ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛУХОВОГО ИВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
• Видеомагнитофон – предназначен для слухового, визуального и, возможно, эмоционального восприятия материала.
• Магнитофон – предназначен для восприятия материала на слух.
Ниже описываются примеры воздействия на несколько чувств, помимо зрительного. Хотя видеомагнитофон -это необычайно сильно воздействующее средство, но и обычный аудиомагнитофон тоже может представить выступление в новой плоскости. Стоит только посмотреть фрагменты старых хроник выступлений политиков и государственных деятелей, чтобы убедиться в том, как эффективно они разогревали аудиторию перед своей речью с помощью музыки. Но такие примеры можно найти не только в архивах. Многие сегодняшние лидеры, промышленные магнаты, шоумены и спортсмены все еще используют музыку перед своими выступлениями, поскольку, хотя она и рассчитана на слуховое восприятие, она к тому же затрагивает и эмоции.
Использование видеомагнитофона
Сегодня видеомагнитофон широко используется в тренинге и как средство подачи информации, и как инструмент для обратной связи.
Как вспомогательное средство представления информации видеомагнитофон может значительно усилить эффективность любого занятия. Видеофильм привносит звук, движение, цвет, делает занятие веселым и, в довершение ко всему, фильм можно в любой момент остановить или еще раз вернуться к необходимому материалу. Вы можете использовать фильм как материал для обсуждения. Например, спросить: “Как вы думаете, что произойдет дальше?” или “Как бы вы поступили в данной ситуации?”.
Основной недостаток использования видеофильма - это его цена. Цены варьируют от 75 до 900 фунтов стерлингов, значит, фильм нужно использовать несколько раз, прежде чем он себя окупит. И это еще может быть дешево, по сравнению со стоимостью фильма, снятого профессиональной видеостудией, который будет гораздо дороже и потребует временных затрат на контроль работ для уверенности в том, что вы получите то, что хотели.
Первое золотое правило использования видеофильма во время выступления заключается в том, чтобы просмотреть видеофильм целиком и заранее, вне зависимости от того, сколько знаменитостей или комиков указано в титрах, чтобы убедиться, что фильм содержит нужную вам информацию. Не полагайтесь на краткое содержание фильма, чтобы решить, как его использовать. Просмотрите фильм и сделайте подробные комментарии, и тогда вы сможете остановить его в любом месте, чтобы задать вопросы по теме.
В качестве средства обратной связи видеофильм наиболее успешно используется в тренинге межличностного общения. Видеозапись производит гораздо больший эффект, чем комментарии наблюдателя, поскольку участники могут видеть, как они себя вели. Обратная связь в форме видеозаписи, включенная в учебные занятия, поможет участникам увидеть, как менялись их действия.
Второе золотое правило гласит, что нужно всеобщее понимание того, как на тренинге будет использоваться видеозапись, и что, если только участники не попросят об обратном, в конце занятий запись на пленке должна быть стерта. Я знал одного тренера, который не договорился обо всем этом с участниками заранее, и когда в помещении появилась камера, тренинг внезапно оборвался. Участник, переживший в прошлом политические репрессии, стал возражать на том основании, что видеозапись может быть использована за пределами тренинга и в совершенно другом контексте. На то, чтобы развеять его опасения и вернуть уверенность, было потрачено много сил и времени.
Использование аудиомагнитофона
Магнитофоны это замечательное учебное пособие. С их помощью можно:
• Создать фон, сделать музыкальное введение и заключение.
• Озвучить показ слайдов.
• Подготовить примеры, иллюстрирующие пункты выступления.
• Осуществить обратную связь, используя только один канал восприятия, а не два, как в случае применения видеомагнитофона (например, в ролевых играх, выступлениях).
Золотое правило использования звукозаписи это наличие коротких промежутков между записанными фрагментами. Вам нужно будет только нажать на паузу в конце каждого из них, а затем отпустить кнопку, чтобы прослушать следующий фрагмент. Так же как и с видеомагнитофоном, с аудиомагнитофоном надо несколько раз самостоятельно поработать, прежде чем использовать его в тренинге, и следует всегда прослушивать записи целиком перед их воспроизведением в аудитории.
---------------------