Основные компетенции, на которые обращают внимание работодатели, а также стили общения, связанные с каждой из них.
Данный текст представляет собой суммированный перечень из 31 компетенции, сгруппированных в «кластеры» (похожие компетенции, относящиеся к общей группе навыков). Каждая компетенция сопровождается определением и описанием очевидного поведения, которое может указывать на наличие данной компетенции у человека.
I. Компетенции, связанные с людьми
«Кластер лидерских качеств»
1. Постановка цели: Умение разрабатывать и доносить до других цели организации, способствующие достижению миссии бизнеса.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Действует так, чтобы совместить цели собственного отдела со стратегией всего предприятия. Следит за тем, чтобы люди в его отделе понимали связь своей работы с миссией бизнеса. Следит за тем, чтобы каждый осознавал миссию отдела и отождествлял себя с ней. Следит за тем, чтобы отдел разрабатывал собственные цели и план достижения миссии предприятия. 2. Оказание мотивационной поддержки: Умение укрепить преданность людей своей работе.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Признает достижения людей и награждает их. Благодарит людей за их работу. Открыто выражает, как он гордится группой, и способствует тому, чтобы люди чувствовали удовлетворение от своих достижений. Находит творческие способы сделать работу людей благодарной. Демонстрирует собственную вовлеченность в процесс тем, что лично присутствует и участвует во всех ключевых событиях. Выявляет и быстро решает нравственные проблемы. Проводит беседы или презентации, чтобы воодушевить людей. 3. Воспитание навыков работы в команде: Если этот человек – рядовой участник команды, то он обладает умением и желанием работать совместно с другими членами команды; если это лидер команды, то он умеет показать интерес, навыки и успех в том, что может научить группу работать сплоченно.
Виды поведения члена команды
Член команды:
Слушает и конструктивно реагирует на идеи других членов команды. Поддерживает идеи и предложения других членов команды. Открыто делится своими проблемами с другими членами команды. Конструктивно выражает свое несогласие (например: подчеркивает те моменты, относительно которых достигнуто согласие, предлагая альтернативы, приемлемые для группы). Одобряет достижения других членов команды. Честно и конструктивно делится своими мыслями с другими членами команды. Помогает другим членам команды, когда те в этом нуждаются. Борется за решения, которые могут поддержать все члены команды. Делится своими профессиональными знаниями и опытом с другими членами команды. Ищет возможности работать в составе группы как средстве приобретения опыта и знаний. Предлагает помощь, информацию, и иную поддержку другим членам команды, чтобы установить и поддерживать с ними отношения. Виды поведения лидера команды
Лидер команды:
Создает людям возможности научиться работать в команде. Призывает каждого принимать активное участие. Организует взаимодействие с другими отделами. Следит за тем, чтобы со всеми членами команды справедливо обращались. Признает и поощряет поведение, способствующее совместной работе. 4. Наделение полномочиями других работников: Умение выражать уверенность в способности работников добиваться успеха, особенно при решении новых трудных задач; делегирование значительной доли ответственности и власти; предоставление работникам свободы выбора того, как они будут достигать своих целей и решать спорные вопросы.
Человек, обладающий данной компетенцией:
Дает людям широкие возможности принимать решения в их собственной сфере деятельности. Может позволить другим принимать решения и нести ответственность. Поощряет отдельных людей или группы к установлению собственных целей, согласующихся с целями компании. Выражает уверенность в способности работников добиваться успеха. Поощряет группы к самостоятельному решению проблем; избегает диктовать собственные решения. 5. Управление изменениями: Умение демонстрировать поддержку инноваций и организационных изменений, необходимых для повышения эффективности организации; инициирование, спонсирование и внедрение организационных изменений; помощь другим работникам в успешном проведении организационных изменений.
Виды поведения рядового работника
Рядовой работник:
Лично разрабатывает новый метод или подход. Предлагает новые подходы, методы или технологии. Разрабатывает более эффективный, быстрый и менее затратные способы работы. Виды поведения менеджера или лидера
Менеджер или лидер:
Работает вместе с подчиненными над выработкой инновационных решений. Руководит создание новых направлений бизнеса, партнерств, политического курса или алгоритмов. Пользуется всеми возможностями, чтобы оказывать влияние на выбор будущего направления деятельности отдела организации или всего предприятия. Помогает работникам ясно понять, что им придется делать по-другому в результате организационных изменений. Внедряет или поддерживает разнообразные виды деятельности, связанные с управлением переменами (например: коммуникации, обучение, развитие командной работы, тренинги). Устанавливает определенные структуры и процессы для планирования и управления последовательным внедрением изменений. Помогает отдельным людям и группам справиться с волнением по поводу значительных изменений. Помогает группам или командам в процессе решения проблем и творческого мышления, ведя их к развитию и внедрению новых подходов, систем, структур и методов. 6. Развитие способностей своих подчиненных: Умение делегировать ответственность, работать в команде и помогать людям в развитии их способностей.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Предоставляет своим подчиненным полезную, связанную с конкретными видами поведения обратную связь. Делится информацией, советами и предложениями, чтобы помочь своим подчиненным добиться большего успеха; обеспечивает эффективные тренинги. Дает людям задания, способствующие развитию их способностей. Регулярно встречается с подчиненными, чтобы проанализировать прогресс в их развитии. Признает и поощряет усилия работников, направленные на профессиональный рост и совершенствование. Выражает уверенность в способности своих подчиненных добиться успеха. 7. Управление качеством труда: Умение брать на себя ответственность за собственную деятельность и деятельность своих подчиненных; устанавливать ясные цели и перспективы; отслеживать прогресс в достижении целей, обеспечивать обратную связь и быстро реагировать на проблемы и вопросы, связанные с качеством труда.
Виды поведения рядового работника
Рядовой работник:
Вместе со своим менеджером устанавливает конкретные измеримые цели, реалистичные, но трудные, и составляет графики их достижения. Вместе с менеджером выясняет, что от него ожидается и как этого достичь. Заручается поддержкой своего менеджера в получении информации, ресурсов и обучения, необходимых для эффективного выполнения работы. Сразу же информирует своего менеджера в получении информации, ресурсов и обучения, необходимых для эффективного выполнения работы. Ждет обратную связь по поводу своей деятельности от менеджера и от других сотрудников, с которыми он взаимодействует в процессе работы. Разрабатывает свой личный план профессионального роста с указанием конкретных целей и сроков их достижения. Прилагает значительные усилия для развития качеств, необходимых для эффективного выполнения настоящей или будущей работы. Виды поведения менеджера
Менеджер:
Следит за тем, чтобы работники имели четкие цели и обязанности. Совместно с подчиненными устанавливает и согласовывает конкретные и измеримые стандарты качества труда. Поддерживает усилия работников в достижении цели (например: предоставляет ресурсы, устраняет препятствия, действует в качестве буфера). Постоянно получает информацию о прогрессе в деятельности своих работников с помощью формальных (доклады о состоянии дел) и неформальных (беседы с работниками на их рабочем месте) методов. Непосредственно по окончании этапа работы предоставляет положительную и коррекционную обратную связь по поводу конкретно проделанной работы. Действует четко и быстро, когда возникают проблемы, связанные с качеством труда; сообщает людям, что и когда он от них ожидает. Кластер «Коммуникации и влияния»
8. Внимание к коммуникации: Умение контролировать процесс информирования нужных людей.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Следит за тем, чтобы все участники проекта были проинформированы о событиях продвижения работы и (дальнейших) планах. Следит за тем, чтобы руководитель делился планами со своими сотрудниками и другими задействованными людьми. Делится идеями и информацией с теми людьми, которым это может пригодиться. Использует все разнообразие каналов и средств для передачи важных сообщение (служебные записки, информационные письма, заседания, электронную почту). Во избежание неожиданностей постоянно информирует руководителя о ходе работы и трудностях. Следит за тем, чтобы обмен информации был согласован и происходил постоянно. 9. Устная коммуникация: Умение ясно выражать мысли во время разговора и совместной деятельности.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Правильно выговаривает все звуки, чтобы его легко понимали. При построении речи учитывает уровень и опыт аудитории. Использует в устной речи соответствующие грамматические конструкции и слова. Логично строит высказывания. Кратко выражает идеи. Поддерживает зрительный контакт с аудиторией. Чтобы избежать разночтений и убедиться, что то, о чем говорили другие было понято правильно, суммирует или перефразирует по-своему то, что было сказано. 10. Письменная коммуникация: Умение ясно излагать мысли в деловой переписке.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Кратко и сжато излагает мысли на бумаге. Последовательно излагает мысли на бумаге и предоставляет читателям информацию о кампании (посредством вводного абзаца или заголовков). Строит письменное высказывание так, чтобы эффективно донести информацию до читателя. Использует графику и другие средства, чтобы прояснить сложную или техническую информацию. Пишет без орфографических ошибок. Использует в письменной коммуникации конкретный специальный язык. Правильно расставляет знаки препинания. Соблюдает грамматические правила. Следует деловому стилю. 11. Убеждающая коммуникация: Способность организовывать и доносить информацию (устно или письменно) таким образом, чтобы убедить нужных людей.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Умеет выбирать и доносить до слушателей (устно или письменно) ту информацию или данные, которые окажут на них наиболее сильное воздействие. Подбирает соответствующие уровню и опыту аудитории язык и примеры. Подбирает истории и аналогии для иллюстрирования материала. Умеет придумывать графические символы, заголовки или слайды, чтобы облегчить восприятие информации и усилить ее воздействие. Предоставляет несколько разных аргументов для обоснования своих позиций. 12. Умение понимать других людей: Умение замечать, толковать и предугадывать отношение и чувства других людей, а также эмпатически сообщать о своем понимании.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Понимает интересы окружающих. Замечает и правильно истолковывает чувства окружающих, основываясь на их выражениях, тоне, выборе слов и невербальном поведении. Угадывает реакцию окружающих в той или иной ситуации. Внимательно выслушивает идеи и предложения. Учитывает как сильные, так и слабые стороны окружающих. Понимает невысказанное (эмплицидное) значение. Говорит и поступает так, чтобы развеять тревоги и заботы окружающих. Умеет находить правильный подход, когда дело касается деликатной проблемы. Располагает окружающих к себе, с интересом реагируя на то, о чем ни говорят. 13. Влияние на окружающих: Умение найти поддержку своим идеям, целям, проектам и решениям.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Предлагает весомые аргументы и находит взаимовыгодные решения. Включает окружающих в процесс принятия решений, чтобы заручиться их поддержкой. Предлагает альтернативные решения и обмен мнениями для достижения согласия. Находит и предлагает решения, которые выгодны для всех участников ситуации. Привлекает экспертов или третью сторону для воздействия на других. Разрабатывает другие непрямые методы воздействия на окружающих. Знает, когда усилить критику в адрес своего или чужого стиля управления, если не удалось заручиться поддержкой окружающих. Умеет структурировать ситуацию, учитывая обстановку, присутствующих людей, последовательность событий, чтобы произвести желаемое воздействие и увеличить вероятность желаемого исхода. Прилагает усилия, чтобы производить хорошее впечатление на окружающих. Умеет распознавать людей, которые действительно принимают решения, а также тех, кто может повлиять на них, и направляет свои усилия на таких людей. Стремится установить отношения с теми, кто может предоставить в его распоряжение информацию, интеллект, карьерный рост, деловые контакты и другие формы помощи. Интересуется личной жизнью окружающих (например, собирает информацию об их интересах, тревогах, семье, друзьях, увлечениях) и устанавливает хорошие отношения. Правильно толкует скрытый смысл событий и решений для держателей акций организации и в соответствие с этим строить стратегию. 14. Установление сотрудничества: Умение развивать, поддерживать и укреплять партнерские отношения с тем людьми (находящимися как внутри, так и вне организации), которые могут предоставить информацию, содействие и поддержку.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Спрашивает своих коллег об их жизни, заботах, увлечениях, семье и т.п. Задает вопросы, чтобы выявить нечто общее (интересы, увлечения и т.п.) Интересуется тем, что говорят окружающие; признает их взгляды, идеи. Понимает деловые интересы и перспективы окружающих. Выражает благодарность и признательность тем, кто предоставил информацию, содействие и поддержку. Уделяет время на то, чтобы изучить своих коллег, наладить с ними отношения и установить взаимные связи. Пытается установить отношения с теми людьми, чья помощь, содействие и поддержка могут пригодиться. Предоставляет помощь, поддержку и информацию, чтобы создать основы для последующего взаимодействия. 15. Ориентация на клиента: умение показать свою заинтересованность в удовлетворении запросов внутреннего и внешнего клиента.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Быстро и эффективно решает проблемы клиента. Проводит собеседования с клиентами (внутренними и внешними), чтобы узнать об их требованиях, и выяснить удовлетворены ли они тем, что получили. Демонстрирует клиентам готовность сотрудничать с ними для удовлетворения их потребностей Находит способы для выявления и измерения степени удовлетворенности клиента. Демонстрирует жизнерадостную, позитивную манеру общения с клиентами. II. Деловая компетенция
Кластер «Избежание и решение проблем».
16. Сбор диагностической информации: умение распознать информацию, необходимую для прояснения ситуации; осуществлять поиск такой информации с помощью соответствующих источников; задавать вопросы так, чтобы вытянуть информацию из тех, кто неохотно ей делиться.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Распознает специфическую информацию, необходимую для прояснения ситуации и принятия решений. Находит большое количество достоверной и исчерпывающей информации, обращаясь к многочисленным источникам. Искусно выявляет факты, когда партнеры не хотят предоставлять исчерпывающую, детализированную информацию. Регулярно обходит работников, чтобы посмотреть, как идут дела и выслушать их проблемы. Беседует с окружающими, чтобы оценить, тщательно ли они продумали план действий. Беседует с окружающими, чтобы оценить их уверенность в правильности выбранного варианта решения проблемы или разрешения ситуации. Задает вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Спрашивает мнение всех участников ситуации. Умеет находить компетентных людей для получения информации и прояснения проблемы. 17. Аналитическое мышление: Умение решить проблему, использую логический, систематический, последовательный подход.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Проводит систематическое сравнение двух и более альтернатив. Замечает непоследовательность и противоречивость информации. Выделяет ряд черт, параметров, факторов, которые необходимо учитывать при анализе ситуации и приятии решений. При выполнении сложного задания расчленяет его на составляющие и в отдельности анализирует каждую составляющую. При принятии решений взвешивает затраты, пользу, риск и шансы на успех. Устанавливает множество возможных причин возникновения проблемы. Тщательно определяет приоритеты. 18. Перспективное мышление: Способность предугадывать скрытый смысл и последствия ситуации, а также предпринимать необходимые действия для подготовки к возможным последствиям.
Человек, владеющий данной компетенцией:
Предусматривает возможные проблемы и заранее разрабатывает несколько планов их решения. Подмечает тенденции в промышленности и на рынке и разрабатывает планы таким образом, чтобы не упустить из виду возможности и проблемы. Предугадывает последствия ситуации и разрабатывает соответствующий план. Предусматривает реакцию отдельных людей или групп на ситуацию и информацию и разрабатывает соответствующий план. 19. Понятийное мышление: Способность находить эффективные решения с помощью целостного, абстрактного или теоретического мышления.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Находит соответствия между абсолютно разными и относительно несвязанными ситуациями.
- Быстро выделяет основные проблемы из сложной ситуации.
- Составляет графики и диаграммы, которые бы показывали системное видение ситуации.
- Подбирает аналогии или метафоры для разъяснения ситуации.
- Применяет теорию для понимания конкретной ситуации.
20. Стратегическое мышление: Умение анализировать конкурентоспособность организации, рассматривая тенденции рынка и промышленности, существующих и возможных покупателей (внутренних и внешних), а также сильные и слабые стороны организации по сравнению с конкурентами.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Видит сильные и слабые стороны организации по сравнению с конкурентами.
- Понимает тенденции рынка и промышленности, которые влияют на конкурентоспособность организации.
- Обладает углублённым пониманием того, какие товары и услуги на рынке становятся конкурентоспособными.
- Разрабатывает и выдвигает долгосрочную (3-5-летнию) стратегию, основанную на анализе промышленности и рынка, а также имеющихся и потенциальных возможностей организации по сравнению с конкурентами.
21. Компетентность в технических областях: Способность показать глубокие знания и умения в технической сфере.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Эффективно применяет технические знания для решения ряда проблем.
- Владеет углублёнными знаниями и умениями в какой-либо технической области.
- Разрабатывает технические решения новых или очень сложных проблем, Которые нельзя решить, применяя существующие методы или подходы.
- К такому человеку обращаются как к эксперту для получения консультации или Решения в области его технической компетенции.
- Постоянно следит за информацией о последних технологических достижениях в своей технической сфере.
Кластер «Достижение результатов».
22. Инициативность: Способность видеть, что надо делать и сделать это до получения соответствующих указаний или до появления острой необходимости.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Видит, что надо делать и действует до того, как его об этом попросят и, не дожидаясь пока этого потребует сложившаяся ситуация.
- Делает больше, чем обычно требуется в конкретной ситуации.
- Интересуется у других участников ситуации их видением перспектив.
- Принимает независимые шаги для изменения хода событий.
23. Предпринимательская жилка: Умение искать и находить выгодные деловые возможности; готовность идти на оправданный риск для достижения деловых целей.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Замечает и не упускает выгодные деловые возможности.
- Находится в курсе всех событий бизнеса, промышленности и рынка, которые могут способствовать открытию новых возможностей для предприятия.
- Демонстрирует готовность идти на оправданный риск для достижения деловых целей.
- Предлагает новаторские сделки потенциальным покупателям, поставщикам и деловым партнёрам.
- Поощряет и поддерживает предпринимательское поведение у других сотрудников.
24. Культивирование инноваций: Способность разработать, спонсировать или поддерживать введение новых и усовершенствованных методов, товаров, алгоритмов или технологий.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Самостоятельно разрабатывает новый товар или услугу.
- Самостоятельно разрабатывает новый метод или подход.
- Внедряет разработку новых продуктов, услуг, методов или алгоритмов.
- Предлагает новые подходы, методы или технологии.
- Разрабатывает такой способ производства товаров, который оказался лучше, быстрее и менее затратный.
- Работает с другими сотрудниками для нахождения новаторских решений.
25. Ориентировка на результаты: Способность сосредоточиться на желаемых результатах своей или командной работы, ставить трудные, но достижимые цели, сосредотачивать на них усилия и достигать или даже превосходить эти цели.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Ставит трудные, но достижимые цели.
- Чётко формулирует цели совещаний и проектов.
- Сохраняет приверженность целям даже перед лицом трудностей и препятствий.
- Находит или создаёт способы для соизмерения достигнутого и цели.
- Прилагает мощные и длительные усилия для достижения цели.
- Твёрдо настаивает на решении проблем и на выполнение работы.
26. Добросовестность: уверенность в том, что своя или чужая работа выполнена полностью, а информация проверена; тщательная подготовка к совещаниям и презентациям; вместе с другими сотрудниками следит за тем, чтобы договоры и обязательства были выполнены.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Находит способа проверки выполненной работы на качество (например, проводит совещания для анализа проверенной работы).
- Отслеживает качество работы.
- Проверяет информацию.
- Проверяет свою и чужую работу на точность.
- Разрабатывает и применяет системы организации отслеживания информации или прогресса в работе.
- Основательно готовится к совещаниям и презентациям.
- Собирает и организует информацию или необходимые материалы для других пользователей.
- Тщательно просматривает и проверяет точность информации в рабочих отчётах (например, характеристика производства, продаж, финансов) управленцев, управленческих информационных систем или других групп людей или отдельных сотрудников.
27. Решительность: Способность быстро принимать сложные решения.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Готов принимать решения в сложных или неясных ситуациях, когда время ограничено.
- Берёт на себя руководство группой, когда необходимо содействовать изменениям, преодолеть тупиковую ситуацию, решить проблемы или гарантировать принятие решений.
- Принимает трудные решения (например, закрытие отдела, сокращение штатов, принять или отказаться от рискованной сделки).
III. Умение управлять собой.
28. Уверенность в себе: Вера в свои идеи и возможность успеха; готовность занять независимую позицию перед лицом противостояния.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Уверен в собственной способности к достижению целей.
- Свежо и впечатляюще подаёт себя.
- Готов в нужный момент поддержать человека или группу, которые правы, если существуют разногласия по поводу решения или стратегии.
- Умеет подойти к сложным задачам с полной уверенностью в своих силах.
29. Управление стрессом: Умение держать себя в руках, находясь под давлением или наталкиваясь на враждебность или провокацию.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Остаётся спокойным в стрессовой ситуации.
- Эффективно справляется с несколькими задачами или проблемами одновременно.
- Контролирует себя во время критики, нападок или провокаций.
- Сохраняет чувство юмора в тяжёлых обстоятельствах.
- Управляет собственным поведением для предотвращения или уменьшения стресса.
30. Способность вызвать доверие к себе: Способность показать себя ответственным, надёжным и достойным доверия.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Доводит начатое до конца.
- Уважительно относится к конфиденциальной информации или тревогам, разделяемым сотрудниками.
- Честность и прямота в отношениях с другими людьми.
- Добросовестно выполняет свою часть работы.
- Берёт на себя ответственность за свои ошибки; не обвиняет других.
- Делится знаниями, необходимыми фактами и информацией с другими сотрудниками.
31. Гибкость: Открытость для других новых способов работы; готовность модифицировать свои любимые способы работы.
Человек, владеющий данной компетенцией:
- Видит достоинства не только в своей работе, но и в работе других сотрудников.
- Демонстрирует открытость для новых структур, методов, технологий организации.
- Переключается на другую стратегию, если изначально выбранная оказалась неудачной.
- Демонстрирует готовность отказаться от прочной позиции, если факты убеждают его в том, что верна позиция противоположная.
---------------------