Мы все слышали о клиентоориентированных концепциях бизнеса:
от расхожей фразы «Клиент всегда прав» до сложной системы кайдзен, цель
которой — совершенствующееся производство, работающее непрерывно по
единичным, индивидуальным заказам. Так или иначе, конкуренция вынуждает
бороться за клиента, а когда десятки компаний предлагают похожие
продукты и условия, поневоле задумаешься о завоевании и удержании
клиента.
На первый план выходит профессионализм и умение персонала налаживать
и поддерживать эти отношения. Важность и необходимость обучения и
развития персонала кажется вещью очевидной, хотя, к сожалению, в нашей
ситуации эта точка зрения далеко не всегда так уж очевидна. Но если
предприятие думает о завтрашнем дне, то оно сотрудников обучает и
развивает. И тогда руководителя волнует другое — как наиболее
эффективно вложить деньги в обучение, не выбросить их «на ветер»? Как
оптимально организовать процесс обучения, чтобы получить максимальный
результат на выходе и при этом не потерять рабочее время сотрудника?
Возьмем для примера широко распространенные тренинги продаж. Их
предлагает почти каждая консалтинговая компания, это то, на что всегда
есть спрос и что, так или иначе, является «хлебом» многих фирм в этой
области. На сегодняшний день чаще всего рынок бизнес-обучения
предлагает 1-2-3-х дневные корпоративные тренинги продаж, когда тренер
из консалтинговой компании, предварительно ознакомившись со спецификой
продаж в компании, проводит обучение в установленные заранее даты.
Преимущества такого корпоративного обучения очевидны — в нем участвуют
только представители компании-заказчика, и в обучении учитывается
специфика компании, плюс поддерживается корпоративный дух
сотрудников-участников тренинга. Тем не менее, в таком подходе имеются
и свои слабые стороны:
1.Процесс предтренинговой диагностики часто носит
довольно-таки поверхностный характер из-за сильной загруженности
тренера, который физически не может уделить время каждому сотруднику
компании-заказчика для сопровождения его «в поле» и анализа его работы.
Мало внимания также уделяется специфике самой отрасли и собственно
компании, несмотря даже на то, что чаще всего компании ищут тренера с
опытом проведения тренингов для фирм похожей специализации (работали ли
вы с аптеками? с продавцами сложной бытовой техники?) Слабое понимание
специфики и уровня подготовки персонала не может не отразиться на
качестве проведенного обучения.
2.Интенсивность обучения — за короткое время участники
получают большой объем информации и не успевают как следует отработать
практические навыки по использованию полученных знаний «в поле». В
связи с чем, тренинг приобретает более информативный, теоретический,
нежели тренировочно-практический характер. А ведь практические
результаты, овладение техникой и повышение продаж — то, ради чего
руководитель и отдает деньги на обучение.
3.Парадокс, но самое важное в обучении начинается после тренинга,
когда участники начинают применять полученные знания на практике.
Общеизвестно, что после тренинга его участники помимо знаний
приобретают еще и стимул к работе, вдохновение, эмоциональную зарядку.
И в этот момент они больше чем когда-либо нуждаются в компетентной
помощи и обратной связи при использовании новых полученных техник при
работе с клиентом. Часто после тренинга, окрыленные участники, начинают
применять все то, что они услышали, но, совершив 2-3 ошибки или
столкнувшись по неопытности с неудачей, они опять возвращаются к своему
старому, может не всегда эффективному, но зато «проверенному и
комфортному» стилю работы. Вопрос напрашивается сам собой: «Зачем же
был нужен тренинг?» К тому же, часто получается «эмоциональная
нестыковка» воодушевленных продавцов и всех остальных, которые работают
по накатанной схеме и особого подъема не испытывают. Когда порыв
продавцов гасится их же руководством, которое на тренинге не было и
ждет только цифр динамики продаж, а не предложений по кардинальному
изменению стиля и схемы работы, то эффект от тренинга может быть только
обратный.
Понимая вышеперечисленные слабости краткосрочного обучения,
некоторые руководители торговых компаний нанимают себе в штат
внутреннего тренера или поручают функцию обучения продавцов менеджеру
по персоналу. Что касается второго варианта — даже самый «продвинутый»
менеджер по персоналу редко на высоком уровне владеет навыками и
знаниями, необходимыми для качественного проведения обучения. К тому
же, как правило, у него более чем достаточно своих функций (подбор,
адаптация, мотивация персонала, корпоративная культура и т.д.), которые
обеспечивают ему 100 %-ую загрузку.
Если говорить о присутствии своего тренера в компании, безусловно,
преимуществ в данной ситуации достаточно много. В штате есть
специалист, который учит персонал, наблюдает за ним, может оценивать, в
какой-то мере нейтрализует неизбежную текучку кадров. При этом обучает,
не срывая людей с рабочего места, под непосредственным наблюдением
руководства и по приспособленной для данной компании программе.
Но давайте попробуем ответить на некоторые вопросы: «Всегда ли
экономически целесообразно для компании содержание собственного
тренера?» А если это профессионал своего дела (а зачем вам нанимать
непрофессионала?), то такое содержание обходится для компании “очень
недешево”. Далее – “Нужен ли собственный тренер на столь
продолжительное время в штате компании?» — ведь тренинги продаж
проводят 1-4 раза в год (зависит от политики компании). Кроме того,
допустим, у вас есть внутренний тренер по продажам, но ведь люди не
только этим занимаются — почему нет тренера по логистике, например, или
по мерчендайзингу, или по проведению переговоров, в зависимости от рода
деятельности компании. Сколько тренеров надо нанять компании, чтобы
закрыть на постоянной основе все компетенции? Или возможен
“универсальный учитель”? Навряд ли... И еще немаловажный момент —
постепенное превращение “свежего” взгляда на работу и обучение
продавцов в компании во взгляд человека, который входит в структуру
этой компании.
Кстати, насчет структуры. Где гарантия, что внутренний тренер не
станет “козлом отпущения”, на которого валятся ошибки в работе с
персоналом: не так обучил, недо- или переучил, разбаловал? Каким
образом встроить тренера в структуру? Логично подчинить его начальнику
отдела кадров (или HR, у кого что принято). Нужно согласование
обучающей и мотивирующей функции на предприятии, разделение полномочий
и ответственности. Польза от внутреннего тренера по продажам, например,
для руководителя должна быть видна в цифрах — в объемах продаж. Но
ответственнен ли тренер за эти цифры, можно ли привязывать его зарплату
к показателям отдела продаж — важный вопрос, который решается в разных
случаях по-разному.
Каким же образом построить процесс развития торгового персонала,
чтобы вышеперечисленные сложности потеряли свою значимость, а
отдача от обучения была максимальной, особенно учитывая высокую
текучесть кадров именно среди торгового персонала?
Однозначного ответа нет. Как вариант, существует предложение «взять
тренера в аренду». Основная цель «аренды» тренера – получить
профессионального наставника для продавцов, который временно будет
работать в компании в течение некоторого времени, выполняя функции
корпоративного тренера. Таким образом можно получить преимущества
долгосрочного корпоративного обучения продавцов, при этом сэкономив на
затратах по содержанию в штате собственного тренера. Срок «аренды»
обычно составляет 4 недели. За это время тренер:
1.используя различные методы, «внедряется» в компанию: изучает
специфику продаж, проводит диагностику торгового персонала;
2.разрабатывает и проводит тренинг для торгового персонала с
учетом результатов предварительной диагностики (продолжительность
тренинга составляет обычно 22-28 академических часов);
3.работает «в поле» после тренинга, помогая продавцам применять полученные на тренинге знания на практике.
Предварительно график работы тренера выглядит примерно следующим образом:
Дни недели
|
Кол-во часов
|
Первая неделя
|
Вторая неделя
|
Третья неделя
|
Четвертая неделя
|
Пн
|
4
|
Исследование
|
Работа «в поле» (отработка часть 1)
|
Работа «в поле» (отработка часть 2)
|
Работа «в поле» (отработка часть 3)
|
Вт
|
4
|
Работа «в поле»
|
Работа «в поле» (отработка часть 1)
|
Работа «в поле» (отработка часть 2)
|
Работа «в поле» (отработка часть 3)
|
Ср
|
4
|
Работа «в поле»
|
Работа «в поле» (отработка часть 1)
|
Работа «в поле» (отработка часть 2)
|
Работа «в поле» (отработка часть1, 2, 3)
|
Чт
|
4
|
Работа «в поле»
|
Работа «в поле» (отработка часть 1)
|
Работа «в поле» (отработка часть 2)
|
Работа «в поле» (отработка часть 1,2, 3)
|
Пт
|
4
|
Подготовка к тренингу
|
Работа «в поле» (отработка часть 1)
|
Работа «в поле» (отработка часть 2)
|
Анализ результатов
|
Сб
|
8
|
Тренинг
(часть 1)
|
Тренинг
(часть 2)
|
Тренинг
(часть 3)
|
выходной
|
Вс
|
|
выходной
|
выходной
|
выходной
|
выходной
|
Как решает «арендованный» тренер 3 перечисленные выше проблемы
(напомним, это были - поверхностный характер диагностики, дефицит
времени на практику во время тренинга, отсутствие посттренинговой
работы с участниками)?
1.«Арендованный» тренер посвящает диагностике и исследованию
специфики продаж в компании 20 часов (5 дней по 4 часа). 90% этого
времени тренер проводит «в поле» вместе с продавцами, изучая «пробелы»
в работе с клиентом. Это позволяет сконцентрироваться во время обучения
на тех вопросах и задачах, которые действительно актуальны в компании.
2.Разбивка тренинга на 3 логические части позволяет
максимально облегчить процесс восприятия и запоминания информации
участниками. На практическую отработку каждой части тренинга отводится
неделя работы «в поле» вместе с тренером, что позволяет «отточить»
первичные навыки «вживую» с клиентом под наблюдением тренера.
3.Посттренинговая работа построена на
совместных выездах к клиенту продавца и тренера,
получении продавцом обратной связи и рекомендаций по повышению качества работы с клиентом,
эффективном применении полученных на тренинге знаний.
Заключительный этап проекта — анализ и обсуждение результатов с руководством компании.
Как уже говорилось, готовых вариантов нет. Ни за какие деньги
невозможно купить команду продавцов, одновременно и мотивированных, и
работоспособных, и эффективных, и прекрасно знающих всю специфику, и
при этом бесконечно преданных одной компании. Самим заниматься
обучением, социализацией, мотивацией персонала все равно необходимо,
какого бы профессионального тренера и как бы надолго не нанимало
руководство. Как представляется, наилучшим вариантом все же является
разумное сочетание внешнего и внутреннего «обучающего воздействия» на
персонал.
---------------------