Многие работники желают со временем улучшить свое положение в компании: рассчитывают на повышение зарплаты, получение новой должности - одним словом, стремятся вырасти. Руководитель отдела обучения и развития компании «Бриджтаун Фудс» Анна ВОЛОШИНА считает, что нужно учитывать этот фактор и использовать его в качестве эффективного инструмента управления персоналом. Производственная компания «Бриджтаун Фудс» представляет на отечественном рынке такие бренды, как «Три Корочки» и «Chip'N'Go». Она состоит из трех основных подразделений: центрального офиса, фабрики по производству снековой продукции и сбытовой сети. Филиалы и представительства сбытовой сети расположены во всех регионах России, на Украине и в Казахстане.
Меня пригласили на работу в «Бриджтаун Фудс» в 2003 году. Наша компания, имея столь разветвленную структуру, предполагала большие возможности для развития каждого сотрудника. Чтобы эту возможность реализовать, два года назад был создан отдел обучения и развития, который мне предложили возглавить.
Ориентируйтесь на структуру компании
Для того чтобы было удобнее выстраивать систему развития, мы разделили весь персонал на пять категорий (в соответствии со структурой компании и должностями сотрудников). Каждой категории присвоили условные буквенные обозначения (см. таблицу).
Категории сотрудников компании
№ |
Категории персонала |
Должности, буквенные обозначения должностей |
1 |
Правление |
Генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор |
А |
2 |
Руководители управлений.Заместители руководителей |
Главный бухгалтер, начальник юридической службы, управляющие продажами |
АБ |
3 |
Руководители подразделений(средний управленческий персонал) |
Начальники отделов, главные специалисты |
Б |
4 |
Специалисты и исполнители |
Менеджеры |
Менеджеры, супервайзеры, мастера цехов |
БА |
|
Младший персонал |
Специалисты, торговые представители, секретари |
ББ |
5 |
Рабочие и обслуживающий |
Рабочие, водители, курьеры |
В |
персонал |
Прежде всего мы решили уделить внимание обучению и ротации сотрудников. Мы ставили перед собой такую цель: на основе данных подбора и адаптации влиять на систему мотивации персонала и способствовать тому, чтобы удержать сотрудников в компании.
Еще на этапе подбора многие кандидаты задумываются, будет ли у них в этой компании возможность расти профессионально и продвигаться по служебной лестнице. Это часто становится причиной выбора стартовой должности, такой, например, как мерчендайзер или торговый представитель. Эти позиции не очень высоко оплачиваются и не обладают статусной привлекательностью, однако многие начинают свою карьеру в большой компании именно с них.
Наши специалисты по подбору персонала на этапе собеседования фиксируют информацию о карьерных и профессиональных планах кандидата и передают полученные данные в отдел обучения и развития. Мы учитываем пожелания кандидатов, прошедших конкурсный отбор, в течение всего периода их работы в компании.
Прежде чем обучать, подумайте дважды
Обучение - это довольно сложный и порой даже опасный инструмент. В чем может заключаться опасность? В том, что сотрудника, прошедшего обучение, нужно либо повысить в должности, либо возложить на него дополнительные обязанности, так как уровень его квалификации возрастает. В противном случае он может почувствовать неудовлетворенность своей работой и своим положением. Он может начать искать новую работу и затем уволиться из вашей организации.
Поэтому важно, чтобы обучение проходило своевременно: в ситуации, когда работнику действительно не хватает каких-то знаний для более качественного выполнения своих обязанностей, или в случае, когда вы планируете повысить сотрудника в должности. Только при таком подходе затраты на обучение будут оправданы.
Как оценить потребность персонала в обучении
Для того чтобы определить, кто из сотрудников компании на данный момент нуждается в обучении, мы регулярно проводим опросы, исследования, прислушиваемся к рекомендациям руководства, своевременно реагируем на результаты внутренних проверок работы.
Мы с готовностью выслушиваем предложения по обучению и развитию от самих сотрудников. Бывает, что работник ощущает нехватку знаний в какой-то сфере. Наш отдел рассматривает его предложение, и если мы действительно обнаруживаем пробел, то мы подбираем ему соответствующие курсы или семинары.
Кроме того, мы обучаем сотрудников, ориентируясь на рекомендации и пожелания руководителей подразделений, членов правления. Например, если коммерческий директор после своей поездки по филиалам и представительствам компании выявил низкий уровень эффективности персонала по какому-либо показателю, он составляет заявку (образец на стр. 59), в которой описывает недостатки в работе подчиненных, а также перечисляет те знания и навыки, которым их стоит обучить, чтобы исправить ситуацию. В соответствии с заявкой составляется программа обучения, включающая исследование причин и устранение недостатков в работе персонала.
Выбираем вид обучения
Обучение сотрудников нашей компании можно разделить на три группы: внешнее обучение, внутреннее обучение и наставничество.
Под внешним обучением подразумевается все, что осуществляется силами компаний, предоставляющих услуги по обучению персонала. У привлеченных тренеров обучаются сотрудники категорий А, АБ, Б, то есть высшее руководство компании, а также те работники, которые нуждаются в узкоспециальных знаниях. Уровень этого обучения может быть разным: от краткосрочных курсов до высшего или второго высшего образования, обучения в аспирантуре или по программе МВА.
Разумеется, оплачивая сотруднику дорогостоящее обучение, компания должна снизить риски, связанные с возможным увольнением работника. Поэтому, во-первых, на внешнее обучение направляются только те сотрудники, которые работают в компании более года. Во-вторых, компания и учебное заведение заключают договор об оказании услуг по обучению конкретного специалиста конкретной специальности. И в-третьих, сотрудник подписывает ученический договор, в котором зафиксировано, сколько времени с момента обучения он должен отработать в компании. Если он захочет покинуть компанию раньше назначенного срока, ему придется вернуть часть стоимости своего обучения.
Внутреннее обучение, которое проводят сотрудники нашего отдела обучения и развития персонала, ориентировано на средний управленческий персонал и специалистов категории Б, БА, ББ. Занятия, которые проводят тренинг-менеджеры нашей компании, направлены не только на передачу знаний и формирование умений и навыков. С помощью внутреннего обучения решаются задачи командообразования и повышения лояльности. Обучение проводится в форме специально организованных тренингов, посвященных самым разнообразным темам, например, тайм-менеджменту, техникам продаж, умению общаться с клиентами и т. п.
ЗАЯВКА НА РАЗРАБОТКУ ТРЕНИНГА
Кроме внешнего и внутреннего обучения в нашей компании действует система наставничества, с помощью которой мы передаем простейшие профессиональные навыки сотрудникам категорий ББ и В непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения проводится руководителями сотрудников или их более опытными коллегами. Тренинг-менеджеров к процессу наставничества мы не привлекаем. Выступая в роли наставников, сотрудники нашей компании, с одной стороны, повышают свой профессиональный уровень, а с другой - делятся своими знаниями с другими сотрудниками. Таким образом, должности наставников не меняются, но функционал, уровень ответственности, а также заработная плата растут.
Ротация сотрудников и их функций
По нашим наблюдениям развивать своих сотрудников выгоднее и удобнее, чем приглашать на руководящие должности сотрудников со стороны. Опыт показывает, что, даже если человек пришел из FMCG*-компании или даже компании, занимающейся непосредственно снековой продукцией, нам всегда приходится переучивать его, потому что в каждой организации свои стандарты и правила работы. А это всегда сложнее, чем обучить и вырастить кандидата в своей компании с нуля.
* FMCG - от англ. Fast Moving Consumer Goods - товары быстрой оборачиваемости.
В компании существует иерархия должностей. Чем выше позицию занимает сотрудник, тем больше полномочий он имеет и соответственно тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен владеть. Соответственно, если сотрудник относится к категориям АБ или Б, его квалификация значительно выше, чем квалификация сотрудников категорий БА и ББ. Достигая более высокого профессионального уровня и подтверждая это в процедуре оценки персонала, каждый сотрудник имеет возможность расти и развиваться в компании.
Система обучения
Вид обучения |
Получаемые знания,умения, навыки |
Категории сотрудников |
Инициаторы обучения |
Внешнее обучение(в учебных центрах, вузах и пр.) |
Узкоспециальные знания в области финансов, маркетинга, управления качеством, стандарты ИСО 9000; второевысшее образование, МВА и др. |
А, АБ, Б |
Отдел обучения и развития, сами работники |
Внутреннее обучение (в специальных аудиториях внутри компании) |
Коммуникативные, управленческие навыки, навыки командо-образования, работа с возражениями и др. |
Б, БА, ББ |
Непосредствен-ные руководители работников, отделобучения и развития, сами работники |
Наставничество (обучениена рабочем месте) |
Корпоративные стандарты, простейшие техники продаж и др. |
ББ, В |
Непосредствен- ные руководители работников, отделобучения и развития |
Реальную возможность карьерного роста дает ротация кадров. Иными словами, если предполагается, что через некоторое время в компании освободится одна из должностей категории АБ или Б, то соискатели выбираются из числа перспективных сотрудников компании категории БА: торговый представитель может стать тренером по продажам или руководителем отдела продаж, супервайзер из г. Волгограда - управляющим региональными продажами в г. Москве и т. д.
Таких примеров множество, и все сотрудники компании, наблюдая за карьерным ростом своих коллег, понимают, что, повышая свою квалификацию, и они смогут подняться по служебной лестнице. Для этого им можно обратиться в отдел обучения и развития или к своему непосредственному руководителю, которые помогут работнику определиться с программой собственного профессионального развития.
Кроме этого важна не только ротация сотрудников, но и ротация функций. Если сотрудник достигает определенного профессионального уровня и продолжает развиваться, но у компании нет возможности повысить его в должности или увеличить зарплату, надо что-то изменить в его работе, чтобы у него не снизилась мотивация. Например, можно из его функциональных обязанностей убрать какие-то рутинные обязанности и добавить более интересные и творческие.
В настоящее время мы совершенствуем существующую систему обучения и развития персонала. Наша задача - сделать ее более дифференцированной, включить в нее исследования, аттестацию, самооценку персонала и т. д. Таким образом, поддерживая стремление работников к развитию, мы сможем добиться повышения эффективности их деятельности, снизить уровень текучести кадров и максимально использовать заложенный в сотрудниках потенциал, что, несомненно, принесет пользу и нашей компании, и нашим работникам.
---------------------