Источник:
http://www.cfin.ru
Из материалов конференции "Практические способы достижения целей бизнеса"
СТРАТЕГИЯ
КОМПАНИИ
I. Генезис понятия “стратегическое
управление”
(Игорь Ансофф “Новые корпоративные
стратегии”, Артур Томпсон и А.Дж.Стрикленд “Стратегический менеджмент”, Питер
Дойль “Менеджмент: стратегия и тактика”, Олег Виханский “Стратегическое управление”)
Стратегическое управление- это такое управление организацией,
которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует
производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит
своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения
и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность
организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
II. Содержание и структура стратегии
Стратегическое
управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных
управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из
другого.
1. Анализ среды:
макросреда
микросреда
внутренняя
среда
2. Определение миссии и целей: (три
подпроцесса)
определение миссии;
определение
стратегических целей;
определение оперативных целей.
3.
Выбор стратегии
Это сердцевина стратегического
управления. Реализуя цели и задачи стратегии, менеджер сталкивается с проблемой
как достичь намеченных результатов. Цели - это результаты, а стратегия – действия
и средства по их достижению. Как правило, стратегия должна состоять из двух частей:
Стратегия
– это то, что нужно сделать сегодня, чтобы выжить завтра.
Разработка
стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии
– главные задачи по выбору направления развития компании. Кроме того, определяются
те шаги и действия, которые будут предприниматься для достижения результатов.
Стратегические планы – это простор творчества и инициативы.
Шаблонов здесь нет. Могут разрабатываться год, 3, 5 лет.
Стратегии
могут быть разными: роста; диверсифицированные; моностратегии; мультиатрибутивные
стратегии.
Примерная схема составляющих стратегии
компании:
Стратегия
компании может включать и другие составляющие компоненты.
Стратегия
(концепция) развития компании
Цель разработки
стратегии: концепция развития компании определяет ее стратегические цели и
пути их достижения.
Основные составляющие стратегии:
Анализ макро и микросреды компании,
конъюнктуры страхового рынка.
Философия компании,
ее миссия, цели и задачи.
Цель компании: компания
- диверсифицированная универсальная страховая организация, оказывающая весь спектр
страховых услуг, но специализирующаяся на личном страховании.
Миссия
компании: Мы видим свою миссию в том, чтобы предоставить корпоративным и индивидуальным
клиентам широкий спектр страховых услуг и страхового обслуживания высочайшего
класса.
Стратегия в области страховой деятельности:
приоритетные виды страхования;
сегменты
страхового рынка, на которых собирается действовать компания;
доля
компании в общероссийском объеме страховой премии по годам и видам страхования;
место компании в списке крупнейших страховщиков
России.
Маркетинговая стратегия:
продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса
в стране;
системы продажи страховых продуктов;
доля различных форм распространения страховых продуктов
в общем объеме страховой премии;
новые каналы и
передовые технологии распространения страховых продуктов;
ценовая
политика компании;
система формирования спроса
населения на страховые услуги;
рекламная стратегия.
Инвестиционная политика компании:
анализ
инвестиционной среды;
принципы инвестиционной политики;
приоритетные направления инвестиций;
прогноз
уровня доходности по инвестиционным проектам.
Стратегия
по работе с персоналом (кадровая стратегия):
система
подбора и обучения персонала;
система стимулирования;
корпоративная культура и ценности компании;
система
коммуникаций.
Региональная политика:
краткий анализ регионов России;
перечень
вновь открываемых филиалов;
система взаимоотношений
головной компании и филиалов.
Стратегия
в области международной деятельности.
4.
Выполнение стратегии, оценка и контроль ее реализации.
Особенность
процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации,
а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения компанией поставленной
цели. Очень часто наблюдаются случаи, когда компании оказываются не в состоянии
осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно был проведен
анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения
во внешней среде. Однако часто стратегия не осуществляется и потому, что управление
не может должным образом привлечь имеющийся у компании потенциал для реализации
стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потенциала.
Основная задача этапа выполнения стратегии состоит
в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии.
Таким образом, выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений
в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова
к проведению стратегии в жизнь.
Оценка и контроль
выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемом
в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь
между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие:
определение того, что и по каким показателям проверять;
оценка
состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами
или другими эталонными показателями;
выяснение
причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
осуществление
корректировки, если она необходима и возможна.
III.
Кто отвечает за разработку
Непосредственно –
Президент (Генеральный директор).
Вице-президенты
по производству, маркетингу, финансам, кадрам и другие функциональные руководители
несут ответственность за разработку и выполнение в рамках своих полномочий: маркетинговая
стратегия, финансовая и т.д.
Могут создаваться специальные
органы:
центры стратегического анализа;
центры
стратегического планирования;
центры развития.
Эти
центры обрабатывают необходимую информацию, координируют деятельность отделов
и служб.
Совет директоров отвечает за то, чтобы стратегическое
управление осуществлялось правильно. Совет директоров официально утверждает корпоративный
стратегический план.
IV. Что ждет компанию, не
имеющую своей бизнес - стратегии?
Отсутствие
стратегического управления проявляется в следующих формах: Во-первых, организации
планируют свою деятельность исходя из того, что внешняя среда не будет меняться.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается
с анализа внутренних возможностей. Максимум, что можно сделать в этих условиях,
это сказать, сколько товара она может произвести. В-третьих, отсутствие стратегии
ведет к гипертрофии тактических мероприятий: совещаний, отчетов и т.д. Отсутствие
стратегии ведет к уменьшению доли компании на рынке, потери конкурентных преимуществ
и, в конечном итоге, гибели компании.