Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление персоналом> Поиск и отбор персонала

 

Коротко о главном...

Анна Нейман
Источник: hr-journal.ru

Мы часто получаем письма с вопросом: «Что надо сделать, чтобы открыть свой магазин? Выбрать товар, найти помещение, подобрать торговый персонал... Ничего ли мы не забыли?» - вопрошают будущие владельцы розничного предприятия. «Почти ничего, - отвечаем мы. - Осталось только задуматься о главном...» О Главном в магазине, то есть о его директоре. Кто может им стать? Что он должен знать и уметь, чтобы эффективно выполнять возложенные на него обязанности? Мы предлагаем несколько вопросов, ответы на которые нужно получить до закрытия вакантной должности «директор магазина».

Управлять или администрировать

Планирование, организация, мотивация и контроль - основные функции управления, скажет любой учебник по менеджменту. Но насколько полно должен быть занят директор магазина именно управлением?

Прежде всего определите, какой директор магазина вам нужен:

1. Директор - действительно директор (вовлечен во все сферы управления магазином, включая финансовое планирование и отчетность).

2. - администратор (решает тактические вопросы, то есть следит за тем, чтобы товар был аккуратно разложен на полках, а персонал приходил на работу вовремя).

А также составьте перечень необходимых знаний и навыков директора исходя из особенностей организации торгового процесса и работы торгового персонала в вашем магазине. То есть профиль должности:

1. Знание специфики магазина: описание бренда, портрет покупателя, ассортимент, цены, особенности презентации товара и т.п.

2. Знание технологий работы магазина: открытие и закрытие магазина, организация работы склада и принципов товародвижения, обеспечение сохранности товара, проведение инвентаризации, работа оборудования, работа с проверяющими органами и т.п.

3. Знания в области управления персоналом: подбор, обучение и развитие, материальное и нематериальное стимулирование, оценка и контроль работы персонала и т.п.

4. Знание законодательства о торговле: Закон защиты прав потребителя, Законодательство РФ о правилах торговли и т.п.

5. Прочее в зависимости от условий работы Вашего магазина

По мнению участников форума www.retailclub.ru руководитель должен:

  • знать специфику торговли;
  • иметь навыки оценки, отбора, стимулирования и мотивации персонала, технологии разрешения конфликтов;
  • иметь навыки проведения совещаний, ведения переговоров и убеждения;
  • иметь навыки в области самоорганизации, постановки целей;
  • быть специалистом в области планирования (постановка целей и подцелей) и контроля за достижением показателей.
  • Алла Королева, вице-президент известной сети магазинов «LeFutur», основными критериями отбора сотрудника на должность директора признает:

    1. Лидерские качества и умение руководить людьми. «Если директор в состоянии быстро принимать решения и создавать благоприятный климат в рабочем коллективе, то для меня этот директор лучший».

    2. Высокий интеллект и творческий склад мышления. «Мои директора должны постоянно находиться в поиске путей улучшения внешнего вида магазина и обслуживания покупателей. Именно от них я жду идей по оформлению торговых площадей, предложений по проведению рекламных акций, вариантов индивидуального обслуживания для VIP-клиентов».

    3. Целеустремленность.

    Всему остальному можно научить, считает Алла Королева.

    Иван Переспелов, владелец магазина стройматериалов в Пермской области, убежден, что идеальный директор:

    1. Хорошо знает специфику продаваемого товара, желательно имеет опыт работы в данной или смежной области. Это поможет ему выступить в качестве эксперта при работе с персоналом и покупателями.

    2. навыки работы с людьми, умеет их убеждать, мотивировать на эффективную работу, хвалить и ругать, если есть такая необходимость.

    3. Аккуратен и внимателен при работе с документами, умеет навести в магазине порядок и вовремя сдать отчетность.

    Кстати, не забудьте продумать для себя ответ на вопрос о человеческих качествах кандидата. Каким вы хотите его видеть? Люди, претендующие на должность стратега, могут оказаться властными и независимыми. А директора-администраторы людьми нетворческими и боящимися принимать самостоятельные решения. Готовы ли вы к работе с ними изо дня в день?

    Подведем итог:

    Мне нужен директор или администратор? Что он должен знать и уметь для успешного управления моим магазином? Какой это должен быть человек?

    Раз директор, два директор...

    Вы дали объявление в газету или начали спрашивать знакомых, нет ли у них потенциального кандидата на должность директора вашего магазина. В результате поисков у вас на собеседовании может появиться:

    1. Директор с опытом. Его несомненное достоинство - опыт управления магазином, а возможный недостаток - наличие стереотипов и установок, вынесенных с прошлого места работы, которые на новом месте могут быть неприемлемы.

    2. Управленец с опытом руководящей работы в другой сфере. Часто приходят устраиваться на работу бывшие военные и руководители в госсекторе. Их управленческий опыт важен, но потребуется время для того, чтобы разобраться в специфике розничной торговли.

    3. Очевидны плюсы старшего продавца магазина, претендующего на должность директора: знание организации торговли, опыт управленческой работы, желание получить новую должность. Минусы: отсутствие опыта управления людьми и привычное восприятие себя как продавца, а не как директора.

    4. В прошлом владелец и он же директор магазина, которому по ряду причин приходится устраиваться на наемную работу (то есть магазин по каким-то причинам ему пришлось закрыть). Хорошо бы разобраться в этих причинах, чтобы в будущем не столкнуться с ними в своем собственном магазине.

    5. Друг, близкий родственник или хороший знакомый. Здесь, как говорится, комментарии излишни: либо повезет, либо нет.

    Чтобы не попасть впросак, к собеседованию с кандидатом нужно тщательно подготовиться. Лучше всего составить список вопросов, которые Вы зададите, а не ограничиваться стандартным «ну, расскажите мне о себе».

    Возможные вопросы:

  • каковы были цели вашей работы и ваши функциональные обязанности (иными словами, что и зачем вы делали на прежнем рабочем месте);
  • кто был вашим непосредственным руководителем, как было организовано ваше с ним взаимодействие и отчетность;
  • сколько человек было у вас в подчинении, что это был за коллектив, какие задачи были у ваших подчиненных;
  • вспомните и опишите самую удачную (неудачную, конфликтную, приятную и проч.) ситуацию управления вашими подчиненными и так далее.
  • Продумайте заранее, какие ответы на вопросы Вас устроят, что Вы хотите услышать от кандидата, чтобы быть уверенным в своем выборе. Также решите для себя, как Вы будете проверять истинность его слов, какие рекомендации о его работе и от кого Вы можете получить.

    Дополнительно обратите внимание на следующее. Скорее всего, кандидата в директора-стратеги будет интересовать, каких показателей должен достичь магазин, какими ресурсами и к какому периоду. Он спросит, какие решения он может принимать самостоятельно, а какие необходимо согласовывать с Вами. И поинтересуется размером вознаграждения за перевыполнение плана или иные эффективные для магазина последствия его действий.

    Кандидат в администраторы будет выяснять, что именно он должен делать (и чего не делать ни в коем случае) каждый день и как будет оцениваться его работа. Он поинтересуется, какие правила, принятые в вашем магазине, он должен неукоснительно соблюдать. И заведет разговор о гарантиях безопасности - сохранности рабочего места, заработной плате и социальном пакете.

    Подведем итог:

    Кого я приглашу на собеседование? Как я проведу собеседование? Как я сделаю правильный выбор?

    Ученье - свет

    Каким бы хорошим ни был ваш новый директор, его всё равно придется обучать.

    Если вы изначально определили для себя список знаний и навыков, которыми кандидат на должность директора должен обладать, если грамотно провели собеседование и взяли именно такого человека, то доучить его вы сможете без особых затрат для компании или вас лично.

    Всё зависит от того, кто именно к вам пришел: стратег или администратор, бывший продавец или человек с опытом управленческой работы в другой сфере. Бывшего продавца следует отправить на курсы по менеджменту, а управленца из госсектора на специализированный семинар по рознице. Информацию о пробелах в знаниях кандидата (мы понимаем, что идеальных директоров не существует) хорошо получить еще на этапе собеседования, чтобы оценить, сколько времени, сил и средств необходимо будет потратить на его обучение.

    И не забудьте, что вы лично отвечаете за адаптацию директора на новом месте. Продумайте, как вы представите его персоналу, какая помощь ему понадобится в первые месяцы работы. Что нужно сделать, чтобы вхождение в должность прошло легко и для него и для окружающих его продавцов.

    Подведем итог:

    Чему и как я буду учить директора магазина? Как я буду помогать ему в работе на первых порах?

    P.S. Вы приняли на работу директора, обучили его, и он приступил к выполнению своих обязанностей. И тут возникает вопрос: достаточно ли этого для успешного управления магазином? Ответ очевиден.

    Хороший директор систематически повышает квалификацию в следующих областях:

  • реклама магазина и инструменты стимулирования продаж;
  • ассортиментная и ценовая политика;
  • целевые группы покупателей;
  • конкуренты и особенности рынка;
  • законодательная база;
  • управленческий учет;
  • управление персоналом;
  • взаимодействие с поставщиками.
  • Цель любого магазина, как, впрочем, и любого другого предприятия, в том, чтобы идти на полшага впереди конкурентов. Этого можно достичь, имея грамотного директора, который постоянно увеличивает свой багаж знаний и вносит вклад в развитие вашего магазина. Подберите себе компетентного и надежного человека и снабдите его необходимыми инструментами для работы. И не забудьте про систему мотивации, чтобы ваш Главный оставался вашей правой рукой и залогом успеха вашего магазина.

    ---------------------

    Предложение авторам статей и книг

     

     

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100