Не всякая на первый взгляд хорошая или даже «гениальная» инновационная идея может быть реализована. Возможность реализации Вашей идеи зависит от многих факторов. Среди них — квалификация, навыки работы в выбранной области деятельности, организаторские способности, практическая направленность проекта, доступные ресурсы — вот лишь небольшая часть того, что определяет возможность реализации инновационной идеи.
Как показывает практика, отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере. Поэтому, выбирая конкретные направления инновационной деятельности, особенно в сфере научно-технических разработок, предпринимателю необходимо быть в курсе приоритетов в области научно-технической политики, осуществляемой нашим государством.
Как оценить жизнеспособность выбранной инновационной идеи?
Для этого специалисты, занимающиеся экспертизой инновационных проектов, обычно предлагают инициатору проекта ответить на следующие вопросы:
Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?
Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?
Есть ли необходимость замены одного продукта другим?
Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов?
Соответствует ли идея инновационного продукта внутрипроизводственной структуре предприятия-разработчика?
В состоянии ли разработчик самостоятельно осуществить выпуск пробной партии продукта либо получить такой продукт?
Сможет ли разработчик реализовать новый товар на рынке?
Заполняет ли новый продукт какую-либо рыночную нишу?
Осуществлял ли кто-либо ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно?
Не приступил ли в настоящее время кто-либо еще к реализации сходной идеи?
С какими рисками может быть связана реализация предлагаемой идеи?
Будет ли прибыль от реализации инновационного проекта выше, чем затраты на его реализацию?
На что еще нам необходимо обратить внимание, приступая к подготовке инновационного проекта?
В качестве «ключевых пунктов внимания» предлагаем Вам использовать следующие позиции, приведенные ниже. Вам придется оценить, в каком объеме Вы можете ответить на каждую из этих позиций. Кроме этого, оцените степень важности каждого из приведенных критериев:
Новизна и приоритетность проекта.
Технико-технологическая осуществимость проекта.
Выбранная сфера деятельности (производство, сфера услуг, информационные технологии и т.д.), отраслевая принадлежность.
Рыночная привлекательность проекта (степень востребованности инновационного товара на рынке сбыта).
Наличие необходимого капитала для инициации инновационного проекта
Необходимый ежегодный капитал
Имеющиеся источники финансирования.
Процент Вашего личного участия.
Характер возможных денежных затруднений (постоянные, долговременные, вероятные, эпизодические).
Масштаб проекта (численность штата, необходимая для его реализации).
Наличие персонала с необходимым уровнем квалификации.
Оценка темпов роста бизнеса (медленный, умеренный, быстрый).
Размер потенциальной клиентуры и ее характер.
Предполагаемые конкуренты и Ваши преимущества перед ними.
Ваша стратегия в бизнесе и перспективы развития предприятия.
Степень риска инновационного бизнеса.
Необходимость получения сертификатов и лицензий на производимые продукты.
Защищенность нового продукта патентами или авторскими свидетельствами (патентная или лицензионная чистота).
Наличие законодательной базы и соответствие проекта имеющемуся законодательству.
Наличие поддержки тематики инновационного проекта со стороны государственных органов, местных администраций или донорских организаций.
Как правило, для ответа на перечисленные вопросы необходимо разработать бизнес-план инновационного проекта. Более подробно ознакомиться со структурой этого документа Вы можете, обратившись к Разделу 2.5 данной Главы.
Какую роль играет потребитель при выборе приоритетных направлений инновационных разработок?
В современных условиях разработка инновационного проекта должна быть сосредоточена на конкретных рыночных потребностях. Научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия, что не всегда соответствует реальным требованиям потребителей и может привести к снижению прибыльности продукта.
Механизм управления инновационным процессом, приведенный на следующей схеме, отражает необходимость постоянного учета мнения потребителей, начиная с предпроектной стадии и заканчивая послепродажным обслуживанием:
Какие приоритетные направления поддержки инновационной деятельности существуют в рамках российских государственных программ?
Приоритетными направлениями в нашей стране являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.
Разработка этих направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных, международных и региональных программ и проектов.