Работа в сложных ситуациях
В этом разделе анализируются те сложные ситуации, которые создаются по вине участников. Ситуации, возникающие из-за плохой организации, неправильного выбора помещения и проблем с обеспечением, обсуждаются в других соответствующих разделах книги. Важно помнить, что здесь применим закон Мэрфи “Если что–то может пойти не так, это непременно произойдет”, но в гораздо больших масштабах, чем вы могли себе представить. Тщательное планирование уменьшит вероятность возникновения многих из этих сложных ситуаций. Разрабатывая отличный тренинг, удовлетворяющий потребности организации, и полностью подготавливая к нему участников и их руководителей, вы также снижаете риск встречи с трудным участником. Тем не менее, люди могут вести себя интересно и непредсказуемо, и на их поведение в процессе тренинга влияет разнообразный жизненный опыт. Участники могут повести себя на занятиях неожиданно, и им нужно будет уделить должное внимание, чтобы как они, так и вся группа могли продолжать обучение.
А теперь рассмотрим наиболее распространенные типы поведения, с которыми вы можете столкнуться, проводя тренинг.
ВСЕЗНАЙКА
Как правило, на тренинге присутствуют один или два очень разговорчивых человека, стремящиеся щегольнуть своими знаниями. Некоторые из них не так уж много знают, просто им нравится поболтать. Людям этого типа не требуется особого поощрения, чтобы включиться в работу.
• Задавая вопрос, установите визуальный контакт с кем-нибудь еще из членов аудитории, чтобы дать возможность высказаться и другим участникам группы.
• Если всезнайка говорит очень долго, дождитесь паузы, кратко подытожьте сказанное, переключите разговор на другую тему и продолжайте.
• Задайте трудный вопрос, чтобы притормозить болтуна.
Варианты
• Любитель “болтать до посинения” – остановите любителя поговорить вопросом.
• Любитель “поговорить ни о чем” – укажите ложное направление беседы и вернитесь к основной теме.
НЫТИК
Любимая фраза нытика: “Ну не ужасно ли это”. Ужасным может быть курс, организация, в которой он/она работает или жизнь в целом. Это настроение может стать заразным, если на тренинге присутствует несколько человек из одной организации или среды, поэтому вам нужно будет немедленно на него реагировать.
Если недовольство высказывается по поводу курса, попросите нытика конкретизировать проблемы как можно более честно и открыто. В конечном счете, как показано в одном из предыдущих примеров, иногда таким участникам лучше покинуть курс, но это должно быть последним средством.
Если в группе только один нытик, давление товарищей может помочь в разрешении ситуации.
Если группа сильно озабочена происходящим в своей организации, иногда лучше провести короткое интенсивное занятие, чтобы снять с них этот груз. Вряд ли вы намного продвинетесь вперед, пока они не избавятся от ненужного багажа.
СПОРЩИК
Спорщик будет получать удовлетворение, подначивая вас– может быть ему просто нравится спорить или он агрессивен по натуре.
• Как бы то ни было, оставайтесь сдержанным. Не надо расстраиваться, идти на длительную конфронтацию или “умывать руки”.
• Когда сделано верное замечание, выразите согласие.
• Если замечание неправильное, откройте дискуссию, чтобы группа его откорректировала. “Что остальные думают по этому поводу?”.
ШЕПТУН
Для шепота может быть несколько причин, и есть несколько способов его прекратить.
• Скука – вовлеките шептуна в происходящее.
• Не все понятно и необходимо объяснение – примените методику, облегчающую понимание.
• Участник шепчет, поскольку сидит рядом с другом или кем-то, с кем бы он хотел подружиться – напомните, что возможность поговорить будет во время перерыва. В этой ситуации можно использовать давление группы.
“Сила молчания” часто способна остановить шепот, особенно если усилить паузу визуальным контактом. Вы должны выяснить причину шепота.
ТИХОНЯ
Наиболее вероятные причины пассивности участника - это или робость, или отсутствие интереса. Жесты и другие особенности поведения помогут вам отличить одно от другого.
• Ободрите застенчивых простыми вопросами и поддержите их уверенность в себе.
• Вовлеките скучающих, дав им возможность поучаствовать в упражнениях, планировании занятия или даже выступлении.
---------------------