Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том
числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь
необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных
сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной
системы менеджмента качества (СМК) [1, 2]. В 2000 г. принята новая версия
международных стандартов ISO серии 9000 (российский вариант ГОСТ Р ИСО серии 9000)
[3, 4]. Хотя данные стандарты длительное время находили применение в основном
в промышленности, а позже и в сфере услуг, их требования могут быть приложены
и к образованию. В последнее время заметно активизировалась деятельность ведущих
вузов России по внедрению стандартов ИСО серии 9000 и методов TQM в образование
[3, 4].
Однако для руководства многих вузов, в том числе государственных
и с высоким рейтингом, часто не является очевидным необходимость развертывание
работ в области менеджмента качества, тем более что на первых порах этот шаг сулит
только затраты. Нет внешних обстоятельств, которые бы побуждали к созданию СМК.
Финансирование не зависит от результатов деятельности вузов, отсутствует прямая
ответственность за трудоустройство выпускников, нет обратной связи о карьерном
росте выпускников и пр. Ведущим вузам России пока не страшна конкуренция на рынке
труда и образовательных услуг. Вуз как организация, производящая продукцию и услуги,
значительно сложнее любой другой организации с точки зрения производимой продукции
и услуг, профессионального и культурного уровня персонала, структуры системы управления.
Все это порождает сильное сопротивление, как академического персонала, так и руководителей
среднего и верхнего уровня процессу создания и внедрения СМК. Даже если первое
лицо вуза — ректор понимает необходимость этого шага, ему важно быть образованным
в вопросах менеджмента качества, настойчиво проводить данную политику в жизнь
вуза постепенно, по принципу расходящихся волн, начиная с ректората, деканов,
руководителей структурных административных подразделений и т. д. Это трудная задача,
требующая не только понимания и видения перспектив процесса, но и профессиональных
знаний, понимания необходимости вложения ресурсов, и в первую очередь, кадровых.
Успех в значительной степени будет зависеть от постепенной, «мягкой», поэтапной
организации процесса создания, внедрения, сертификации и поддержания СМК в актуальном
состоянии. Важно суметь показать результативность внедрения идей менеджмента качества
в вузе, одновременно воспитывая персонал в духе приверженности идеям менеджмента
качества.
Для успеха данного предприятия разработка и реализация проекта
создания СМК должна быть выполнена на уровне, обеспечивающем технологичность процесса,
возможность совершенствования разработки, реализации последующего менеджмента
проекта и по возможности распространения результатов. Удовлетворить этим требованиям
можно, используя для разработки проекта создания СМК логико-структурный анализ
(ЛСА) [5]. ЛСА был разработан Агентством международного развития США в конце 60-х
годов и с тех пор активно используется при разработке и реализации проектов, в
частности, в программе ЕС ТЕМПУС.
ЛСА состоит из аналитической фазы и фазы
планирования. Аналитическая фаза представлена тремя этапами.
- Этап
1. Анализ заинтересованных сторон (идентификация всех заинтересованных сторон,
их ключевых проблем, изучение ограничений и возможностей);
- Этап 2. Анализ
проблем (формулирование проблем, построение причинно-следственных связей и дерева
проблем);
- Этап 3. Анализ целей (построение иерархии целей на основе анализа
проблем, построение соотношений «средства достижения — конечный результат», определение
стратегии проекта).
- Фаза планирования представлена еще пятью этапами.
- Этап
4. Выведение логики реализации (структуризация проекта, формулирование измеримых
целей);
- Этап 5. Указание допущений и факторов риска (выявление условий,
могущих оказать отрицательное влияние на реализацию проекта и не поддающихся контролю
со стороны менеджмента проекта);
- Этап 6. Определение показателей (формулирование
показателей и определение методов и средств их измерения);
- Этап 7. Составление
графика мероприятий (установление последовательности, длительности мероприятий
и распределение ответственности);
- Этап 8. Составление плана расходов (разработка
бюджета и графика расходов).
Основным результатом ЛСА является логико-структурная
матрица (ЛСМ), модель которой представлена на рис. 1. В текстовой части ЛСМ
излагается логика реализации проекта, задачи, ресурсы и функции менеджмента. Содержание
второй и третьей колонок следует рассматривать как основу для мониторинга и оценки
проекта.
Рис. 1. Логико-структурная
матрица
Итак, ориентируясь на разработку СМК вуза, попытаемся реализовать
все восемь этапов разработки проекта.
Этап 1. Анализ заинтересованных
сторон. Данный этап хорошо согласуется с первым принципом менеджмента
качества «Ориентация на потребителя» [6]. Организация зависит от своих потребителей,
должна понимать их текущие и будущие потребности и стремится предвосхитить их.
Спектр потребителей продукции или услуг, производимых вузом, достаточно широк.
Основные заинтересованные в деятельности вуза стороны представлены на рис. 2.
Сюда следует отнести: абитуриентов; обучающихся и их родственников; потребителей
специалистов, результатов НИР, технической продукции, услуг, связанных с повышением
квалификации и профессиональной переподготовкой; органы управления образованием
разного уровня; общественные организации; административный персонал всех уровней;
членов академического сообщества[7].
Рис.
2. Иерархия заинтересованных сторон вуза
Для выявления потребителей результатов
деятельности вуза и изучения их потребностей в динамике важен сбор информации
об актуальном положении дел, проведение встреч с использованием какого-либо метода
оценки. Недопустимо столкновение интересов заинтересованных сторон, что может
привести к возникновению рисков вуза. Анализ заинтересованных сторон можно проводить,
используя встречи рабочей группы типа «мозговой штурм». Результатом может быть
таблица, фрагмент которой приведен в таблице 1. Для проведения анализа заинтересованных
сторон широко применяется ССВУ-анализ («Сильные стороны», «Слабые стороны», «Возможности»,
«Угрозы»). Обработка результатов ССВУ-анализа позволяет выделить проблемные места
в деятельности вуза, достоинства и достижения, проанализировать предлагаемые к
реализации возможности для улучшения процессов, обратить внимание на существующие
или потенциальные угрозы. Фрагмент ССВУ-анализа деятельности вуза с позиции такой
его заинтересованной стороны, как «Предприятие—потребитель специалистов» приведен
в таблице 2.
Заинтересованная сторона | Потребности | Адекватный
механизм участия |
Студенты | Качественные
образовательные программы; Высококвалифицированные кадры; Хорошая производственная
база для приобретения практических навыков; Современное и достаточное ресурсное
обеспечение; Связь вуза с потребителями специалистов; Развитая инфраструктура
вуза; Другое | Участие
в оценке качества образовательных услуг и отдельных компонентов процесса их предоставления; Обсуждение
со студентами результатов оценки качества деятельности вуза; Привлечение лучших
студентов к проведению самообследования вуза; Другое |
Рис. 3. Фрагмент результатов анализа заинтересованных сторон
Сильные стороны | Слабые
стороны |
Хорошая
фундаментальная подготовка Высокое качество кадрового потенциала по циклу естественнонаучных
дисциплин Использование в учебном процессе результатов научных исследований Привлечение
к научному процессу лучших студентов … | Недостаточно
современная материальная база технических специальностей Недостаточный уровень
подготовки выпускников по вопросам менеджмента Слабая практическая подготовка
специалистов Высокий средний возраст преподавательского состава … |
Возможности | Угрозы |
Шире использовать
связи с предприятиями региона для укрепления материальной базы и использования
потенциала предприятий для практической подготовки специалистов … | Отсутствие
мотивации у талантливых молодых специалистов оставаться в вузе Отсутствие системы
маркетинговых исследований рынка труда может привести к отклонению структуры специальностей
вуза от востребованной на рынке … |
Рис.
4. Фрагмент ССВУ-анализа заинтересованных сторон
Этап 2. Анализ
проблем. Постановка цели и стремление к ее достижению уже говорит о том,
что есть некоторая проблема. Для правильной постановки целей необходимо выяснение
сути проблемы. На данном этапе необходимо решить три задачи: идентификация основных
проблем заинтересованных сторон; установление связи выявленных проблем с проблемами
вуза; разработка дерева проблем для установления причинно-следственных связей.
Задачи
данного этапа реализуются посредством серии встреч заинтересованных сторон, сбалансированного
анализа мнений и результатов исследований, полученных на первом этапе. Результатом
этапа должно стать дерево взаимно увязанных проблем. Для представления иерархии
проблем можно использовать диаграмму Исикавы или кросс-диагностику [8]. На рис. 3
приведено дерево проблем, построенное при анализе проблемы «Слабая связь с предприятиями».
Рис.
5. Дерево проблем
Этап 3. Анализ целей. Анализ проблем
отражает отрицательные аспекты деятельности вуза, в то время как анализ целей
представляет положительные аспекты видения. Необходимо на данном этапе сформулировать
дерево целей как зеркальное отображение дерева проблем. На рис. 4 и 5 приведены
соответственно схема преобразования проблем в цели и дерево целей.
Рис.
6. Преобразование проблем в цели
Рис.
7. Дерево целей
Формулирование целей на этапе построения дерева целей не
является окончательным. Их доработка будет осуществляться в итерационном режиме
при планировании и выполнении работ. Цели должны быть реалистичными (достижимыми
в рамках финансовых, физических и временных ресурсов), определенными (соответствовать
реализуемому проекту) и измеримыми (предоставлять возможность количественной оценки).
Дерево целей может быть много шире тех, которые включены в проект. Предстоит выделить
стратегию, охватывающую взаимосвязанные цели, актуальные на данном этапе и для
данного проекта. Стратегия обычно включает главную и конкретные цели и ожидаемые
результаты.
Этап 4. Определение логики реализации.
Логика реализации проекта разработки СМК предполагает его описание на всех уровнях
иерархии целей: общие цели; задачи, результаты; виды деятельности (действия).
Для определения логики разработки необходимо определение логико-структурной схемы
(ЛСС). ЛСС является инструментом анализа, разработки и оформления проекта, который
может использоваться как динамический инструмент, подлежащий пересмотру и переоценке
в процессе реализации проекта, его функционировании и при изменении условий. ЛСС
удобно пользоваться при составлении планов, бюджетов. Она представляет собой матрицу
4x4, представленную на рис. 6, в которой вертикальная логика отражает причинно-следственные
связи, а горизонтальная относится к измерению результатов.
Рис.
8. Матрица логико-структурной схемы
Обычно матрицу ЛСС составляют, заполняя
первую колонку сверху вниз, затем заполняется третья колонка. Переход от дерева
целей к ЛСС позволяет получить элемент управления, учесть воздействие на результаты
предположения и факторы риска. Фрагмент, отражающий связь между матрицей ЛСС и
деревом целей, приведен на рис. 7.
Рис.
9. Преобразование целей в логико-структурную матрицу
Прослеживаемость результативности
реализации проекта создания СМК осуществляется по цепочке «деятельность — результаты
— конкретные цели — общая цель» и при этом она постепенно снижается. «Деятельность»
предполагает не только планирование, но и ресурсообеспечение. Результаты должны
быть конкретными и измеримыми. Цели находятся вне уровня менеджмента проекта,
но они должны определяться на уровне, позволяющем вести эффективный мониторинг
допущений и факторов риска.
Этап 5. Определение допущений и
факторов риска. Успешная реализация разработки возможна при наличии постоянного
контроля влияющих факторов, допущений и рисков, находящихся вне рамок контроля
проекта. Анализ допущений позволяет заполнить последний столбец матрицы ЛСС (см.
рис. 10). Переход при реализации проекта с уровня на уровень возможен только
при достижении цели при установленном допущении. Одной из важных задач команды
проекта является выявление всех влияющих факторов и планирование действий, снижающих
риск их влияния. Примером может служить установление долгосрочных взаимовыгодных
связей с потребителями специалистов на основе договоров о сотрудничестве, сотрудничество
с региональными службами занятости населения и пр. Для наблюдения за влияющими
факторами можно разрабатывать алгоритм работы с допущениями.
Рис.
10. Структуризация видов деятельности
Этап 6. Определение показателей.
Для обеспечения измеримости целей необходимо выделить систему показателей и методы
их измерения для идентификации необходимой информации. Все принятые показатели
должны соответствовать критериям качества, количества и времени. Качество показателей
определяется посредством установления норм, формирование которых должно осуществляться
на основе мониторинга, анализа и официального утверждения. Нормы — не догма, они
могут меняться по мере совершенствования процессов. Далее предстоит научиться
измерять показатели (разработать собственную методику или использовать известную),
сравнивать их с принятыми нормами и формировать управляющие воздействия. Иногда
важной характеристикой является время достижения некоторых показателей. Каждая
цель должна быть связана с системой показателей. На этом же этапе планируются
средства и расходы, тесно увязанные с запланированными мероприятиями.
Этап 7.
Составление графика действий. После заполнения матрицы ЛСС осуществляют
планирование мероприятий. Для представления действий по реализации проекта в логической
последовательности и взаимодействии составляют график, проводят анализ критического
пути. Последовательность этапа можно представить в виде следующих шагов: составление
перечня основных действий; разбиение действий на задачи; формирование логики и
определение временных показателей действий и задач; распределение показателей
по действиям и задачам и установление места показателя в процессе; определение
квалификационных требований к разработчикам и участникам действий, задач и процессов;
распределение функций, полномочий и ответственности.
При подготовке перечня
действий и задач необходимо выявление человеческих, материальных, физических и
финансовых ресурсов, способов достижения результатов проекта, факторов риска и
неопределенностей, способных оказать отрицательное влияние на действия, и временных
рамок реализации проекта разработки СМК. Структурирование действий в виде задач
и заданий должно быть оптимальным в смысле уровня детализации. Важно, чтобы планирующие
специалисты имели достаточный механизм для оценки результатов, а исполнители —
достаточное количество инструкций для реализации задачи и задания. Пример структуры
действий дан на рис. 10.
После проведения структуризации деятельности
необходимо установление последовательности и зависимости задач, подзадач и т.
д., проведение реалистичной оценки продолжительности видов деятельности и задач.
Формирование графика действий требует обязательного включения показателей хода
выполнения проекта для реализации функций мониторинга и управления. Далее предполагается
оценить кадровые ресурсы с точки зрения необходимого для реализации проекта профессионального
опыта, распределить задания, определить меру полномочий и ответственности и оформить
график действий.
Этап 8. Определение ресурсов. На данном
этапе предстоит продолжить работу по дальнейшему определению ресурсов, составлению
сметы и плана расходов. Список мероприятий копируется в формат плана расходов.
Для реализации задач этапа необходимо составить контрольный список для плана расходов,
дать ясное и точное описание средств, соответствующих видам деятельности и задачам
и представить средства в виде определенных категорий расходов. В табл. 3
приведен пример распределения средств по категориям. Далее предстоит оценить количественные,
стоимостные и временные показатели расходов, которые далее преобразовываются в
недельный, квартальный и годовой планы и бюджеты. Определение источников финансирования
и составление плана расходов — важный этап в определении ресурсов. На данном этапе
целесообразно определить проект расходов, которые возникнут у вуза после реализации
разработки СМК, в частности, расходы на поддержку СМК в актуальном состоянии.
... |
2. 1. 3. Разработка
комплекса методического сопровождения практикума |
Фонд
оплаты труда персонала: руководитель группы; ведущие преподаватели образовательных
программ; методист; технический работник; |
Повышение
квалификации персонала; |
Стоимость
материалов и эксплуатации оборудования; |
Накладные
расходы; |
Прочие
расходы. |
Рис. 11. Пример распределения
средств по категориям
Следование приведенной здесь методике реализации проекта
разработки СМК в образовательной организации, основанной на ЛСА, позволит снизить
рискованность и неопределенность при реализации проекта и повысить эффективность
использования ресурсов.
Литература1. ГОСТ Р ИСО 9000–2001 Системы
менеджмента качества. Основные положения и словарь. М: ИПК Издательство стандартов,
2001. 25 с.
2. Крейг Р. Дж. ИСО 9000: Руководство по получению
сертификата о регистрации / Пер. с англ. Н. П. Плетневой. М.: РИА «Стандарты и
качество», 2001. 184 с. (Сер. «Дом качества», вып. 9).
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Системы менеджмента качества. Требования. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
4.
Адлер Ю. П., Кочетов А. И. и др. МИСиС: повышение качества подготовки
специалистов // Стандарты и качество. 2000. № 2. С. 68–72.
5. Целенаправленная
разработка и менеджмент проектов: пособие ТЕМПУС. Изд-во Европейского фонда профессионального
образования, 2001. 77 с. (http://www.etf.eu.int).
6.
Адлер Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество.
2001. № 5–6. С. 49–60.
7. Никитина Н. Ш. Системы менеджмента
качества в образовании. Модель совершенного бизнеса в соответствии с международными
стандартами ИСО серии 9000: 2000 / Проблемы высшего технического образования:
Межвуз. сб. статей. Вып. 24. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2003. С. 10–15.
8.
Конти Т. Самооценка в организациях: пер. с англ. И. Н. Рыбникова при
участии Г. И. Герасимовой / Науч. ред. В. А. Лапидус, М. Е. Серов. М.: РИА «Стандарты
и качество», 2000. 328 с.