Существует множество различных систем критериев для оценки инновационного проекта. Мы, на наш взгляд, предлагаем Вам одну из наиболее удачных методик.
В соответствии с этой методикой Вы можете произвести оценку Вашего проекта по девяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты его эффективности.
Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок:
«-2» — очень низкая оценка;
«-1» — низкая оценка;
«0» — отсутствие оценки;
«+1» — высокая оценка;
«+2» — очень высокая оценка.
Кроме того, для каждого из критериев определяется относительная его значимость посредством назначения весовых коэффициентов.
Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:
1. Аспекты, характеризующие Вашу фирму в целом. Здесь Вы можете оценить свою фирму с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать проект.
При этом используются 15 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
квалификация административно-управленческого персонала;
квалификация специалистов по маркетингу;
организационно-управленческая структура фирмы;
система сбыта товаров (услуг);
финансовое и экономическое положение фирмы.
2) весовой коэффициент 2,0:
репутация (имидж) фирмы и ее товаров (услуг);
квалификация научного и инженерного персонала;
квалификация производственная персонала;
технологический уровень производства;
доступность источников сырья, материалов, комплектующих;
доступность источников энергии и топлива;
уровень развития транспортной сети;
доступность рынка;
культура производства;
безопасность производства;
экология производства.
2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок. С помощью данных аспектов Вы сможете оценить перспективы развития отрасли и ее рынка, в которой Вы собираетесь реализовывать свой проект.
При этом используются 8 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты: 1) весовой коэффициент 3,0:
перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;
уровень конкуренции;
стабильность спроса;
тенденции изменения спроса;
затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок.
2) весовой коэффициент 2,0:
емкость рынка:
способность рынка к принятию товаров или услуг.
3) весовой коэффициент 1,0:
влияние проекта на развитие смежных отраслей.
3. Аспекты, характеризующие товары или услуги. При проведении оценки Вам необходимо оценить качество продукции (услуг), полученных в результате реализации Вашего проекта по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения Вы должны выбрать наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.
При этом используются 11 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
функциональные и потребительские свойства товаров (услуг);
надежность и долговечность;
экологичность;
безопасность для потребителя;
цена;
себестоимость товаров (услуг).
2) весовой коэффициент 2,0:
дизайн;
возможность развития товаров (услуг);
соответствие стандартам;
технологичность.
3) весовой коэффициент 1,0:
подготовка клиента к использованию товаров (услуг).
4. Аспекты, характеризующие маркетинг. Здесь Вы сможете оценить реалистичность разработанной программы маркетинга и ее эффективность при реализации целей Вашего проекта.
При этом используются 5 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
исследование рынка;
реклама;
каналы сбыта товаров (услуг);
методы стимулирования сбыта.
2) весовой коэффициент 2,0:
предпродажное и послепродажное обслуживание.
5. Производственные аспекты. Данные аспекты позволят Вам оценить производственный план Вашей фирмы с точки зрения рациональности использования ее технологического потенциала.
При этом используются 6 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
система обеспечения и контроля качества товаров (услуг);
накладные расходы.
2) весовой коэффициент 2,0:
использование технологического потенциала;
затраты на сырье, материалы и комплектующие;
затраты на топливо и энергоносители;
производственная кооперация.
6. Финансовые аспекты. Следующий Ваш шаг — оценка стратегии обеспечения финансирования проекта.
При этом используются 9 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 4,0:
возможность привлечения средств из госбюджета;
возможность привлечения средств населения;
обеспечение финансовых гарантий.
2) весовой коэффициент 3,0:
участие фирмы, представляющей проект, в его финансировании;
возможность привлечения российских инвесторов;
возможность привлечения зарубежных инвесторов;
возможность получения кредитов в российских банках;
возможность получения кредитов в зарубежных банках;
3) весовой коэффициент 2,0:
общий объем финансирования проекта.
7. Социально-экономические аспекты. Далее Вам необходимо оценить Ваш проект с социальной точки зрения.
При этом используются 14 критериев, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 3,0:
обеспечение занятости населения;
экспортный потенциал;
экология региона;
рост деловой активности.
2) весовой коэффициент 2,0:
использование научно-технического потенциала;
рост личных доходов населения региона;
развитие отрасли;
развитие производств, косвенно связанных с проектом;
развитие объектов социальной сферы в регионе;
решение демографических проблем;
разработка новых рынков;
рациональное использование природных ресурсов;
безопасность населения;
развитие региональной инфраструктуры.
8. Коммерческая (финансовая) эффективность проекта. Один из важнейших этапов оценки проекта — оценка его эффективности. Здесь Вы должны проанализировать уровень финансовых показателей эффективности Вашего проекта.
При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой коэффициент 4,0:
прибыльность проекта.
2) весовой коэффициент 3,0:
время окупаемости инвестиций;
ликвидность и платежеспособность.
9. Риск проекта. Последним шагом оценки Вашего проекта является оценка риска потери вложенных в проект средств в результате влияния различных факторов.
При этом используются 9 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
После оценки всех критериев Вам необходимо рассчитать общий рейтинг Вашего проекта. Для этого вы должны перемножить весовые коэффициенты критериев на значения их оценок и затем полученные произведения сложить. Полученный результат и будет составлять общую оценку (рейтинг) Вашего инновационного проекта.
Обращаем Ваше внимание, что при значении полученного результата меньше 200 баллов, следует считать данный проект неэффективным.