Анастасия Фрейдман
Источник: trainings.ru
Программы обучения и развития могут быть направлены на решение проблем, связанных с исполнением служебных обязанностей (приобретение необходимых навыков для успешного выполнения текущего задания или работы в целом), «проблем роста» (приобретение необходимых знаний для достижения желаемых высот в карьере) или «проблем новых возможностей» (приобретение дополнительной квалификации, необходимой для новой должности или роли). Приведенный ниже перечень действий подходит для любой из этих ситуаций.
Планирование: несколько важных моментов при разработке плана обучения и развития
Зафиксируйте ваш план обучения и развития (цели, методы и способ оценки результатов) на бумаге.
Задумайтесь о необходимости разработки учебного плана, даже если рассчитываете применять неформальные методы обучения и развития. Набросав план и наметив в нем цели, обозначив методы и способ оценки результатов, вы сможете, по крайней мере, определить, к чему стремитесь, и понять, удалось ли достигнуть желаемого. Не стоит надеяться, что план окажется безупречным. Начните с чернового варианта, а по ходу обучения вносите в него свои коррективы.
Не думайте о том, насколько плох или хорош ваш план - это всего лишь ориентир, а не закон.
Главное – начать. Пусть вы начнете с чернового плана, но все-таки начало будет положено. На этом этапе старайтесь делать все в силу своих возможностей. И помните - идеального плана не существует. Вы создаете план в соответствие со своими представлениями и нуждами.
Не нужно стараться неукоснительно следовать разработанному плану. Отклонения от плана – явление вполне ожидаемое. Их необходимо отслеживать и объяснять причины возникновения таких отклонений.
Помните, что обучение – это процесс.
Зачастую, непрерывный обмен мнениями и обсуждение между руководителями и обучаемыми оказываются гораздо важнее результатов, которых удалось добиться сотрудникам в ходе обучения. Цените такое взаимодействие наравне с успехами в достижении целей, обозначенных в плане.
Цели – определяем цели, которые должны быть достигнуты в процессе обучения и развития
Обозначьте для начала 2-4 цели.
Каждая из этих учебных целей будет включать в себя, к примеру, 2-4 учебные задачи, справившись с которыми, обучаемые смогут достигнуть самой цели.
Определите цели самостоятельно – не заимствуйте из другой программы или у другого автора и т.д.Возможность скопировать цели, прописанные в другой обучающей программе, и выдать их за собственные, кажется очень соблазнительной.
Также весьма привлекательной кажется идея перенять, прочитанные у другого автора размышления на тему «каким должен быть лидер», и положить эти размышления в основу своей программы. Почти каждый из нас хотел бы обладать более сильным характером, быть харизматической личностью, уметь смотреть далеко в будущее, хорошо работать в команде, быть более коммуникабельным, оказывать поддержку подчиненным и т.д.
Но, может получиться так, что всего этого вам уже удалось добиться! Перечисленные автором качества, например, сильный характер, могут казаться вам наиболее значимыми, но это вовсе не означает, что вам до сих пор не хватает силы характера или необходимого набора личных качеств, для чтобы стать сильным и эффективным лидером в своей организации.
Таким образом, следует уделять особое внимание выбору целей, которые должны быть достигнуты в процессе обучения. Вы и ваш начальник лучше, чем кто-либо другой, способны определить, чему вам нужно учиться.
Будьте реалистичны в своих ожиданиях.
Учебные цели должны соответствовать тем сферам знаний и навыков, которые необходимы в работе. Потребность в этих знаниях и навыках можно выявить, проанализировав стратегические цели компании, описание должностей, обязанностей, а также определив необходимый для них уровень квалификации сотрудников. Убедитесь в том, что поставленные цели являются реалистичными.
В наши дни написано огромное количество книг о менеджменте, в большинстве из которых подчеркивается необходимость непрерывных перемен внутри организации и среди сотрудников. Зачастую, ожидается, что мы достигнем абсолютного уровня качества и полного единства. От нас ждут внутренних перемен и стремления изменить нашу компанию. Эти ожидания могут помочь компании найти нужное направление развития и определить цель своего существования. Но когда ожидания переходят в разряд обязательных рабочих требований, им должно уделяться особое внимание. Иначе они могут вызвать в сотрудниках чувство отчаяния и цинизма. Следовательно, необходимо составлять реалистичные планы для программ обучения и развития. Иногда возникает непреодолимое желание поставить такую цель для образовательной программы, как, например, «достижение полного единства». Особенно часто такая формулировка встречается в программах развития лидерства в организации. Если вы избрали такую цель, как «полное единство», то вам следует знать, в каких именно поведенческих схемах будет воплощаться это единство и зафиксировать эти схемы в плане программы обучения и развития.
Не забывайте, что основными советчиками для вас являются руководители и подчиненные.
Выбирая цели для программы образования и развития, обратитесь за советом к своему начальнику. Например, если вы занимаетесь разработкой плана для персональной программы развития лидерских качеств, попросите начальника подсказать вам, на что обратить особое внимание. В определении целей и методов программы он или она могут оказаться лучшими помощниками. Это люди, которые сами прошли через этот этап, и вдобавок знают вас на протяжении многих лет. Не забудьте проконсультироваться и со своими подчиненными. Часто у них складывается определенное мнение о своем боссе, которое они никогда не придадут огласке, если их не спросить напрямую.
Сопоставляйте результаты, которых должен достичь обучаемый с целями, прописанными в рабочем плане
Выносите цели программы обучения и развития на обсуждение совместно с обзором результатов деятельности сотрудников. Метод постоянного контроля и обсуждения способствует применению знаний, полученных за время обучения сотрудником в своей работе на предприятии. Если руководитель и подчиненный, в процессе проведения оценки результатов деятельности сотрудников, обнаружили проблему, связанную с исполнением служебных обязанностей, тогда в обзор результатов деятельности автоматически включаются аспекты, которые необходимо отразить в плане программы обучения и развития. Учебные задачи, связанные с решением «проблемы роста» и «проблемы новых возможностей», также должны быть включены в процесс обсуждения результатов деятельности под заголовком «карьерный рост». Однако, следует быть предельно внимательным, пытаясь определить достиг ли сотрудник намеченных целей в своей карьере. Может возникнуть множество непредвиденных обстоятельств, которые помешают ему в осуществлении запланированного. Поэтому о результатах деятельности сотрудника лучше судить по соответствию его работы установленным на предприятии стандартам.
Методы: запомните основные принципы обучения взрослых
Взрослые учатся лучше, если предоставленная им информация применима к текущим жизненным ситуациям.
Используйте такие методы в программах обучения и развития, которые бы позволили обучаемым применять полученную информацию для решения практических задач. Порой сотрудники сталкиваются с определенными трудностями, пытаясь связать разобранные в классе ситуации (например, кейсы) с реальными проблемами компании. Обучение на рабочем месте может оказаться весьма эффективным, если сотрудник получит доступ к новой информации и методам, а так же время на усвоение материала.
Взрослые учатся лучше, обмениваясь собственным опытом.
Обучаемые сотрудники извлекают наибольшую пользу от обсуждения личного опыта, который они получили, применяя новую информацию и материалы в своей работе. В идеале, программа обучения и развития должна предоставлять ученикам возможность рассказать о результатах применения новой информации и методов, о своих ожиданиях, о том, что произошло на самом деле и почему, а также о том, что им дал этот опыт.
Методы: каких ошибок следует остерегаться?
После 12 -16 лет, проведенных за партой, мы склонны верить нескольким распространенным мифам о программах обучения и развития. Вот несколько советов, которые помогут учащимся не пасть жертвами этих заблуждений.
1.Не путайте информацию со знанием или мудростью
Очень часто, когда мы хотим чему-то научиться, мы ходим на лекции, внимательно анализируем материал и считаем, что освоили нужную информацию. Однако, какую часть материала изученного курса мы попробовали применить на практике? Пауло Фрайре (Paulo Freire), человек, выучивший больше людей, чем кто-либо другой за всю историю, утверждает, что «без практики нет знаний».
2. Не путайте развлечение с просветлением
Пойдите в библиотеку, просмотрите там сотни или даже тысячи книг. Сколькие из них вам на самом деле понадобились? Скольким советам авторов вы следовали? Содержание скольких из них оправдало ваши надежды, зародившиеся после прочтения заголовка?
3. Не путайте анализ с обучением
Год за годом задания по литературе требовали от нас «проанализировать содержание и написать сочинение». Однако восточные мудрецы, жившие десятки веков назад, напоминают нам о значении интуиции, о важности размышлений о полученным опытом (проделанной работой). Не полагайтесь во всем только на свой мозг, используйте интуицию и свое сердце.
4. Не думайте, что возможность получать образование ограничивается пределами классной комнаты
Исследования свидетельствуют о том, что взрослые учатся лучше, если предоставленная им информация может быть применена в текущих жизненных ситуациях, то есть когда у них появляется возможность найти подтверждение теоретического материала на практике и поделиться друг с другом собственным опытом.
Как обеспечить высокую степень усвоения материала, предусмотренную планом?
1. Используя любой метод обучения, старайтесь найти ответ на вопрос «Каким образом полученные знания могут быть применены в реальной жизни?».
Попросите руководителя или своих друзей проследить за тем, чтобы вы не забывали отвечать на этот вопрос. Возможно, он является самым важным вопросом в вашем плане и найденный ответ может вызвать в вас чувство удовлетворения, когда план будет, наконец, введен в исполнение.
2. Включайте в обучающий процесс разнообразные мероприятия, не ограничивайтесь только чтением или написанием сочинений.
Рискните. Пусть ваш супруг/супруга или близкие друзья посоветуют, чему вам нужно научиться и как лучше это сделать. При этом старайтесь пресекать долгие рассуждения о судьбах мира, не относящиеся к делу.
3. Учитесь работая
Ваша жизнь и работа предоставляют бесчисленное количество возможностей научиться чему-то новому. Например, если вы занимаетесь разработкой плана развития лидерских качеств, то сделайте выбор в пользу таких методик обучения, которые бы включали сотрудничество с местными некоммерческими, волонтерскими или профессиональными организациями.
4. Следуйте альтернативным программам обучения
Как научиться «учиться от жизни»?
Многие из нас уделяют гораздо больше внимания знаниям, полученным в классе, нежели в реальной жизни. Осознание такого положения вещей приходит к нам только после окончания учебного заведения. Вот несколько советов:
1. Составьте список из 10 пунктов, в котором перечислите то основное, чему вам удалось научиться и как вы научились этому?
По иронии судьбы, в те тысячи упражнений, которые нам пришлось выполнить в течение жизни, данное упражнение включено не было. В то же время, оно является одним из наиболее важных заданий. Рядом с каждым пунктом подпишите, что вы сделали, для того, чтобы научиться. Можете ли вы ответить на этот вопрос? Произошло ли это на занятиях в классе? Какой теоретический материал лег в основу вашего нового знания?
2. Раз в неделю записывайте главное, чему вы научились.
Жизненный опыт, в том числе личное общение с окружающими вас людьми, научат вас гораздо большему, нежели занятия в классе или все книги мира вместе взятые!
3. Принимайте участие в общественно работе – это замечательная «школа жизни».
Такая помощь предоставляет возможность получить богатый практический опыт и многому научиться.
4. Посмотрите на себя в зеркало внимательно: и спросите себя «Над чем мне нужно поработать?»
Отразите все, что вы бы хотели изменить в человеке, смотрящем на вас из зеркала, внеся поправки в свой план обучения и развития. Для того, чтобы добиться успеха, нужно начать с себя.
Краткий обзор приведенных в статье советов по улучшению программ обучения и развития
Основные требования к обучаемым
Обучаемые должны стремиться расти, получать новый опыт.
Рост должен охватывать сотрудника в целом, а не отдельные аспекты его сознания.
Для роста необходима хорошо налаженная обратная связь.
Основные требования к руководителям
Стимулируйте активное участие обучаемых в разработке программы и плана обучения.
Представитель кадрового отдела, если таковой имеется, должен играть в процессе ведущую роль.
Обеспечивайте обратную связь и поддержку.
Давая оценку результатам учебы, обращайте внимание на то, как обучение отразилось на качестве исполнения сотрудниками служебных обязанностей.
Выделите средства из бюджета на приобретение необходимых ресурсов.
Составьте график встреч руководителей с обучаемыми сотрудниками.
Разработка плана программы обучения и развития
Зафиксируйте ваш план обучения и развития (цели, методы и способ оценки результатов) на бумаге.
Не думайте о том, насколько плох или хорош ваш план - это всего лишь ориентир, а не закон.
Помните, что обучение – это процесс.
Определяем цели, которые должны быть достигнуты в процессе обучения и развития
Обозначьте для начала 2-4 цели.
Определите цели самостоятельно – не заимствуйте из другой программы или у другого автора и т.д.. Будьте реалистичны в своих ожиданиях.
Не забывайте, что основными советчиками для вас являются руководители и подчиненные.
Сопоставляйте результаты, которых должен достичь обучаемый с целями, прописанными в рабочем плане.
Основные принципы обучения взрослых, которые необходимо учитывать при выборе методики обучения
Взрослые учатся лучше, если предоставленная им информация применима к текущим жизненным ситуациям.
Взрослые учатся лучше, обмениваясь друг с другом собственным опытом.
Основные ошибки, которых следует остерегаться при выборе методик обучения
Не путайте информацию со знанием или мудростью.
Не путайте развлечение с просветлением.
Не путайте анализ с обучением.
Не думайте, что возможность получать образование ограничивается пределами классной комнаты.
Как обеспечить высокую степень усвоения материала, предусмотренную планом?
Используя любой метод обучения, старайтесь найти ответ на вопрос «Каким образом полученные знания могут быть применены в реальной жизни?».
Включайте в обучающий процесс разнообразные мероприятия, не ограничивайтесь только чтением или написанием сочинений. Учитесь работая.
Следуйте альтернативным программам обучения.
Как научиться «учиться от жизни»?
Составьте список из 10 пунктов, в котором перечислите то основное, чему вам удалось научиться и как вы научились этому?
Раз в неделю записывайте главное, чему вы научились.
Принимайте участие в общественно работе – это замечательная «школа жизни».
Посмотрите на себя в зеркало внимательно: и спросите себя «Над чем мне нужно поработать?» ---------------------