Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Инновационный менеджмент


Управление финансовыми ресурсами наукоемких производств на конкурсной основе

Бендиков М.А.,Джамай Е.В.
Источник: Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №2 / 2001 http://www.dis.ru


Рассматриваются организационно-методические аспекты конкурсного размещения подрядов на выполнение НИОКР и производство сложной наукоемкой продукции, позволяющего в условиях конкуренции оптимизировать расходование финансовых ресурсов, увеличивать за счет экономии общие объемы работ и повышать их качество.

Эффективное управление дефицитными ресурсами, как известно, является сутью экономики и перманентно решаемой задачей во всех сферах деятельности, где присутствует экономический аспект. Если ресурсы лимитированы, то их приходится распределять, исходя из принципов ресурсосбережения и приоритетности работ. При этом при одних и тех же затратах ресурсов, но их оптимальном применении объем выполненных работ может увеличиваться, и в этом случае, соответственно, возрастает эффективность ресурсопотребления. В рыночной экономике эффективность использования ресурсов является не самоцелью, а средством повышения производительности и завоевания товарных рынков. Таким образом, конкуренция является действенным стимулирующим фактором в работе механизма ресурсосбережения. Применительно к современным российским условиям наибольший интерес представляет исследование предпосылок к созданию конкурентной среды при распределении ограниченных бюджетно-финансовых ресурсов в промышленности, поскольку именно они и именно в этом секторе экономики являются наиболее значимыми и дефицитными на текущий момент.

1. Конкурсный отбор как способ создания конкурентной среды и повышения эффективности лимитированных финансовых ресурсов

Управление промышленным производством продукции предполагает планирование его финансового обеспечения. Решение этой ключевой задачи рыночного хозяйствования существенно усложняется, если речь идет о наукоемкой продукции: ее создание включает дополнительные этапы научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, испытаний и т. д., выполняемых в определенной последовательности, а потому требует сквозного финансирования по всем взаимоувязанным работам жизненного цикла продукции – от исследований и разработок до серийного производства и эксплуатации (а иногда – и утилизации). Сложная научно-производственная кооперация требует организации адекватной финансовой сети по всем ее переделам, причем, как правило, чем больше узловых точек и соединений в этой сети (узлов и ребер целенаправленного графа), тем больше степеней свободы выбора управленческого решения и обширнее поле деятельности для рационализации ресурсопотребления, хотя бы с точки зрения оптимизации структуры сети (графа) или снижения трансакционных издержек. Гипотетически можно предположить, что в хитросплетениях этой сети могут скрываться и различные злоупотребления, что повышает значимость независимой экспертизы проектов (во всяком случае, названия некоторых документов, таких, как [3], позволяют делать подобные предположения).

Необходимо иметь в виду, что в плановой и регулятивной экономике процесс финансового обеспечения производства и его планирования имеет существенные отличия. Главное из них заключается в том, что плановая и к тому же государственная система поддержки инноваций уже в переходных к рыночным условиях имеет ограниченную сферу применения, – появляется большое количество направлений работ, финансируемых не только из государственных, но и ряда других источников. И даже работы, выполняемые по правительственным заказам, также зачастую нуждаются в дополнительных источниках, альтернативных государственным. Кроме того, и у государственной системы благодаря разнообразию форм и методов финансирования в рыночных условиях появились новые возможности для повышения эффективности использования своих финансовых ресурсов.

Чтобы все эти условия, требования, возможности реализовались, необходимы соответствующие мотивационно действующие экономические механизмы управления финансовыми ресурсами. Эти механизмы тем более актуальны, если иметь в виду, что в настоящее время в промышленности и экономике в целом продолжается относительное падение или стагнация объемов финансирования научной сферы (см. таблицу). И хотя принципиальной особенностью этой сферы деятельности во всем мире является ведущая и доминирующая роль государства в обеспечении фундаментальных и большей части прикладных исследований всем необходимым, тем не менее, нельзя пренебрегать возможностями частного или корпоративного (с участием государства) финансирования исследований и разработок, а также производства наукоемкой продукции.

Таблица

Исполнение бюджета по статье «Фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу»

  Единица измерения 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Федеральный бюджет

Млрд. руб. 9548,9 5172,4 11196,8

Доля в ВВП

% 0,4 0,2 0,3

Бюджеты субъектов РФ

Млрд. руб. 575,4 507,3 706,0

Доля в ВВП

% 0,0 0,0 0,0

Внебюджетные фонды

Млрд. руб. 17,4 660,7 1612,4

Доля в ВВП

% 0,0 0,0 0,0

Бюджет расширенного Правительства

Млрд. руб. 10141,7 6340,4 13515,3

Доля в ВВП

% 0,4 0,2 0,3

Источник: Российская экономика в 1999 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 21) / М.: Институт экономики переходного периода, 2000.

Справка. Даже в крайне неблагоприятном для российской экономики 1992 г. расходы по этой статье бюджета достигали 1% ВВП. В СССР максимальный уровень наукоемкости ВВП был в 1990 г. – 3,67 % (см. [13]).

Система поддержки развития науки и ее финансирования, включающая концептуальные положения, целевые ориентиры, меры законодательного регулирования (в том числе защиты прав интеллектуальной собственности), порядок ресурсного обеспечения и др., находится пока еще в стадии формирования. По этой причине, а также в силу различных нестационарных процессов, свойственных переходной экономике, у нас пока нет четкого и эффективного механизма, который бы стимулировал разработчиков новой техники в создании и распространении нововведений. Если в экономически развитых странах с рыночной экономикой такой механизм достаточно отлажен, поскольку он целенаправленно формировался властями и конкуренцией бизнеса в течение длительного времени (научно-техническая революция в 50-е – 60-е гг. на Западе произошла во многом благодаря созданию такого механизма), то в российской промышленности из-за не устоявшихся основ рыночного хозяйствования ожидать автоматизма самоорганизации его действия пока не приходится [1, 2]. Сегодня предпринимаются только первые попытки практически полного изменения принципов финансирования наукоемкого производства, направленные на рациональное и эффективное использование имеющихся ограниченных финансовых (в первую очередь – бюджетных) ресурсов.

Резкий спад наукоемких производств, наблюдающийся на протяжении последнего десятилетия, в значительной мере вызван недостаточной эффективностью как рыночных механизмов, находящихся в стадии их становления, так и государственного регулирования сложной хозяйственной деятельностью, а также слабыми адаптационными свойствами предприятий к изменяющимся условиям хозяйствования. Кроме того, необходимо учитывать и тот очевидный факт, что наукоемкий сектор российской промышленности был в основном оборонно-ориентированным, а потому кадровый состав его менеджеров не был приучен и подготовлен к принятию самостоятельных хозяйственных решений в соответствии с условиями и требованиями рынка. Организация и обеспечение специфического производства строго регламентировались, регулировались и контролировались государством.

Комплекс финансовых мер, направленных на сохранение и развитие высокотехнологичного потенциала промышленности должен обеспечивать выполнение следующих задач:

  • определение приоритетных направлений технологического развития, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны;
  • выделение высокотехнологичного ядра промышленности из предприятий, действительно способных производить конкурентоспособную продукцию;
  • обеспечение эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных финансовых ресурсов;
  • обеспечение финансирования государственного заказа предприятий;
  • создание конкурентной среды при распределении государственного заказа и его финансировании, в том числе и путем организации конкурсов на размещение заказов;
  • пресечение злоупотреблений при организации закупок для государственных нужд.

    Апробация способов формирование конкурентной среды при размещении государственного заказа для правительственных нужд методами конкурсного отбора началась в 1997 г. Идея управленческой инновации была простая и понятная – в условиях рынка побеждать в получении подряда на выполнение работ государственного заказа должен тот, кто в максимальной мере способен производить современную, конкурентоспособную научно-техническую продукцию. Основаниями для проведения конкурсов должны являться соответствующие правовые акты, регулирующие процесс создание научно-технической продукции для государственных нужд. К ним относятся федеральные, межрегиональные, региональные и межгосударственные целевые программы, государственный заказ и утвержденные технические задания, различные руководящие материалы, регламентирующие процесс создания сложной продукции. Основаниями для проведения конкурсов на работы по созданию научно-технической продукции, не отнесенной к государственным нуждам, могут служить инициативные проекты и предложения предприятий и организаций, иностранные заказы и др.

    2. Организационно-методическое и нормативное обеспечение финансирования наукоемкого производства на конкурсной основе

    Одним из первых документов государственного уровня, направленных на выполнение задач по совершенствованию финансового обеспечения наукоемкого производства, является Указ Президента РФ от 08.04.97 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» [3]. Указ регламентирует размещение заказов на закупку товаров, работ, услуг на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ. Положения указа распространяются также на заказчиков, использующих средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемые в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии. Указом было утверждено «Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд». Изначально предназначались эти меры и документы, главным образом, для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

    В то время (1997 г.) в ОПК входило около головных 1700 предприятий, и ставилась задача его реформирования путем конверсии, сокращения и реструктуризации с целью создания “ядра ОПК”, в которое вошло бы не более 670 предприятий. Столько предприятий, согласно правительственным планам, смогли бы победить в конкурсе на право выполнения государственного заказа, то есть обладали на тот момент необходимыми востребованностью и конкурентоспособностью. Победителем конкурсного отбора устанавливался тот, кто предлагал самую низкую цену за конечный продукт или самое высокое качество при тех же ценах.

    Ожидалось, что таким образом к 2002 г. число участников государственного оборонного заказа, в котором в 1997 г. было задействовано 1200 предприятий, сократится вдвое. В 1999 г. их число составило уже не многим более 1000 предприятий, из которых 50 взяли на себя половину всего объема оборонного заказа. Оставшимся к 2002 г. 670 предприятиям правительство обязалось оказывать финансовую поддержку. При этом устанавливалось, что приоритет будет отдаваться 130 специализированным предприятиям, продукция которых имеет стратегическое значение для страны.

    Во исполнение названного Указа совместным приказом министерств науки, экономики и финансов было введено типовое положение о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) [4].

    Целями введения в действие данного положения являются:

  • создание контрактной системы при размещении заказов на выполнение НИОКР и технологических работ прикладного характера для государственных нужд;
  • повышение эффективности использования выделяемых на научные исследования бюджетных средств;
  • обеспечение ответственности за выполнение принятых обязательств;
  • стимулирование спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты и их реализация на выгодных для государства условиях.

    На рисунке приведена схема организации финансирования и конкурсного отбора научно-технических проектов общегосударственного значения.

    Позднее порядок проведения конкурсного отбора подобных проектов был регламентирован не межведомственным нормативным актом, а Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.99 г. [5], что исключило возможность изменения этого порядка в ведомственных интересах. Данный закон регулирует отношения, возникающие между организатором конкурса, то есть государственным заказчиком, и участниками конкурса (поставщиками продукции или исполнителями НИОКР) в процессе проведения конкурса.

    Основные терминологические определения, используемые при рассмотрении вопросов, связанных с проведение конкурсов научно-технических проектов на получение заказа со стороны государства, включают следующие понятия:

  • «заказ на выполнение НИОКР и технологических работ для государственных нужд» – утвержденное в установленном порядке задание государственного заказчика на проведение НИОКР и технологических работ прикладного характера, финансируемых из средств государственного бюджета;
  • «государственный заказчик» – любой федеральный орган исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения, утверждаемые Правительством РФ, орган государственной власти субъекта РФ, другие юридические лица, которым государственные заказчики по договору, заключенному на конкурсной основе, передали выполнение части своих функций по размещению заказов;
  • «закупки НИОКР и технологических работ» – размещение заказчиком заказа на выполнение НИОКР и технологических работ посредством заключения государственных контрактов;
  • «исполнитель» – любой участник процедур закупки НИОКР и технологических работ, включая сторону, с которой заключен государственный контракт на выполнение НИОКР и технологических работ;
  • «государственный контракт на выполнение НИОКР и технологических работ» – договор, заключаемый заказчиком с исполнителем, по которому в зависимости от вида НИОКР и технологических работ исполнитель обязан провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования либо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее;
  • «торги (конкурс)» – способ закупки НИОКР и технологических работ на основе конкурса, предметом которого является право заключения государственного контракта на выполнение НИОКР и технологических работ.

    Схема организации финансирования научно-технических проектов на выполнение государственного заказа на конкурсной основе

    Рисунок. Схема организации финансирования научно-технических проектов на выполнение государственного заказа на конкурсной основе

    Для участия в процедуре размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям. Исполнитель, претендующий на участие в конкурсе, должен иметь:

  • необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, соответствующие специализации контракта;
  • финансовую устойчивость, опыт выполнения аналогичных контрактов, положительную репутацию делового партнера;
  • необходимые трудовые ресурсы для выполнения государственного контракта.

    Предприятия, научные организации, претендующие на участие в конкурсе, должны исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, быть платежеспособными и не находиться в процессе ликвидации.

    Претендент на исполнение контракта должен иметь документы, подтверждающие его квалификацию. Оценка квалификации исполнителя осуществляется в соответствии с критериями, требованиями или процедурами, общими для всех участников конкурса. Не должно допускаться установление критериев, требований или процедур, носящих дискриминационный характер. Также, как не должно допускаться умышленное предоставления претендентом ложной, неполной или неточной информации о своей квалификации, научно-техническом и производственном потенциале, в этом случае он отстраняется от участия в конкурсе.

    При организации конкурса предприятие, претендующее на получение государственного заказа, получает комплект инструктивной документации, который содержит:

  • инструкцию по подготовке и представлению заявок на участие в квалификационном отборе;
  • краткое изложение основных условий государственного контракта, заключаемого на поставки продукции для государственных нужд;
  • примерный перечень документов, которые должны быть представлены организацией в подтверждение своей квалификации;
  • порядок представления заявок на участие в квалификационном отборе и срок их представления (с указанием места и времени), обеспечивающий организации достаточное время для предоставления заявки.

    Конкурсная процедура предусматривает проведение торгов в два этапа.

    На первом этапе все предприятия, научные организации, претендующие на получение государственного заказа, предоставляют первоначальные заявки на участие в конкурсе. Эти заявки должны содержать предложения, касающиеся технических, качественных или иных характеристик продукции, но без указания цены. На втором этапе заказчик предлагает организациям, принявшим участие в первом этапе, представить окончательные заявки на участие в конкурсе с указанием цены на один и тот же вид продукции. Каждая организация-претендент представляет только одну ценовую котировку, которую она не вправе впоследствии изменить. При составлении спецификации нужной продукции заказчик находится в более привилегированном положении, поскольку он может исключить или изменить любое первоначально установленное в конкурсной документации положение, включая функциональные, технические или качественные характеристики продукции, а также критерии оценки, сопоставления проектов и определения выигравшего проекта.

    Нельзя исключать случаи, когда заказчик не имеет возможности конкурсного размещения заказа и вправе размещать заказы на выполнение работ у единственного исполнителя. К ним следует отнести следующие ситуации:

  • если работа может быть выполнена только единственным исполнителем (в силу, например, уникальности применяемых технологий) или исполнитель обладает исключительными правами на ее выполнение;
  • при срочной потребности в результатах выполнения работы и при наличии у предполагаемого исполнителя научных, технических или технологических наработок, позволяющих обеспечить срочное выполнение заказа.

    Для организации конкурсов, как указано на схеме (см. рис.), на различных уровнях управленческой иерархии создаются специальные конкурсные комиссии и подкомиссии, осуществляющие непосредственный отбор научно-технических проектов. Основной целью их создания является обеспечение выполнения принятых законодательных и директивных документов [3-8].

    Конкурсные подкомиссии имеют следующие направления расходов бюджетных средств:

  • НИОКР, выполняемые по заказам министерств и ведомств, в том числе работы, входящие в федеральные целевые программы;
  • проектно-изыскательские работы, инвестиции гражданского назначения;
  • закрепленная за министерствами и ведомствами часть государственного заказа;
  • программы по диверсификации и перепрофилированию производства, федеральные целевые программы ОПК;
  • материально-техническое обеспечение деятельности централизованного аппарата министерств и подведомственных организаций здравоохранения, образования, культуры;
  • закупка сырья, материалов за счет бюджетных ссуд для производства товаров народного потребления в текстильной и легкой промышленности;
  • создание в лесном комплексе за счет бюджетных ссуд межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.

    Согласно разработанному Министерством экономики России «Положению о Конкурсной подкомиссии по направлениям расходов бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе работы, входящие в федеральные целевые программы» основными задачами подкомиссий являются:

  • координация и контроль работы структурных подразделений, которые являются заказчиками конкретных НИОКР;
  • рассмотрение и согласование разработанных заказчиком графиков проведения конкурса на выполнение НИОКР;
  • подведение итогов конкурса, проведенного заказчиком;
  • подготовка сведений по итогам работы конкурсной подкомиссии по результатам конкурса на проведение НИОКР.

    Затем подкомиссия передает материалы о победителе конкурса в конкурсную комиссию по организации конкурсов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств.

    Организацию конкурсной комиссии можно рассмотреть на примере ее деятельности в авиационной промышленности, где также было разработано соответствующее Положение. Согласно этому Положению к участию в конкурсе допускаются предложения по проектам (НИР, ОКР), направленные на выполнение федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России» и «Национальная технологическая база», предоставляющие возможность комплексного решения задач. Проекты представляются научными организациями авиационной отрасли различных форм собственности (относящимися как к государственному, так и к негосударственному сектору экономики), имеющими официально утвержденный статус исполнителя предлагаемого вида работ.

    С целью наиболее эффективного использования выделяемых финансовых ресурсов в интересах создания высокоэкономичных и технически совершенных летательных аппаратов нового поколения был образован экспертный совет. Его обязанностью является обеспечение соблюдения гласности и объективности отбора и соответствие отобранных НИОКР требованиям рассматриваемого Положения.

    Для рассмотрения в экспертный совет представляется тематическая карта НИОКР установленного образца и в качестве приложения – бизнес-план или технико-экономическое обоснование с пояснительной запиской.

    Материалы, представляемые на конкурс, должны содержать сведения:

  • о новизне работы, патентной чистоте предполагаемого результата работы, экономических, технических и эксплуатационных характеристиках объекта и их сопоставлении с характеристиками аналогов и конкурентов;
  • о полезном эффекте от реализации работы (в контексте следующих задач по приоритетности: военно-политическая безопасность страны, экономическая безопасность страны, безопасность полетов, экологическая безопасность и т.д.);
  • о потребности рынка в результатах работы и источниках получения этих сведений (например, предварительное соглашение с авиакомпаниями);
  • об эффективности внедрения результатов работы (например, основные финансово-экономические показатели проекта, период окупаемости, индекс прибыльности, чистый приведенный доход, внутренняя норма рентабельности);
  • о целесообразности реализации предложения на предприятии - заявителе: наличие научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной базы, мероприятия по снижению себестоимости выполняемых работ (реструктуризация, стоимость нормо-часа, уровень накладных расходов, рентабельность и прибыльность научной организации в настоящее время);
  • о текущем состоянии работ по предлагаемой на рассмотрение экспертного совета работе (теме).

    Основными документами, предоставляемыми организациями в рабочую группу по рассмотрению заявок, являются:

    1. Заявка на участие в конкурсе на проведение НИОКР.

    2. Информационная карта проекта (в соответствие с письмом министерства экономики от 07.12.98 г. № АС-1057/2-1035).

    3. Пояснительная записка проекта, порядок составления которой утвержден министерством экономики в составе следующих разделов:

  • отсутствие других организаций, занимающихся аналогичной тематикой (при размещении заказа на выполнение работ у единственного исполнителя);
  • специфика деятельности исполнителя по данному направлению НИОКР;
  • технико-экономическое обоснование стоимости работ;
  • наличие материальной (экспериментально-технической) базы;
  • кадровое обеспечение выполняемой НИОКР;
  • состояние НИОКР на момент размещения заказа;
  • научная и прикладная значимость результатов работы с точки зрения приоритетов развития экономики;
  • конкурентоспособность, патентоспособность результатов НИОКР;
  • экологическая оценка результатов работ;
  • сроки реализации, масштаб применения результатов работы, эффективность их использования для решения социально-экономических проблем;
  • создание научно-технического задела для решения перспективных задач прикладного значения.

    4. Основные этапы работ по выполнению НИОКР.

    5. Справка о финансово-экономическом состоянии организации.

    6. Заявка по обоснованию государственной поддержки создания и освоения производства гражданской продукции.

    7. Технико-экономическое обоснование заявки на проведение НИОКР.

    8. Справка по окупаемости проекта, создания и освоения изделий в производстве.

    9. Сравнительные технические и эксплуатационные показатели создаваемого (осваиваемого) изделия.

    10. Форма тематического перечня заявок, представленных на участие в конкурсе НИОКР.

    11. Подтверждение заказчиком потребности в создаваемой продукции или заключение заказчика о целесообразности проведения работ (представляется дополнительно при значительных объемах НИОКР или организации производства гражданской продукции в значительных объемах).

    12. Бизнес-план проекта.

    Организации, представляющие свои проекты на конкурс, могут по своему усмотрению дополнительно представить иные материалы, подтверждающие целесообразность финансирования предлагаемой темы НИОКР.

    Темы, представленные на конкурс, рассматриваются экспертным советом в месячный срок путем оппонирования материалов и рассмотрения докладов оппонентов на пленарных заседаниях комиссии. Поданные предложения на конкурс ранжируются на три группы: приоритетные, резервные и бесперспективные.

    Предложения, являющиеся победителями конкурса, включаются в перечень приоритетных направлений финансирования и для их реализации заключаются договоры между отраслевыми министерствами и ведомствами и научными организациями, подавшими свои заявки на участие в конкурсе. Утвержденное решение экспертным советом доводится до сведения всех научных организаций данной отрасли промышленности, подавших материалы на конкурс.

    При организации финансирования научно-технических проектов на конкурсной основе, необходимо выделять технические и социально-экономические критерии отбора проектов. Конкурсная комиссия при оценке и отборе проектов должна руководствоваться следующими такими критериями:

    1. Соответствие проекта приоритетным направлениям развития экономики.
    2. Стоимостной критерий.
    3. Наличие международного или российского патента и «ноу-хау».
    4. Соответствие международным стандартам ИСО, МЭК, ИСО/МЭК, ЕЭК ООН.
    5. Наличие бизнес-плана.
    6. Уменьшение затрат на ресурсы и энергию в 2 и более раза.
    7. Минимальный срок окупаемости.
    8. Уровень цены должен быть не менее чем на 30% ниже по сравнению с импортируемой идентичной продукцией.
    9. Возврат средств и сроки возврата средств (по работам, реализующим результаты НИОКР).
    10. Максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования и кредитов.
    11. Социальная значимость проекта.
    12. Обеспечение новых рабочих мест в процессе выполнения проекта.
    13. Соответствие нормам охраны труда, безопасности, экологичности.
    14. Экспортная пригодность или импортозамещение.
    15. Сроки и стоимость конкурсного проекта.

    3. Технико-экономическая оценка эффективности конкурсных научно-технических проектов

    Для конкурсного отбора наиболее эффективных проектов используются их технико-экономические обоснования. Для корректности сопоставления проектов технико-экономические обоснования должны быть выполнены на единых принципах, с использованием общей для всех претендентов системы показателей и критериев оценки. Многолетний опыт проведения подобных оценок в промышленности имеется: он наработан при оценке эффективности и технико-экономическом обосновании НИОКР. Потребовалась адаптация методики проведения оценок применительно к изменяющимся условиям хозяйствования.

    При ее разработке были приняты во внимание общепринятые принципы и опыт проведения оценок эффективности инновационных проектов, имеющийся в странах с развитой рыночной экономикой, учтены специфические особенности переходного периода, а также многолетний отечественный опыт экономического обоснования мероприятий научно-технического прогресса (см., например, работу [10], методические рекомендации [11]).

    В настоящее время основным источником финансирования проектов по созданию наукоемкой продукции в промышленности являются средства федерального бюджета. Но есть устойчивая тенденция наращивания инновационного потенциала и из других источников, наиболее значительными из которых являются:

  • собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления и др.);
  • заемные финансовые средства (банковский кредит);
  • внебюджетные средства;
  • иностранные инвестиции.

    Эффективность проектов определяется на расчетный период, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается, как правило, с учетом продолжительности всех этапов жизненного цикла создания наукоемкой продукции. За начало расчетного периода принимается первый год осуществления инвестиций, конец расчетного периода определяется последним годом серийного производства.

    Для конкурсного отбора в целях сопоставимости показателей проектов по времени и создания равных условий для всех претендентов за расчетный период (продолжительность расчетного периода) принимается интервал времени от начала финансирования проекта до первого года серийного производства плюс 3-5 лет серийного производства в зависимости от вида гражданской продукции. При этом в качестве расчетного года принимается фиксированный момент времени – первый год бюджетного финансирования проектов НИОКР, то есть начальный год расчетного периода. В качестве шага расчета принимается минимальный интервал времени, принятый разработчиком для проекта (год, полугодие, квартал).

    При технико-экономическом обосновании проектов необходимо приведение (дисконтирование) разновременных затрат и результатов к единому моменту времени (расчетному году) 2. Приведение будущих денежных ресурсов (инвестиций, производственных издержек, прибыли, амортизационных отчислений) к расчетному году проектного периода производится путем умножения затрат и результатов на коэффициент дисконтирования, величина которого определяется по известной формуле:

    где E годовая норма дисконтирования; t порядковый номер года расчетного периода, а именно: 0 – расчетный год; 1 – первый год, следующий за расчетным годом; 2 – второй год, следующий за расчетным годом и т. д.

    Если в качестве шага расчета принято полугодие, то в формуле (1) показатель at=1, норма Е делится на 2, а показатель t является порядковым номером каждого квартала расчетного периода.

    С целью создания равных условий для всех участников конкурса и сопоставимости проектов принимается единая норма дисконтирования (Е=0,25), характеризующая ожидаемый уровень прибыли при альтернативном использовании или процент за банковский кредит (процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ) в 1999 г.

    При оценке проектов большое значение имеет учет инфляции, то есть повышения общего (среднего) уровня цен в экономике в целом или на данный вид ресурса, продукции, услуг, труда. Когда в качестве норм дисконта при сложении разновременных затрат и результатов принимается действующая банковская ставка за депозит, то она сама является инфляционной и для укрупненных расчетов ее применение правомерно. Однако банковские ставки весьма нестабильны, плохо поддаются прогнозированию. Кроме того, они не являются рыночными. Ставка Центрального банка, которая часто принимается в качестве нормы дисконта, во многом представляет собой результат целенаправленной политики этого банка. Поэтому для более точных расчетов необходимо определять уровень инфляции за инвестиционный период.

    Уровень инфляции показывает, насколько вырастут цены (в процентных пунктах) за рассматриваемый период времени. Для его определения обычно используется относительное значение уровня инфляции:

    где упр4.jpg (725 bytes) – уровень инфляции; S – текущая величина цены; – увеличение цены в результате инфляции.

    Индекс инфляции показывает, во сколько раз выросли цены за рассматриваемый период времени. Его величина I связана с уровнем инфляции и определяется по формуле:

    I = 1 + . (3)

    Если необходимо определить индекс инфляции за расчетный период, исходя из значений уровней инфляции за временные интервалы, меньшие этого периода (например, – год, месяц или квартал), то используется следующая формула:

    где: Ip – индекс инфляции за расчетный период; n – уровень инфляции за минимальный временной интервал, принятый для расчета; n – количество интервалов в расчетном периоде.

    Соответственно, уровень инфляции за расчетный период будет равен:

    n = Ip - 1. (5)

    Показатели экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов как всей экономики, так и отдельных ее отраслей. Оценка экономической эффективности производится с помощью системных показателей, позволяющих сопоставлять затраты и результаты, связанные с реализацией проекта. Определение состава и количества показателей является одной из главных функций заказчика.

    К числу основных показателей эффективности проектов относятся следующие:

  • чистый дисконтированный доход,
  • внутренняя норма доходности,
  • бюджетный эффект,
  • срок окупаемости или период возврата инвестиций,
  • индекс доходности или рентабельности инвестиций.

    Возможно использование и других показателей эффективности проекта, отражающих специфику проекта или интересы его участников.

    Опыт использования этих показателей для технико-экономического обоснования проектов свидетельствует о недостаточности ни одного из этих показателей как единственного критерия при выборе оптимального варианта, а их скалярная свертка невозможна из-за их качественной разнородности: одни показатели являются абсолютными, другие относительными, третьи вообще могут не измеряться количественно. Использование же только одного показателя в качестве определяющего критерия недостаточно для всесторонней оценки проекта, поскольку это увеличивает риск отбора не лучшего варианта.

    Вопрос о методах многокритериальной сравнительной оценки различных проектов, процессов, явлений и т. п. является сложной самостоятельной задачей выбора. Существуют методы многофакторной оценки проектов, которые чисто гипотетически можно применять для конкурсного отбора. Эти методы связаны с построением специальных функций полезности проектов, с математической статистикой (методы множественной корреляции), с кластерным анализом математической теории распознавания образов и др. Их общий недостаток неадекватной оценки проекта проявляется по-разному: в сомнительной корректности сведения разнородных показателей в один обобщенный критерий, в невозможности учета разновесности влияния показателей на оценку проекта, в слабой чувствительности обобщенных показателей к системе показателей эффективности проекта. Все это отрицательно сказывается на объективности оценок.

    В силу отмеченных обстоятельств решение об инвестировании средств в проект рекомендуется принимать с учетом значений нескольких критериев, характеризующих проект по большему числу параметров, с учетом интересов всех участников проекта. Следует иметь в виду, что если проект в целом не выгоден хотя бы одному его участнику, то нужно или изменять условия проекта, чтобы заинтересованность в нем была всеобщая, или менять состав участников, в противном случае проект вообще не имеет экономических мотивов для реализации.

    Одним из определяющих параметров эффективности проекта может являться чистый дисконтированный доход. Он характеризует интегральный эффект от реализации проекта. Чистый дисконтированный доход определяется как разность между суммой дисконтированных к расчетному году чистых доходов и суммой дисконтированных к тому же году первоначальных инвестиций за расчетный период:

    где: ЧДД – чистый дисконтированный доход; at – коэффициент дисконтирования; Дt – чистый доход предприятия в t-ом году расчетного периода; Kt – величина инвестиций в t-ом году расчетного периода; tН и tК – соответственно начальный и конечный годы расчетного периода.

    Используя в качестве критерия чистый дисконтированный доход от реализации проекта, можно утверждать, что, чем больше , тем выше эффективность проекта.

    В свою очередь, чистый доход предприятия в t–ом году расчетного периода определяется как сумма чистой прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции за вычетом налога на прибыль) и амортизационных отчислений в том же году:

    Дt = Пt + Аt, (7)

    где Пt – чистая прибыль, а Аt – амортизационные отчисления в t–ом году.

    Прибыль от реализации продукции проекта в любом году расчетного периода определяется как разность между годовым объемом реализации продукции (без НДС) в t-ом году Tt и его себестоимостью в том же году Ct

    Определение себестоимости изделий должно производиться в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» [9].

    Величина инвестиций К может включать как средства федерального бюджета Кб, так и собственные средства предприятия Кс, заемные средства Ккр, прочие внебюджетные средства Кпр :

    К = Кб + Кс + Ккр +Кпр .

    По своему целевому назначению эти инвестиции складываются из затрат на НИОКР, приобретение необходимого оборудования, включая транспортировку, монтаж и наладку, приобретение оборотных средств, технологическую подготовку производства, освоение производства и др.

    Внутренняя норма доходности – относительный показатель эффективности, характеризующий предельную (граничную) норму дисконтирования, разделяющую эффективные проекты от неэффективных. Внутренняя норма доходности Енв представляет собой норму дисконтирования, при которой величина чистого дисконтированного дохода (6) равна 0:

    Проект считается эффективным, если Енв> Е, чем выше показатель Енв, тем эффективнее инвестиционный проект. Показатель Енв можно рассчитать несколькими способами:

  • простым подбором параметра, при котором удовлетворяется условие, приведенное выше;
  • путем использования финансовой функции ВНДОХ (IRR), встроенной в «электронную таблицу» Excel Windows;
  • путем использования программы (команды) «Поиск решения», которая имеется в Excel (меню «Сервис»).

    Срок окупаемости или период возврата инвестиций - это период времени, в течение которого суммарная величина дисконтированных инвестиций возмещается суммарной величиной чистого дохода. Срок окупаемости определяется путем суммирования чистого дохода с учетом дисконтирования по годам расчетного периода до тех пор, пока полученная нарастающим итогом сумма не достигнет суммарной величины инвестиций, дисконтированных к расчетному году.

    Практически срок окупаемости (период возврата) инвестиций можно определить по формуле:

    где K – суммарная величина дисконтированных инвестиций из всех источников финансирования,

    Дср – среднегодовая величина чистого дохода с учетом дисконтирования,

    n – количество лет производства проектной продукции.

    Срок окупаемости необходимо сравнивать с расчетным периодом. Чем меньше срок окупаемости, тем выше эффективность проекта.

    Рентабельность инвестиций определяется как отношение суммы дисконтированных доходов за расчетный период к величине инвестиций, вызвавшей эти доходы (то есть отношение отдачи капитала к вложенному капиталу):

    Поскольку основным источником финансирования проектов являются средства федерального бюджета, необходимо определять бюджетный эффект, представляющий собой превышение доходной части бюджета над расходной.

    Бюджетный эффект за расчетный период определяется по следующей формуле:

    где: Эб – бюджетный эффект за расчетный период от реализации проекта;

    Dt – доходы, поступающие в бюджет и во внебюджетные фонды в t-ом году расчетного периода;

    Kбt – расходы, осуществляемые из средств федерального бюджета в t-ом году расчетного периода;

    d – коэффициент, учитывающий степень участия государства в реализации проекта.

    В свою очередь, коэффициент d определяется как отношение суммы бюджетных средств с дисконтированием Кб к суммарной величине инвестиций из всех источников финансирования на реализацию проекта с дисконтированием K:

    Величина K определяется по формуле (11). По аналогичной формуле определяется и величина Кб.

    В случае привлечения заемных средств для финансирования проектов необходимо определять срок погашения банковского кредита. Срок погашения банковского кредита – это период времени, в течение которого заемщик полностью рассчитывается с банком за ссуду с процентами из всех источников погашения. Показатель срока погашения банковского кредита является расчетным показателем и характеризует потенциальную возможность предприятия погасить задолженность перед банком за взятую им ссуду в заданные сроки. Величина расчетного срока погашения не должна превышать фактический срок погашения банковского кредита, обусловленный кредитным договором.

    Источниками погашения банковского кредита являются чистая прибыль и амортизационные отчисления, остающиеся у предприятия по установленному нормативу.

    Срок погашения банковского кредита определяется путем суммирования дисконтированных чистых прибылей (чистых доходов) на погашение кредита по годам расчетного периода до тех пор, пока полученная нарастающим итогом сумма не достигнет величины ссуды с процентами, дисконтированной к расчетному году. То есть срок погашения определяется исходя из условий:

    где Kкр суммарная величина ссуды с процентами с учетом дисконтирования; t - год, в котором полученная нарастающим итогом чистая прибыль сравнивается с суммарными инвестициями.

    Год, в котором наступит это условие, соответствует конечному году срока погашения кредита, начальный год срока погашения – году предоставления кредита.

    Срок погашения банковского кредита может быть также с достаточной степенью точности определен по формуле:

    где Дср – среднегодовая величина чистого дохода, идущая на погашение банковского кредита с учетом дисконтирования.

    В случае привлечения заемных средств (средств банковского кредита) необходимо определять сальдо реальных денег на тех шагах (или шаге) расчета, на которых кредитным договором предусмотрено погашение ссуды с процентами.

    Под сальдо реальных денег понимается разность между чистым доходом без дисконтирования, идущим на погашение кредита Дt , и платой за кредит, предусмотренной кредитным договором на t-ом шаге Pt :

    При этом в качестве шага расчета при проведении технико-экономического обоснования необходимо принимать интервал времени между двумя соседними платами за кредит, предусмотренными кредитным договором, если их несколько, или интервал времени между моментом получения кредита и моментом выплаты ссуды с процентами, если плата за кредит носит одноразовый характер.

    Положительное сальдо реальных денег на каждом шаге расчета свидетельствует о том, что у предприятия достаточно накопленных средств для погашения кредита в обусловленные сроки, а, следовательно, и об эффективности заемных средств. Отрицательное сальдо хотя бы на одном шаге расчета свидетельствует об их неэффективности.

    В тех случаях, когда проект направлен на создание импортозамещающего оборудования, должна приниматься во внимание экономия валюты. Экономия валюты за год определяется по следующей формуле:

    где Цед – цена за единицу импортного оборудования в валютном измерении, m – среднегодовое количество импортируемого оборудования.

    Исходными данными для оценки экономической эффективности проектов являются:

  • начальный и конечный годы расчетного периода, принятые для оценки эффективности проекта;
  • величина инвестиций на реализацию проекта по годам (шагам) расчетного периода (в том числе средства федерального бюджета, заемные средства, собственные средства предприятия, прочие внебюджетные средства);
  • объем производства оборудования по годам (полугодиям, кварталам, если шаг расчета принят меньше года) расчетного периода;
  • цена единицы оборудования (без НДС) по годам расчетного периода;
  • себестоимость изготовления единицы оборудования по годам расчетного периода, в том числе, издержки производства, амортизационные отчисления и уплата процентов за кредит (если проект требует заемных средств);
  • фонд оплаты труда в себестоимости единицы оборудования;
  • срок кредита, процент за кредит, схема погашения кредита и плата за кредит по годам (шагам расчета), если одним из источников финансирования проекта является банковский кредит.

    4. Реализация механизма финансирования наукоемкого производства на конкурсной основе в авиационной промышленности

    В 1999 г. предприятия и организации авиационной промышленности участвовали в конкурсах за получение государственного заказа на НИОКР по таким федеральным целевым программам как:

  • «Программа развития гражданской авиационной техники России до 2000 года»;
  • «Программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы» (по разделу «Разработка производства новых материалов и специализированного оборудования, разработка и освоение новых технологий»).

    В состав рабочей группы по рассмотрению и экспертизе заявок организаций для выполнения на конкурсной основе НИОКР вошли ведущие специалисты головных НИИ авиационной промышленности, таких как ГНЦ РФ «Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова», ГНЦ РФ «Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского», ГНЦ РФ «Государственный НИИ авиационных систем», Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, ГНЦ РФ «Всероссийский институт авиационных материалов» и др.

    На основании рекомендаций рабочей группы конкурсной подкомиссией по организации торгов (конкурсов) Министерством экономики РФ в 1999 г. были рассмотрены 14 заявок (лотов) одиннадцати организаций на выполнение новых НИОКР по федеральной «Программе развития гражданской авиационной техники до 2000 года». По результатам конкурсных торгов по рассмотренным заявкам между Министерством экономики РФ и предприятиями авиационной промышленности было заключено договоров на общую сумму 35,8 млн. руб.

    Среди основных лотов, представленных предприятиями на конкурс в 1999 г., были, например, следующие:

  • Самолет Як-42Д-90 – создание опытного образца.
  • Гиперзвуковой летательный аппарат.
  • Участие в разработке самолета большой пассажировместимости А3ХХ.
  • Доведение характеристик основных используемых авиадвигателей до международных требований ИКАО-II (по эмиссии, удельной топливной эффективности, безопасности и шуму).

    По аналогичной схеме в 1999 г. были проведены торги (конкурсы) по размещению заказов на закупку товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения федеральной «Программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы». Всего был проведен 51 торг (конкурс) на общую сумму лотов 51,75 млн. руб. По 26 лотам конкурс не был выигран ни одной из организаций-заявителей в связи с несоответствием предполагаемых лотов требованиям программы и отечественных и зарубежных стандартов. Государственным заказчиком было заключено с победителями конкурсных торгов 25 контрактов на сумму 8,47 млн. руб., в том числе 14 закрытых контрактов на сумму 3,8 млн. руб. и 11 контрактов по закупке у единственного источника на сумму 4,67 млн. руб. [12].

    Общая стоимость лотов – предложений государственного заказчика по выполнению работ по «Программе реструктуризации и конверсии …», которые не привели к заключению контрактов, составила 43,3 млн. руб., в том числе 31,7 млн. руб. по закрытым торгам (конкурсам) и 11,6 млн. руб. по торгам закупки у единственного источника.

    Среди основных лотов, выставляемых на конкурс в 1999 г., с точки зрения этапности жизненного цикла создаваемой научно-технической продукции, можно выделить два основных направлений работ:

  • фундаментальные исследования (2,19 млн. руб. или 25,8% от лимита средств федерального бюджета, выделенного на проведение работ на конкурсной основе);
  • разработка перспективных технологий, оборудования и материалов (6,28 млн. руб. или 74,2 % от указанного лимита).

    В 2000 г. в авиационной промышленности была продолжена организационно-методическая работа по организации конкурсов на получение государственного заказа. В частности, для этого были введены в действие новые документы, регламентирующие:

  • порядок прохождения конкурса;
  • порядок заключения и исполнения государственных контрактов на выполнение НИОКР;
  • проведение технико-экономической экспертизы, порядок обоснования планируемых затрат на материально-технические ресурсы, а также порядок утверждения цен на НИОКР;
  • порядок привлечения соисполнителей;
  • порядок контроля над выполнением государственного контракта и правильного расходования выделенных для этих целей средств.

    5. Заключение

    Инновационная стратегия развития экономики России создает надежную и перспективную базу для упрочения ее мирохозяйственных связей, усиления научно-технического и промышленного потенциала, повышения жизненного уровня населения. Без существенного реформирования и преобразования механизма создания и распространения нововведений (бывшего на протяжении десятилетий «ахиллесовой пятой» директивно-плановой экономики), финансирования исследований и разработок не удастся использовать научно-технические достижения для улучшения экономической ситуации. Рационализация подходов к повышению эффективности инвестиций в научные исследования и разработки будет способствовать существенному пополнению средств государственного бюджета, улучшению конкурентоспособности продукции, повышению социального и экономического статуса ученых и инженеров, разработчиков новых видов продукции и услуг.

    Прагматическая значимость и полученные, хотя и достаточно скромные, но обнадеживающие результаты конкурсного отбора для финансирования научно-технических проектов в производстве наукоемкой продукции, безусловно, имеют перспективу для своего развития. У государства, по мере укрепления его экономической мощи, увеличатся финансовые возможности (так же как и потребности) для бюджетной поддержки технологического развития и вопрос об эффективности использования финансовых инструментов и финансовых ресурсов станет еще более актуальным.

    Литература:

    1. Эйсен Н. Механизм финансирования науки / Экономист, № 8, 2000.
    2. Шувалов С., Оборин С. Снижение риска бюджетного финансирования / Экономист, № 7, 2000.
    3. Указ Президента Российской Федерации от 8.04.97 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд» / Собрание законодательства РФ, 14.04.97 г., № 15.
    4. Типовое положение о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденное приказом Миннауки, Минэкономики и Минфина РФ от 17.10.97 г. № 94/130/74н.
    5. Закон Российской Федерации «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (от 6.05.99 г. № 97-ФЗ) / Собрание законодательства РФ, 10.05.99 г., № 19.
    6. Поручения Правительства Российской Федерации от 12.04.97 г. № БН-П5-5пр и от 15.05.97 г. № БН-П5-16пр в части проведения торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ, услуг.
    7. «О совершенствовании работы Минэкономики России по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 8.04.97 г. № 305 в части проведения торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ и услуг за счет выделяемых Министерству бюджетных средств». Приказ Министра экономики РФ от 9.07.97 г. № 70.
    8. «Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд». Утверждены Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике 06.05.97 г. № БЕ-18-9 и согласованы с Министерством экономики РФ 08.05.97 г. № АС-158.
    9. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
    10. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М.: Дело,1998.
    11. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание. – М.: Экономика, 1999.
    12. Джамай Е.В. Программно-целевой подход к созданию конверсионной продукции в авиационной промышленности России в 1998-2000 гг. / Конверсия в машиностроении, № 4, 2000.
    13. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития / Маркетинг в России и за рубежом, № _ , 2001.

    Авторская справка

    Бендиков Михаил Абрамович

    Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН

    Джамай Екатерина Викторовна

    Кандидат экономических наук, начальник бюро финансового анализа и статистики ГНЦ РФ «Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова» (ЦИАМ)

    Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 99-02-00271)

    Это обусловлено экономической неравноценностью денежных ресурсов в разные годы расчетного периода. Как известно, при проведении технико-экономического анализа возникает вопрос об оценке текущей стоимости будущих вложений капитала, производственных издержках и прибыли с целью приведения их в сопоставимый вид со стоимостью этих средств в расчетном году. Для этого и необходимо соизмерение разновременных затрат и результатов, которое производится путем их приведения к расчетному году.


     

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100