинга и PR", чтоб хоть как-то переубедить тех,
кто считает, что вовсе не 60% эффективности рекламы зависит от используемых
в ней цветов, а гораздо меньше. В №5/2003г. там подробно описывался
эксперимент, который плотно связан с нашей темой. Для исследования
выбрали рекламу автомобилей, выполненную в разных странах. Почему
автомобиль? Интересный товар, с точки зрения культуры и психологии.
Во-первых, существует во всех развитых странах и отношение к нему
приблизительно одинаковое. Во-вторых, мужчины и женщины воспринимают
его, как средство передвижения, но по-разному: для мужчин он - "живое
существо", для женщин - подобен "игрушке".
Поскольку главной целью исследования было выяснить, какими категориями
определяется цвет для российского потребителя, решено было использовать
один из самых глубоких методов, позволяющих выявить бессознательные
процессы - метод семантического дифференциала (СД). Суть СД заключается
в составлении так называемых шкал, каждая из которых представляет
собой пару прилагательных-антонимов (например, холодный - горячий,
добрый - злой и др.). Подбор прилагательных основан на возможных
ассоциациях испытуемого, связанных с тестируемым объектом. Респондент
должен оценить объект по 5 баллам. Далее данные подвергаются математической
обработке.
Задачи исследования состояли в выявлении глубинного отношения российской
аудитории к цвету в рекламе разных стран. Было опрошено 53 человека
в возрасте от 18 до 55 лет (15 мужчин и 38 женщин). Для эксперимента
выбрали образцы рекламы автомобилей, изготовленные в разных странах:
России, США, Германии и Японии. Текст, за исключением небольшого
слогана, отсутствовал. Каждому респонденту предъявлялся рекламный
образец, который следовало оценить и бланк с 51 шкалой, каждая из
которых представляла собой оппозицию из двух прилагательных, связанных
с цветами, а также тоном, светлотой и насыщенностью. В рекламных
образцах доминировал цвет, который должен был восприниматься предметно,
т. е. необходимо было принимать во внимание объект рекламы (автомобиль)
и другие элементы (например, форму). После заполнения респондентом
4-х бланков, ему предъявляли 5-й, где предлагалось оценить понятие
"цвет в идеальной рекламе".
Полученные данные обработали на компьютере. На основании сходства
оценок, машина построила матрицы шкал, которые затем подверглись
процедурам факторного и кластерного анализа. В конце концов были
получены семантические пространства мужчин и женщин, позволившие
выявить структуру восприятия цвета; определить, как воспринимаются
российской аудиторией образцы рекламы разных стран и какой, из предложенных
образцов ближе к "идеальной рекламе".
Результат эксперимента.
При формировании образа "американской" рекламы насыщенный
красный цвет сыграл основную роль. Психологические портреты у мужчин
и женщин получились разными. Для мужчин в "американской"
рекламе красный цвет сочетается с серьезностью, движением, индивидуализмом.
А для женщин - с чем-то темным, резким, большим, сильным, т. е.
образ этой рекламы - пугающий. Интересно, что синий цвет присутствует
в данной рекламе в том же объеме, что и красный, но его роль не
была отмечена. Вероятно, это связано с тем, что красный оттенок
был более насыщенным, чем синий. Насыщенность цвета оказывает большее
воздействие на эмоции, чем оттенок.
Психологический портрет "японской" рекламы получился у
мужчин и женщин похожим. На первое место обе группы ставят четкость.
При этом для мужчин важнее такие параметры, как "красивая",
"приятная", "гладкая", а для женщин - "серьезная",
"надежная", "мужская", "гармоничная".
Интересно, что в представлении женщин реклама носит мужской характер.
Мужчины видят эту рекламу также серьезной, гармоничной и реальной,
а женщины - красивой, индивидуальной, традиционной. Следует заметить,
что здесь автомобиль показан в движении, в отличие от предыдущего
рисунка. Однако в этой рекламе преобладают холодные, спокойные тона:
голубой, серебристый, темно-серый, не вызывающие раздражения, но
также и не связанные с движением, что делает ее образ более четким,
привлекательным и серьезным, хотя и традиционным.
Психологический портрет "российской" рекламы выглядит
положительным и у мужчин, и у женщин. Среди наиболее важных характеристик
у обеих групп оказалась безопасность. Вероятно, на это повлияли
насыщенный синий фон и статичность автомобиля. В понимании мужчин
данная реклама яркая, четкая, реальная, а в понимании женщин - добрая,
мягкая, красивая. Следует заметить, что обе группы не выделили такую
характеристику, как серьезность.
В "немецкой" рекламе обе группы на первое место ставят
такие характеристики, как желтый и яркий. В представлении мужчин
и женщин эта реклама приятная, радующая, гармоничная. В психологическом
портрете данного образца у обеих групп появляется новая характеристика:
"явная". Мужчины добавляют к этому "простая"
и "индивидуальная", а женщины - "комфортная"
и "теплая". В данной рекламе доминирует насыщенный желтый
цвет, который способен создать ощущение радости, солнечного тепла,
что и проявилось в психологическом портрете обеих групп. Как и в
японской рекламе, машина показана в движении, и желтый оттенок это
подчеркивает, так как считается активным цветом.
Психологический портрет "идеальной рекламы" определяется
набором положительных характеристик у обеих групп. Среди наиболее
значимых: приятная, радующая, надежная, комфортная, интересная,
сильная. В понимании и мужчин и женщин, "идеальная реклама"
автомобиля должна вызывать доверие, создавать положительные эмоции
и оказывать сильное воздействие. При этом параметр "сильная"
имеет одинаковую нагрузку у обеих групп. В психологическом портрете
данной рекламы появляется новая характеристика: полезная. Ни один
из тестируемых образцов не был оценен как полезный. Примечательно,
что женщины к общему списку добавляют также параметр "освобождающая".
Для них данная характеристика является существенной в рекламе. Если
сравнить психологический портрет "идеальной рекламы" с
портретами тестируемой рекламы, то она ближе всего к японскому и
немецкому образцам. Таким образом, проведенный исследователями анализ,
свидетельствует о том, что реклама, выполненная в Японии и Германии,
оказалась ближе российскому потребителю по своему цветовому оформлению.
Следует заметить, что из-за невозможности найти качественную цветную
рекламу российского автомобиля, в эксперименте участвовали только
образцы рекламы зарубежных автомашин.
В Украине, к сожалению, ситуация такова, что цвету уделяют гораздо
меньшее внимание, чем необходимо. Вот мнение специалиста крупнейшей
компании, который по понятным причинам не захотел себя называть:
"Конечно важно выдерживать цвета в рекламе, важно, чтобы они
отображали характер и суть бренда, но в силу того, что все же индустрия
рекламы у нас еще в стадии начального развития, по глобальным меркам,
- больших, серьезных исследований, подборок, работы с психологами
и т.д. в области определения цветовой выдержки у нас мало кто делает.
Все пока на уровне интуитивном и довольно простом - если рекламируем
воду, к примеру, то выдерживаем холодные тона и т.п."
Будем надеяться, что в будущем картина изменится и мы придем к осознанию
того, что знание основных законов цветового восприятия, позволяет
создавать рекламу, убеждающую покупателя приобрести тот или иной
товар. Ведь потребительским потоком можно управлять, а цвет - одно
из уязвимых мест, через которое можно осуществить этот процесс.
Внимательный и осторожный подход к психике человека через его цветовое
восприятие неминуем и крайне необходим, тем более что уже давно
поставлена цель как в создании качественной рекламы, так и в ее
успешном использовании и действенности.