Стратегия
достижения конкурентоспособности в малом и среднем бизнесе
к.э.н. Д.В. Маслов
Ивановский государственный энергетический университет
Рыночная система хозяйствования
требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности.
Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей
и разработки стратеги. Если еще недавно деятельность большинства предприятий была
направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании смещают акценты
в стратегии своего развития на увеличение числа постоянных клиентов. На смену
массовому и нишевому маркетингу приходит концепция индивидуального маркетинга
или маркетинга "один-на-один" (one-to-one marketing) [4 - рис.1]. Такая рыночная
стратегия позволяет производителям, прогнозируя изменения потребностей клиентов,
всегда быть на шаг впереди конкурентов.
Рис.
1. Современные тенденции в маркетинге
Маркетинг
"один-на-один" предполагает изучение организацией своего потребителя и накопление
полученной информации в клиентской базе данных для дальнейшего ее анализа и использования
в целях совершенствования бизнес-процессов компании. Собирая данные о клиентах,
вы, во-первых, узнаете своего потребителя: его пол, возраст, место жительства,
социальную принадлежность и т.п., что позволяет корректировать стратегию развития
бизнеса. Во-вторых, анализируя жалобы и отзывы потребителей, вы определяете слабые
места в деятельности организации и изучаете мнения клиентов относительно качества
вашего товара.
Достижение лояльности потребителей
требует от организации обеспечения качества не только произведенных продуктов
и услуг, но и качества бизнес-процесса на каждом его этапе. Философия тотального
(всеобщего) управления качеством (total quality management - TQM), пришедшая
на смену концепции тотального контроля качества (total quality control - TQC)
получала широкое признание во всем мире [1]. Управление качеством предполагает
постоянное совершенствование бизнес-процесса, оперативно реагируя на изменяющиеся
потребности и ожидания клиентов. Достижение максимальной лояльности потребителей
приводит к увеличению числа постоянных клиентов компании, росту прибыльности и
конкурентоспособности.
Основным методом совершенствования
в системе менеджмента качества является цикл PDCA (Plan - планирование
усовершенствования; Do - выполнение усовершенствование; Сheck - проверка результатов
усовершенствования; Аct - действие, направленное на стандартизацию или перепланирование)
[2], который символизирует принцип повторения в решении проблемы - достижение
улучшения шаг за шагом и повторение цикла усовершенствования много раз. Применение
цикла PDCA на всех уровнях принятия решений способствует постоянному улучшению
качества бизнес-процесса. Менеджеры должны сами научиться и научить своих работников
применять PDCA на практике. Для обеспечения конкурентоспособности бизнеса необходимо
сделать цикл PDCA стандартом в работе предприятия. Следует отметить, что для становления
качественного бизнес-процесса необходимо вовлечение каждого работника в процесс
совершенствования.
Следует отметить, что на малых
и средних предприятиях применение PDCA на отдельных этапах бизнес-процесса может
быть малоэффективным в силу ограниченности ресурсов: людских, материальных, финансовых,
информационных, и планируемые улучшения не будут в полной мере реализованы. В
малом бизнесе управление зачастую ведется интуитивно, и при небольшом числе менеджеров
приходится решать широкий круг проблем: организационных, административных и т.п.
В этом случае процесс совершенствования каждого этапа бизнес-процесса может затянуться
или вовсе прийти к неразрешимому противоречию между необходимостью совершенствования
и ограниченными возможностями организации. Опыт многих предприятий в мире подсказывает
в таких случаях не заниматься поступательным улучшением процесса, а заимствовать
готовый процесс у компаний-лидеров. Такой метод совершенствования носит название
бенчмаркинг (benchmarking) или эталонное сопоставление.
Успех
бенчмаркинга зависит от грамотного выбора эталонного предприятия. Детализация
бизнес-процесса своей организации и выявление этапа, требующего улучшения, является
необходимым условием для определения объекта сопоставления. Таким образом, объект
бенчмаркинга - это определенный этап бизнес-процесса эталонной организации, механизм
которого можно перенести на процесс своей организации.
Цель
бенчмаркинга - научиться перенимать опыт других, неважно, работают они
в одной с вами области или нет. Здесь следует отметить, что беззастенчивое присвоение
вызовет проблемы, если хозяйственная практика одной организации не переведена
на язык деловой практики другой [4].
Эффективное
применение бенчмаркинга в целях совершенствования бизнес-процесса предполагает
предварительную установку и анализ ограничений по реализации бизнес идеи в своей
компании. В качестве ограничений могут выступать особенности местного законодательства,
специфика производимого продукта или услуги, национальный менталитет, традиции
(если сопоставляется процесс иностранной компании) и т.д. При бенчмаркинге необходимо
объективно оценить допустимые рамки для внедрения стороннего процесса и проанализировать
возможности по минимизации ограничений.
Если ограничения
касаются ресурсов организации, и внедрение эталонного процесса требует чрезмерных
людских, материальных, финансовых или других затрат, то применение бенчмаркинга
может отрицательно сказаться на эффективности бизнес-процесса. Совершенствование
таких направлений деятельности, как исследование рынка, финансовый анализ, аудит
и т.п., требует от организации привлечения дополнительных затрат. Указанные направления
деятельности предполагают специальную подготовку кадров, отдельную инфраструктуру
и информационно-техническую базу. В этом случае для предприятия эффективней было
бы оплатить услуги сторонней организации, которая специализируется на том или
ином виде деятельности: консультационные, юридические компании, рекламные агентства
и т.д. Привлечение внешних ресурсов с целью совершенствования бизнес-процесса
и повышения конкурентоспособности предприятия получило название аутсорсинг
(outsourcing) [3].
Несмотря на новизну понятия, аутсорсинг
существует уже давно, и, преимущественно, это понятие связывают с информационными
технологиями и Интернетом. В конце 80-х начале 90-х годов для поддержания конкурентоспособности
компании стали использовать в бизнесе IT-технологии, и в тоже время испытывать
нехватку специалистов для поддержания информационных систем и высокотехнологичного
оборудования. Сегодня, по мере того как руководители начинают понимать, что аутсорсинг
бизнес-процессов не менее выгоден, чем аутсорсинг технологических функций, внешним
исполнителям передается все больше обязанностей - от маркетинговых исследований
и рекламных компаний до осуществления отдельных этапов производственного процесса.
Причем такая тенденция характерна как для малого бизнеса, где наряду с эффективностью
использования ресурсов встает проблема их постоянной недостаточности, так и для
крупных корпораций. Например, автомобильный завод Форда в момент своего основания
100% автомобилей и комплектующих выпускал самостоятельно. Сейчас корпорация Ford
две трети комплектующих и услуг заказывает у сторонних поставщиков, а компьютерные
фирмы Dell и Compaq уже перешли к стопроцентному производственному аутсорсингу.
Применение аутсорсинга имеет как свои плюсы, так
и некоторые минусы для организации. Основными аргументами в пользу аутсорсинга
большинство руководителей называет экономию средств и возможность сконцентрировать
собственные ресурсы на основных направлениях деятельности. Кроме того, аутсорсинг
помогает повысить эффективность бизнес-процесса, снимая проблемы на тех его этапах,
которые переданы сторонним организациям. Однако аутсорсинг не следует рассматривать
как панацею от всех проблем компании или непременный рецепт улучшения качества
бизнес-процесса. Если у компании трудности с формулированием собственных целей
или расстановкой приоритетов, то использование аутсорсинга, скорее всего, не улучшит
ситуацию, а лишь спровоцирует проявление негативных его сторон. Среди недостатков
аутсорсинга основным является необходимость работы с людьми, не вовлеченными в
работу компании. Покупка готовых решений может грозить потерей непосредственного
контроля, снижением качества продукции и ставит весь бизнес-процесс в опасную
зависимость от стороннего разработчика.
Таким образом,
конкурентные преимущества малых и средних предприятий, на наш взгляд, кроются
в постоянном совершенствовании бизнес-процесса при эффективном использовании и
распределении ресурсов. Причем, рынок заставляет предпринимателей производить
продукт/услугу с целью максимально удовлетворения своих потребителей, повышения
уровня их лояльности и увеличения доли постоянных клиентов. В связи с этим, стратегию
достижения конкурентоспособности для малых и средних предприятий мы предлагаем
рассматривать в виде комплексной трехшаговой стратегии совершенствования бизнес-процесса,
направленной на удержание и, по возможности, увеличение числа постоянных клиентов
компании (рис. 2).
Рис.
2. Трехшаговая стратегия достижения конкурентоспособности
Шаг 1: Тотальное управление качеством (TQM) - совершенствование
при помощи цикла PDCA каждого этапа бизнес-процесса. - Охватывает всю деятельность
организации.
Шаг 2: Бенчмаркинг - заимствование
процессов у конкурентов и эталонных компаний. - Применяется для улучшения стандартного
процесса в случаях, когда внутренние и внешние ограничения позволяют внедрить
сторонний процесс, изменив его в соответствии с требованиями вашего предприятия.
Шаг 3: Аутсорсинг - покупка процесса у сторонней
организации. - Применяется в случаях, когда затраты на совершенствование процесса
собственными силами или применение бенчмаркинга превышают стоимость услуг внешней
организации.
Литература
1. Глудкин О.П., Горбунов И.Н. Всеобщее управление качеством.
- М.: Радио и связь, 1999.
2. Тотальное управление
качеством: Практ. рук-во. ч.2 / В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева и др. - Иваново, 2000.
3. Хейвуд Д. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ.
- М.: Издательский дом "Вильямс", 2002.
4. Customer
satisfaction: Материалы российско-японского семинара в рамках Президентской программы
переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ / Х. Такахаси
- Москва: Японский центр МГУ, июнь 2002.