E-learning в последнее время стал модным направлением в образовании, однако большинству HR-менеджеров особенности этого вида обучения пока не очень хорошо знакомы. Как и любое новое явление, дистанционное образование за короткий срок успело обрасти "мифами" - неправильными, но, тем не менее, очень живучими представлениями. Мы постарались классифицировать самые распространенные из этих мифов.
Как всё это работает?
Разработка дистанционного курса заключается в переводе материалов из печатного в электронный формат. На рынке дистанционного образования нередко встречаются продукты, громко названные их создателями «электронными курсами», которые на деле являются в лучшем случае электронной книгой. В действительности электронный курс не может быть создан простым переносом текста на экран компьютера. E-learning (электронное обучение) подразумевает также обращенность повествования, дробление учебного материала на блоки знаний, наличие интерактивных элементов, соблюдение принципа мультимедийного представления материала и так далее.
Чем изощреннее дистанционный курс (изобилие картинок, сложная нелинейная навигация, динамические изображения, флеш, звук, видео), тем он эффективнее. Не стоит забывать о том, что дистанционный курс – это, прежде всего, учебный материал, и активное использование компьютерных и телекоммуникационных технологий не должно мешать его основным функциям. Ни один эффект не должен быть использован просто «ради украшения». Программу должны составлять специалисты, способные объяснить назначение каждой детали.
Дистанционное электронное обучение принципиально ничем не отличается от заочного. Заочное обучение отличается от e-learning и целями, и механизмами передачи знаний. Заочный курс подразумевает, как правило, получение определенной специальности, а e-learning более гибко. Кроме того, нужно отличать обучающий продукт, использующий новейшие информационные технологии, от источника информации в виде книги и других печатных материалов.
E-learning должна внедрять только ИТ-служба компании, так как это сложный программный комплекс. ИТ-специалисты не обязаны разбираться в принципах корпоративного образования. Служба персонала должна принимать активное участие во внедрении и развитии электронного обучения.
Система электронного обучения – это как Microsoft Office: поставил и забыл, а она сама по себе работает. Даже Microsoft Office периодически «глючит», «виснет», «требует апгрейда» и тому подобное. Система электронного обучения должна быть «живой», ее все время надо развивать согласно меняющимся потребностям компании.
Цели и результаты
Дистанционное обучение – способ, сочетающий дешевизну и эффективность. В данном случае эффективность и дешевизна исключают друг друга. Во-первых, обучить дистанционно дешево нельзя (разработка компьютерной платформы для e-learning – сложная и дорогостоящая задача), а во-вторых, сделать обучение действенным только дистанционным методом, как правило, невозможно. По-настоящему эффективная модель предполагает сочетание «живого» обучения и электронного. А «дешевизну» лучше понимать как экономию на масштабе, по аналогии с крупносерийным производством.
E-learning позволяет обучить персонал любым навыкам. Дистанционные методы не могут привить сложные навыки. Основная цель e-learning – передача каких-либо знаний (скажем, правила безопасности на рабочем месте). За то, каким образом эти знания применяются в практической деятельности каждого сотрудника, несет ответственность компания, которая должна достаточно жестко контролировать использование усвоенного материала.
При помощи одного лишь дистанционного обучения можно решить проблему регионального развития. По наблюдениям экспертов, попытки организовать обучение в регионах исключительно на дистанционной основе терпят неудачу из-за затрудненности обратной связи, а она необходима – как минимум в виде итогового теста. Поэтому обычно используют смешанные формы обучения.
---------------------