Как сделать так, чтобы сотрудники хотели учиться
В последнее время всё больше исследователей и экспертов в сфере
организационного развития утверждают, что главным конкурентным
преимуществом компании становится человеческий фактор. Другими словами
- профессиональные компетенции сотрудников компании. Нил Рэкхем,
разработчик системы продаж SPIN, по этому поводу пишет: «Формирование
эффективного контингента торговых работников - одна из самых устойчивых
областей конкурентного преимущества».
Соглашаясь с этим тезисом, многие руководители резонно интересуются: «А
где же взять таких сотрудников?». Раньше достаточно было
незамысловатого ответа: «Учить». Теперь этого мало. Простой с виду
совет оказался достаточно сложен в применении. Далеко не все сотрудники
горят желанием учиться и повышать свою профессиональную компетентность.
Довольно часто, отправляя сотрудников на учёбу, руководитель
сталкивается с сопротивлением, а то и саботажем. Что же делать? Есть
два пути. Первый - угрожать, штрафовать и наказывать. Низкая
эффективность и возможность конфликтов делает этот вариант
малопривлекательным. Второй путь - понять причины сопротивления и
устранить их. Эффективность этого решения значительно выше. Именно
этому пути и посвящена статья.
Почему они не хотят?
Причины нежелания учиться можно разделить на два блока.
Первый блок
связан с весьма серьёзной проблемой: необходимость обучения очевидна
далеко не всегда. Если сотрудник работает неплохо, сам удовлетворён
процессом и результатами, то ему сложно понять, зачем тратить рабочее
или свободное время на обучение. Когда руководителя сложившаяся
ситуация устраивает, можно оставить всё как есть. Лучшее - враг
хорошего. Незачем ремонтировать то, что и так работает. А если
руководитель хочет улучшений? В этом случае требуется адекватизация
представлений сотрудника о собственной профессиональной компетентности.
Руководитель должен помочь своему подчинённому увидеть необходимость в
обучении.
Способов здесь несколько:
аттестация;
выделение и измерение ключевых показателей эффективности;
сравнение с лучшими сотрудниками.
Результат: сотрудник осознаёт, что ему есть чему учиться.
Представление работника о собственной профессиональной компетентности
становятся более адекватными.
Другой аспект данного блока - существование предельности обучения. Этот
термин означает некую границу обучения, дальше которой учиться просто
нечему. Степень предельности разнится в зависимости от профессии и вида
деятельности. В профессиях системы «человек-человек» - предельность
обучения практически не достижима, поскольку навыки общения можно
развивать бесконечно.
В системе «человек-знак»
предельность обучения достигается относительно быстро, если только
профессия не связана с постоянно меняющимися технологиями (например,
программированием).
Самая высокая предельность обучения - в системе «человек-машина». В
работе на конвейере, где необходимо выполнять всего несколько функций,
сложно научиться чему-нибудь принципиально новому. Можно лишь
тренировать скорость, но это уже не обучение.
Предельности обучения можно избежать, если периодически поручать
сотруднику новые задачи. К примеру, раньше секретарь занималась только
рутинной работой с почтой и компьютером, а теперь в её обязанности
включили ещё и общение по телефону. Появилась необходимость обучения,
пускай даже самого минимального. Предельность обучения понизилась.
Второй блок - страхи. В компаниях работают живые люди,
и у них хватает личных особенностей. Многим сложно согласиться на
дополнительное обучение, поскольку для них это равнозначно признанию
своей некомпетентности. Некоторые боятся, что их будут оценивать, как в
школе. Другие опасаются (иногда справедливо), что тренинг повлечёт за
собой кадровые перемены в компании, связанные с увольнением
сотрудников. У кого-то был негативный опыт краткосрочного обучения -
пострадала самооценка, не повезло с тренером, обучение показалось
бесполезным.
Что с этим делать?
Что касается первого блока, то необходимо формировать корпоративную культуру,
в которой обучение будет восприниматься нормальным, обязательным и
похвальным делом. Крупные компании, например, организовывают
корпоративные университеты и различные программы, стимулирующие
обучение в них.
Компании, не располагающие
такими ресурсами, предпочитают делать упор на самообучении. Кадровые
специалисты выстраивают системы, постоянно побуждающие сотрудников
учиться. Варианты могут быть очень разными - своя библиотека,
сокращение рабочего дня для получающих дополнительное профильное
образование, частичная компенсация затрат на обучение.
Пример. В сети магазинов молодёжной одежды в Барнауле администрация
использовала такую форму самообучения: каждую субботу на летучке каждый
продавец делал пятиминутный доклад по любой теме, связанной с одеждой
соответствующего класса (тенденции моды, личности модельеров,
материалы, истории брэндов и т.д.). В результате покупателям было
интересно общаться с продавцами - ведь те столько всего знали! Это, в
свою очередь, вело к росту продаж, поскольку магазин имел некоторые
черты клуба (постоянные посетители, тусовочная атмосфера).
Есть другой путь - развитие системы наставничества в
компании. Наставник - это человек (как правило, руководитель), который
персонально обучает подчинённых. Одна моя знакомая, руководитель отдела
продаж, работала со своими сотрудниками так: если продавец проваливал
сделку, она садилась вместе с ним и устраивала анализ. Мол, давай
посмотрим, что ты сделал, что было хорошо, что можно улучшить и вообще
- чему тебя эта ситуация научила. Через какое-то время её сотрудники
улучшали качество работы и уже не понимали как это - не учиться.
Для работы со вторым блоком - страхами сотрудников давайте обратимся к
разработкам известного российского психолога Д. Хломова. По его мнению,
будущую деятельность человек воспринимает положительно, если:
а) Она для него безопасна;
б) Хоть немного знакома;
в) Хоть как-то была подготовлена им.
Рассмотрим, что это значит применительно к нашей теме.
Безопасность
Сотруднику нужно иметь гарантии, что обучение не несёт в себе
угрозы. Следовательно, тренинг должен быть именно обучением, а не
оценкой или проверкой. Недопустимо связывать тренинг и последующие
кадровые перестановки. Логическая связка «после - значит из-за» не
всегда справедлива, и всё равно очень популярна. Поэтому, повышения и
увольнения нужно привязывать к результатам работы, а не к тренингу.
Даже в случае, если окончательное решение было принято именно после
обучения.
Чувство «небезопасности» больше всего
вызывает неизвестность. Чем меньше мы знаем о том, что предстоит, тем
выше наша тревожность. Поэтому, чем больше сотрудник будет знать о
будущем тренинге, тем лучше. Чётко и внятно объясняйте цель обучения -
это обязательно.
Предупреждайте сотрудников о месте и времени проведения тренинга
минимум за месяц. Несколько раз напоминайте им о приближающемся
обучении. Людям необходимо иметь возможность скорректировать свои
планы. Если сотруднику нужно забирать ребёнка из детсада, а вместо
этого ему приходиться сидеть на тренинге, то нервозность такого
участника будет портить работу всем.
Знакомство
Очень важно обеспечить контакт. Без него - никуда. Чтобы произвести
продажу, нужно контактировать с покупателем, а чтобы жениться, нужно
как-то общаться с невестой. Чтобы прочитать эту статью, нужно какое-то
время не отрывать глаз от бумаги.
То же самое и с тренингом. Поскольку главным действующим лицом в
обучении для участника является тренер, имеет смысл познакомить его с
сотрудниками. Варианты могут быть разные - от приглашения тренера на
встречу до предоставления развёрнутого резюме и статей. Последний, как
правило, самый удобный для всех вариант.
Подготовка
Включите сотрудников в подготовку тренинга.Если работники выступают
только пассивными приёмниками информации, эдакими почтовыми ящиками, в
которые сыплются письма, они сохраняют настороженное отношение к
обучению. Идеальный способ - организовать участие сотрудников в
формировании программы. Например, через опрос «Что вы хотите видеть в
тренинге?». С одной стороны, люди почувствуют свою причастность к
подготовке обучения, с другой - тренер получит ценную информацию,
которую сможет использовать для разработки оптимальной программы.
Мотивация
Разобравшись с профилактикой сопротивления, руководитель решает
значительную часть проблем, связанных с обучением. Но остаётся ещё одна
- как замотивировать сотрудников на прохождение конкретного тренинга?
Для решения этой задачи можно воспользоваться моделью классификации
мотивационных источников, разработанной и успешной применяемой в
повседневной работе Консалтинговой группы РУНА.
Всё многообразие мотивов, которые побуждают человека работать,
предпринимать какие-либо действия и, в целом, двигаться по жизни, можно
свести к пяти:
мотив вознаграждения;
социальный мотив;
процессный мотив;
мотив достижения;
идейный мотив.
Все эти мотивы присутствуют у каждого человека, разница в
степени выраженности. Как правило, один из мотивов более развит, т.е.
является ведущим.
Как определить ведущий мотив?
Главный инструмент - вопросы. Поговорив с сотрудником, можно с
высокой степенью точности определить, какой мотив является для него
ведущим. Спрашивайте о том, что привлекает сотрудника в его работе, что
в ней является для него ценным, что побуждает работать лучше, ради чего
он стал бы двигаться по карьерной лестнице, чего ему не хватает и т.п.
В ответах будет прослеживаться тенденция тяготения к одному, реже двум типам мотивации. Тест можно заказать: напишите по адресу cons@runa.ru. Мы вышлем Вам его бесплатно.
Сотрудник с ведущим мотивом вознаграждения будет говорить о бонусах, премии, штрафах, плате за стаж работы, повышении зарплаты, сверхурочных и т.д.
Работник, у которого ведущим является социальный мотив, поведёт речь о коллективе, работе в команде, поддержке, совместном отдыхе, семейной модели компании и пр.
Тот, кому важен процессный мотив,
станет использовать следующие слова и фазы: свобода, удовольствие от
задачи, профессионализм, вариативность, разные проекты, творческие
задачи и пр.
Сотрудник с мотивом достижения будет говорить о результатах достижениях, самообучении, ступеньках в развитии, ответственности и т.д.
Для любого человека с идейным мотивом
особый смысл имеют слова и фразы: преданность, лояльность, верность,
чувство хозяина, на страже компании, цель компании, моя компания - это
жизнь, и т.п.
Как можно использовать знание о ведущих мотивах сотрудников
В любое сообщение о том, что планируется обучение, важно вставлять «маячки» для всех мотивов.
Чтобы замотивировать работника с мотивом вознаграждения, напрямую
свяжите обучение и повышение его заработка: «Обучение направлено на то,
чтобы вы могли зарабатывать больше».
Для сотрудника с социальным мотивом упомяните, что любое обучение
способствует сплочению коллектива и тому, что коллеги лучше узнают друг
друга.
Работнику с процессным мотивом укажите на то, что тренинг является
инструментом для повышения его профессионализма и новой интересной
задачей.
Сотруднику с мотивом достижений расскажите, что обучение увеличит его шансы на профессиональный рост и повышение.
Человеку с идейным мотивом важно услышать, что его участие в тренинге
является вкладом в развитие компании.
Формы сообщения об обучении могут быть следующими: рассылка по
внутренней почте, объявление на летучке, информация на стенде, анкеты
по сбору и т.д. Не всегда получается вставить в одно обращение «маячки»
для всех мотивов, но комбинированный подход позволяет зацепить каждый
мотив.
Мотив |
Слова и фразы |
«Маячок» (на чём нужно сделать акцент) |
Вознаграждения |
Бонусы, премии, штрафы, плата за стаж работы, повышение зарплаты, сверхурочные |
Прямая связь обучения и повышение его заработка.
|
Социальный |
Коллектив, работа в команде, поддержка, совместный отдых, семейная модель компании. |
Обучение сплачивает коллектив. Коллеги лучше узнают друг друга.
|
Процессный |
Свобода, удовольствие от задачи, профессионализм, вариативность, разные проекты, творческие задачи.
|
Тренинг - это инструмент для повышения профессионализма и новая интересная задача.
|
Достижения |
Результаты, достижения, самообучение, ступеньки в развитии, ответственность.
|
Обучение увеличивает шансы на профессиональный рост и повышение.
|
Идейный |
Преданность, лояльность, верность, чувство хозяина, на страже компании, цель компании, моя компания - это жизнь. |
Участие в тренинге является вкладом в развитие компании.
|
РЕЗЮМЕ
Ещё в середине двадцатого века достаточно было окончить
институт и раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации.
Теперь этого мало. Мир стремительно меняется. Чтобы оставаться
конкурентно способным нужно обучаться постоянно, систематически. Это
справедливо ---------------------