Инновации осуществляются в самых различных областях: производстве, науке, культуре, образовании; экономических, правовых, социальных отношениях и других сферах деятельности человека. В первой части статьи приводятся доказательства обоснованности применения данного термина, во второй — авторы делятся личным опытом внедрения инноваций в управление рационализацией предприятия.
Хотя иностранный термин «инновация» появился в русском языке не так давно, он уже широко применяется во всех сферах человеческой деятельности. Это наглядно демонстрируют различные толковые словари. Так, в социологическом словаре «инновация» (от лат. «innovatio», англ. и нем. «innovation» — введение чего-либо нового) — это процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В толковом словаре иностранных слов Л. П. Крысина «инновация» (от фр. «innovation») — обновление, перемена. В современном экономическом словаре «инновации» — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. В психологическом словаре «инновацией» называется результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., которые удовлетворяют потребности человека и общества и вместе с тем вызывают социальные и другие изменения. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации.
П. Друкер в работе «Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения» приводит следующее определение инновации: «...инновация — это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса... Сущность инновации скорее концептуального характера, чем технического или научного».
В проекте закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» и в Отраслевой целевой программе (ОЦП) «Инновация» дано фактически одно определение инновации (нововведению) как «...конечному результату инновационной деятельности, получившему воплощение (в ОЦП — реализацию) в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация — продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация — процесс)».
В Отраслевой целевой программе также используются следующие термины и определения:
«Инновационная деятельность — выполнение работ, оказание услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, востребованных рынком, на основе законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений.
В частности, к инновационной деятельности относятся:
деятельность по продвижению на рынке новой продукции;
создание и развитие инновационной инфраструктуры;
организация финансирования инновационной деятельности;
подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
передача либо приобретение прав на результаты научно-технической деятельности или конфиденциальную научно-техническую информацию;
экспертиза, консультационные, информационные, юридические или иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса».
В словаре русского языка С. И. Ожегова продукт — это предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования), а продукция — это совокупность продуктов производства.
Подтверждением широкого понимания термина «инновация» являются материалы состоявшейся в 2002 г. второй окружной конференции «Активная инновационная политика — основа экономического возрождения России», согласно которым «инновация — это идея, обязательно работающая, внедренная, материализованная в новом конкретном материале, изделии, технологическом или ином усовершенствовании, технологии, оригинальном управленческом решении». На конференции рассматривались задачи инновационной политики в области формирования транспортно-логистической системы уральского региона, деятельности банка по развитию инновационного бизнеса и участию в инновационных процессах, информационных технологий как инструмента педагогических инноваций и т. д.
Приведенный выше анализ различных источников показывает, что термин «инновация» понимается как нововведение во всех областях человеческой деятельности, включая производственно-техническую, организационную, управленческую и другие виды деятельности.
Рассмотрим примеры инноваций в рационализаторской работе.
Коммерческое рационализаторское предложение
В эпоху социализма определение рацпредложения было общим для всех государственных предприятий и включало следующие показатели:
новизна в пределах предприятия;
полезность для предприятия;
наличие технического решения.
В новых условиях хозяйствования, обострения конкурентной борьбы, работы на конечный результат у предприятий возникла потребность в максимальном использовании всех ресурсов для получения дополнительных источников дохода, в том числе и новыми (инновационными) методами. Например, такими как введение системы закупок на тендерной основе, «борьба» за заказчика путем выставления цены на продукцию с учетом цен на рынке и т. д.
В свете перестроечных тенденций созрело и обрело материальное воплощение в виде Методических рекомендаций по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях РФ письмо Комитета по патентам и товарным знакам РФ № 6 и Министерства промышленности РФ № 7 (Д) от 25.06.96 г., расширяющее определение рационализаторских предложений и способствующее творческой активности новаторов. В соответствии с этим письмом наличие технического решения в рационализаторском предложении не является обязательным. Рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия.
По мнению авторов статьи, подобное решение в полной мере соответствует духу времени, способствует повышению активности работников предприятия, направленной на увеличение его доходов всеми законными методами.
В последнее время мы на практике убедились в том, что «хорошо живет тот, кто владеет рынком». Однако, по мнению авторов публикации, именно вопрос стимулирования работников предприятия, приносящих самый дорогой товар — заказ, решен не в полной мере. Все формальные предпосылки для решения этой проблемы имеются, если рассматривать коммерческое предложение как рационализаторское. Тем более что первое обладает признаками второго.
В этом случае, с нашей точки зрения, предприятиям не надо даже создавать специального Положения, так как, в соответствии с упомянутыми Методическими рекомендациями, рационализаторскими могут считаться организационно-технические предложения, направленные на привлечение нового для предприятия заказа.
Бесступенчатый расчет экономического эффекта
На большинстве предприятий до настоящего времени используется так называемый ступенчатый расчет авторского вознаграждения в зависимости от величины экономического эффекта. Попытки в ряде организаций использовать единый процент вознаграждения, например 4%, привел к резкому падению активности новаторов. Это в первую очередь коснулось мелкосерийных предприятий. Действительно, введение 4%-ного вознаграждения в сочетании с малым экономическим эффектом предложений привело к тому, что они перестали поступать.
На ФГУП «УЭМЗ» используется проверенная временем ступенчатая схема расчета величины вознаграждения (В) в зависимости от экономического эффекта (Э) (см. таблицу).
Основной недостаток ступенчатого расчета заключается в том, что необходимо использовать ряд формул вместо одной: в нашем случае — четыре, на одном из предприятий Урала — пять. По мнению ряда рационализаторов, это выглядит как «изменение правил во время игры».
Авторами статьи предложена новая формула для бесступенчатого расчета вознаграждения в зависимости от экономического эффекта, которая совпадает с упомянутой выше ступенчатой схемой расчета вплоть до нескольких миллионов рублей экономического эффекта (см. рисунок):
B = k ? Э0,8,
где k — коэффициент, позволяющий использовать в расчетах любые денежные единицы.
Э, В могут использоваться в рублях, тысячах рублей, миллионах рублей, любой валюте.
Преимущества предлагаемого способа расчета авторского вознаграждения:
более последовательное выполнение принципа: снижение процента выплаты авторского вознаграждения при увеличении экономического эффекта;
используется одна формула вместо четырех;
могут применяться любые денежные единицы, включая иностранную валюту;
подход к решению вопроса универсален: вид формулы сохраняется независимо от объемов производства и серийности выпускаемой продукции, меняются величина коэффициента и показатель степени.
К неудобствам использования предлагаемого метода следует, очевидно, отнести необходимость применения инженерного калькулятора, имеющегося в любом персональном компьютере.
Опыт общения с заинтересованными специалистами показывает, что необходимо дать некоторые пояснения относительно коэффициента k = 1 руб?0,2
Как упоминалось выше, предлагаемый подход универсален с точки зрения удовлетворения потребностей различных предприятий, имеющих в своем распоряжении те или иные «ступеньки». Действительно, численное значение коэффициента k и показателя степени для Э предложено авторами как во много совпадающее с расчетами по традиционной методике именно ФГУП «УЭМЗ» (см. таблицу). Для ступенчатых методик других предприятий значение упомянутых величин может быть иным. В частности, для линейной 4%-ной зависимости коэффициент k будет равен 0,04, а показатель степени — единице. На одном из предприятий Урала используется методика для расчета вознаграждения в зависимости от экономического эффекта, состоящая из пяти формул. Упомянутый способ расчета авторского вознаграждения в этом случае может быть заменен одной формулой со следующими параметрами: показатель степени равен 2/3, а численное значение коэффициента — 1,7 при вычислении в рублях. Следует отметить, что серийность изделий и объемы производства на этом предприятии превышают соответствующие показатели ФГУП «УЭМЗ» примерно на порядок.
Расширение времени действия рацпредложения
В современном законодательстве по интеллектуальной собственности установлены сроки действия патентов, а значит, и право авторов на получение вознаграждения: от 5 лет (полезная модель) до 20 (изобретение). Объекты авторского права охраняются в течение 70 лет после смерти новатора. Таким образом, автор рационализаторского предложения «страдает» дважды. В первый раз, когда ему выплачивают вознаграждение на один-два порядка меньше экономического эффекта, а во второй раз, когда вознаграждение выплачивают максимум на протяжении двух лет.
Авторы публикации считают, что в целях повышения заинтересованности работников предприятий необходимо продлить срок выплаты вознаграждения за рационализаторское предложение как минимум до пяти лет при подтверждении факта его использования.
Экономический эффект
Работники, занимающиеся рационализаторской деятельностью (сами новаторы, специалисты патентных служб, экономисты и т. д.), хорошо знают, какие трудности и споры возникают на стадии расчета экономического эффекта от внедрения рационализаторского предложения. Учитывая, что выполнение нового для предприятия заказа исключает выплаты незаработанного дохода рабочим с повременной оплатой труда и вспомогательным службам и отделам, а также компенсирует отчисления, называемые накладными расходами, авторы статьи предлагают за экономический эффект от внедрения коммерческих рационализаторских предложений считать маржинальный доход от данного заказа. Предложенная инновация существенно упрощает работу с коммерческими предложениями, так как маржинальный доход рассчитывается независимо от наличия рационализаторского предложения. Кроме этого, исключаются споры по выплатам вознаграждения.
Авторы статьи надеются, что специалисты и руководители предприятий выскажут свое мнение и поделятся опытом работы по управлению рационализаторской деятельностью.
Сказка про Ивана-дурака, который за вознаграждением ходил
Ирина Беляева
Вот странно мир устроен так,
Если Иван, то обязательно дурак,
А Царь, так жаден и жесток,
Иначе б править он не смог.
Наш мир от сказки мало отличим.
Один, надеясь на Закон, все рассказал другому.
А тот, другой, наживою томим,
Как не платить — обдумывает, по тому же все Закону.
Жил в стародавние времена Иван, как водится, дурак. Но, видно, не совсем тот Иван дурнем был, коли все в руках у него спорилось: за что ни возьмется — все получается.
Дошла о нем молва до Царя.
Приказывает Царь разузнать у Ивана секрет его мастерства. Нашли писари Ваню и приказали явиться во дворец.
Приходит Иван к Главному Писарю, а тот, не дав ему опомниться:
– Что же ты, шельмец, никому не рассказываешь, как у тебя получается так быстро да без изъяна любую вещицу изготовить, починить? Каким таким колдовством ты владеешь?
Пал Иван-дурак перед Писарем на колени:
– Никаким колдовством не владею я, знаю только секрет один, который мне передал отец, отцу — дед, деду — прадед, и так это в нашем роду и повелось, что от отца к сыну сей секрет переходит. Больше-то передать нечего — этим и живем.
Писарю стало жаль Ивана.
– Ладно, Ванюша, ты пока ступай домой, а я подумаю, как Царя не прогневить и тебя не обидеть.
И решил Главный Писарь запросить Небесную Канцелярию. Так, мол, и так, есть Иван-дурак, у которого Царь хочет секрет выпытать, чтобы этим секретом на своей фабрике воспользоваться да прибыль с этого получать.
Прочитали письмо в Поднебесной и решили издать такой Указ, по которому ни Иван, ни Царь секретом тем воспользоваться бы не смогли.
Решить-то решили, а как сделать? Указ-то — документ государственный: не обидеть бы кого!
Ждет Иван не дождется канцелярского решения.
Наконец получает гербовую бумагу из Небесной Канцелярии, в которой сообщается: «Иван-дурак должен рассказать свой секрет Царю, Царь обязан передать сведения в Небесную Канцелярию да заплатить пошлину. Вот после этого может использовать или рассказать кому другому, на кого Канцеляристы укажут. А обещанное вознаграждение выплатит тот, кто этим секретом воспользуется».
Понял Ванюша этот Указ, нет ли, неизвестно, но обрадовался и побежал к Писарю — секрет рассказывать. Прибежал — бумагу от Канцеляристов показывает. А у Писаря уже не одна такая пылится-пролеживает.
Все без утайки рассказал Иван. Писарь аккуратненько записал сказанное да отправил царю и в Небесную Канцелярию.
Месяц проходит, год, живет Иван, как и жил, да только одно мужика мучает, когда же на него мешок с золотом с неба свалится?
Не выдержал — пошел к Царю.
– Так, мол, и так, Ваше Царсковеличие, рассказал я Вам секрет свой, а
вознаграждения так и не дождался. Почему же Вы, Ваше Справедливие, мне не платите? Вот и бумага из Небесной Канцелярии есть у меня.
Призадумался Царь. Ссориться с Поднебесными ему не хочется, поэтому Ивану-то денег надо дать, да вот вопрос — где их взять? Секрет-то тот ему не пригодился, и Царь с Поднебесного согласия продал его другому.
Решил Царь послать Ивана к тому — другому, кто Ивановым секретом пользуется...
И все вроде правильно сделал — по Указу, и Небесная Канцелярия теперь уже не Небесная, и Некто пользуется Ивановым секретом и продает разные вещицы, сделанные с этим секретом все той же бывшей Небесной Канцелярии. Вот только Иван все ходит от одного Некто к другому и просит свой мешок с золотом, а ему в Указ тычут да посылают, вежливо так, но к другому Некто.
От жадности страдают двое:
Кому не дали и тот, кто не отдал.
Зачем же дурнем надо быть Ивану?
Царям подумать стоит «о потом».