Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление персоналом> Обучение и адаптация персонала

 

Двойная запись

Наталья Клименко
Источник: hr-zone.net
Что такое программа «двойного диплома»? Для одного это возможность получить «корочки» сразу двух факультетов одного вуза, для другого — «сумма» дипломов бакалавра и магистра. Но есть и третий вариант — возможность одновременно получить диплом отечественного и западного вузов. О последнем и пойдет речь.

Изначально большинство подобных программ, предлагаемых нашими вузами, было кальками западных аналогов, иногда вообще не учитывающими российскую действительность. Некоторые проекты таковыми и остались. Другие изменились, став двусторонними, что выгодно сразу и вузам, и преподавателям, и слушателям, и компаниям. Стратегия при выборе партнера у каждого вуза и бизнес-школы своя. Все зависит от целей учебного заведения и его специализации. «При выборе партнеров мы исходим из необходимости собственного четкого позиционирования в пространстве мирового бизнес-образования, — говорит Сергей Календжян, директор Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ. — Несомненно, заманчиво работать со школами первой мировой десятки. Но готовы ли мы к такого рода взаимодействию?»

«Это не всегда получается, — говорит ректор ИЭФ «Синергия» Михаил Иоффе. — Например, Оксфорд никогда не был заинтересован в партнерстве с кем-либо: туда и так едут студенты со всего мира. К тому же не все программы нам подходят. Есть огромное количество бизнесдисциплин, рассчитанных на многовековой опыт развитого капитализма, нам же интереснее начальный этап формирования рыночных отношений».

Выбор партнера зависит от уровня и особенностей предлагаемой программы. Если речь идет об «элитной» программе, ищут вуз из первой двадцатки; о первом высшем образовании — «средний» вуз, готовый работать по схеме 3+1, 2+2 (бакалаврская программа, когда 2–3 года студент учится в отечественном вузе, а остальное время — в вузе-партнере).

Существуют также программы, предполагающие полный курс в российском вузе (выезд за рубеж — по желанию студента). «Такая программа дает возможность получить полноценный диплом западного университета в Москве — не все могут позволить себе уехать на два года из страны», — отметила Елена Ракиткина, менеджер спецпроектов компании Eniro RUSM, выпускница Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (ММВШБ «МИРБИС»).

Что же дает сотрудничество отечественным вузам и бизнес-школам? «Западные партнеры — это гарантия качества бизнес-образования, источник современных методик, учебников, кейсов, примеров передовой западной бизнес-практики», — считает Михаил Зайцев, руководитель программы ЕМВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ. «При взаимодействии с зарубежными партнерами мы заинтересованы в первую очередь в их know-how, опробованных технологиях, опыте работы с выпускниками, современных методиках преподавания, основанных на использовании активных форм обучения, — рассказывает Сергей Календжян. — Не секрет, что российские бизнес-школы существуют сравнительно недолго и имеют недостаточный опыт. Но зато мы можем не изобретать велосипед заново, а использовать наработки зарубежных партнеров».

«Если мы хотим интегрировать наших студентов в международное экон о м и ч е с ко е пространство, необходимо сотрудничать с западными школами, — отметил Михаил Иоффе. — Чтобы выйти на международный рынок образования, мы должны знать, какие программы и стандарты там приняты». Совместные проекты способствуют этому как нельзя лучше.

В свою очередь зарубежные вузы заинтересованы в расширении ассортимента своих программ, привлечении студентов, завоевании новых рынков. Это вынуждает их пристальнее присматриваться к российским коллегам, но и от отечественных учебных заведений требует встречных действий. «Наши университеты должны изменить свою стратегию и политику в пользу принятия иностранных студентов. Потому что условия в нашей стране во многом выгоднее, чем за рубежом, где за каждое движение влево-вправо надо заплатить по доллару. Наши условия более привлекательны для зарубежных студентов», — считает Дмитрий Шевченко, директор Центра маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета.

Обучение иностранных студентов возможно по экономическим и бизнес-программам. Но по инженерным, медицинским и прочим специальностям стандарты образования слишком разные. Поэтому, прежде чем учить иностранца на строителя или хирурга, надо оценить, подходят ли ему наши образовательные стандарты.

Хорошим вариантом является стажировка, основанная на взаимодействии с зарубежными специалистами, компаниями и дополненная знакомством с бытом и атмосферой жизни в принимающей стране. Такой опыт необходим не только студентам. Многие бизнес-школы практикуют специальные стажировки для преподавателей. «Неформальные контакты между российскими преподавателями, участвующими в программе, и нашими западными коллегами дают бесценный опыт и косвенно способствуют повышению качества преподавания в целом», — отметил Михаил Зайцев.

Есть чему поучиться и у нас. Во время стажировки иностранные студенты посещают компании, изучают специфику рынка. Многие завязывают здесь контакты.


На чужой планете

Требования к перечню обязательных предметов и уровню их преподавания у нас и за рубежом разные. Например, отечественная программа МВА предусматривает 1000 часов в аудитории, а зарубежная — не более 400 аудиторных часов, остальное — самостоятельная работа.

Поэтому для совместных программ обычно выбирают компромиссный вариант. «Подписанию соглашений предшествует большая подготовительная работа по сопоставлению учебных планов и программ нашего вуза и школы-партнера», — отметил Михаил Зайцев. На согласование всех нюансов и поиск решения иногда уходит два-три года.

Проблема адаптации западных программ связана с невозможностью моментально перейти, например, на гарвардский метод обучения. К этому не готовы не столько преподаватели, сколько сами слушатели (как правило, они настроены на лекции и не готовы к тому, что упор будет делаться на получение практических навыков). Кроме того, выпускники отмечают, что программа «двойного диплома» подразумевает более серьезные по сравнению с российским аналогом требования к структуре дипломных работ, глубине и качеству представляемого материала.

Зарубежная часть программы — это не только новый опыт и знания, но и целый ряд психологических, этических и материальных проблем. Языковой барьер не единственная из них. В первый месяц учебы за рубежом студент из любой страны испытывает специфический шок — culture clash — из-за столкновения культур. Рассказывает Елена Зубкова, первый проректор по международным связям ММВШБ «МИРБИС»: «Представьте себе человека двадцати лет, который оказался в другой стране, где свой язык, своя культура, нет ни одного знакомого или близкого человека. Да еще нужно на что-то жить и оплачивать общежитие университета. И никого не заботит, что тебе грустно, что приходится самому готовить еду, а если до конца недели не хватит денег, то надо, чтобы кто-нибудь тебя покормил. Это бытовые моменты. Но именно они очень важны в первые месяцы, пока студент не адаптировался к новым условиям». Материальные трудности действительно могут стать серьезной проблемой — порой стоимость пребывания в стране равна стоимости самой программы.

К тому же наши студенты не привыкли к системе свободного посещения, когда слушатель имеет право выбирать, на какие лекции ходить. Еще одна проблема — нормы поведения. Рассказывает Дмитрий Шевченко: «За границей можно спокойно сесть обедать за один стол с преподавателем, «поиграть с ним в шашки», но, когда начинается лекция, все сразу понимают, что существует субординация. У нас же, пообедав за одним столом, потом долго не могут разойтись. Мы не понимаем своих ролей: где начинается формальное общение, где неформальное, где работа, где досуг… А там все прекрасно понимают эти разграничения. У них иная ментальность. И с этим надо считаться».


Кому это надо?

Для студентов важна не столько «корочка», сколько новые горизонты, которые открывает обучение по программе «двойного диплома». «Получив у нас степень бакалавра, — говорит Дмитрий Шевченко, — студент может учиться в магистратуре в любой стране. К тому же наличие второго, зарубежного диплома значительно облегчает трудоустройство в России и дает возможность устроиться на работу за границей».

«На первой вводной лекции нас предупредили, что почти все слушатели программы по ее завершении сменят работу, — рассказывает Елена Ракиткина. — Так и получилось. Из небольшой компании, в которой была руководителем одного из отделов продаж и занималась оперативной работой, я перешла в крупную компанию, где начинаю новый масштабный проект в сфере В2В».

Конечно, программы «двойного диплома» более востребованы сотрудниками транснациональных компаний, для которых не важно, из какой вы страны, а важны навыки ведения бизнеса в мировых масштабах и языковая подготовка. Если говорить о конкретных специальностях, диплом западного вуза стоит получать людям, работающим в таких универсальных областях, как менеджмент организации, маркетинг, логистика. А тем, кому нужны специальные знания, учитывающие экономические и законодательные особенности страны, все-таки стоит подумать о дипломе отечественного вуза.
---------------------

Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100