Сегодня бизнесмен должен обладать прозорливостью, гибкостью, способностью разобраться в сложных международных вопросах, а также уметь адаптироваться к неоднозначным и быстрым переменам.
Бизнесмены не читают объявлений о найме на работу. Единственный путь для них найти менеджера высшего ранга - это использовать хорошо проверенный метод прямого поиска - Headhunting или "охота за головами". Сейчас еще очень многие российские бизнесмены в соответствии с отечественными традициями больше полагаются на связи и знакомства, чем на фирмы, занимающиеся Headhunting. Именно этот факт дает основание познакомить российских бизнесменов с методом Headhunting и дать несколько советов о том, как выбрать консультанта.
Headhunter/Headhunting - это распространенное название консультантов и фирм, занимающихся поиском руководителей высшего ранга, синоним "поиска руководящего персонала" - executive search.
Выражение "to be headhunted" - означает личное, а не просто по телефону, общение с консультантом по поиску. Клиент "охотится" за руководителем, используя фирму по поиску как посредника. Строго говоря, без фирмы по поиску ни за кем "охотиться" нельзя.
Первыми американскими фирмами этого профиля, которые впоследствии распространили свою деятельность по всему миру, являются Heidrich Struggler, Spencer Stuart, Russele Reinolds, Korn/Ferry.
В основе работы таких фирм лежит неписанный кодекс делового поведения. Для обеспечения солидной репутации и постоянного притока клиентуры они придерживаются определенных правил.
Так, одним из непременных условий успеха является работа с клиентом в течение двух лет при соблюдении строгой конфиденциальности.
Кодекс делового поведения предусматривает:
- своевременное и соответствующее затраченным средствам выполнение заданий;
- подготовку объективной и точной информации о кандидате (без искажений и субъективных мнений);
- осмотрительное расходование выделенных на поиск средств;
- добровольный запрет на практику переманивания людей, уже устроенных на работу;
- отказ от задания в случае изменения и, тем более, ухудшения условий его выполнения;
- гарантии, что поиск будет возобновлен без дополнительного вознаграждения, если кандидат уйдет от клиента в течение шести месяцев;
- гарантии, что кандидат не будет представлен разным клиентам в одно и то же время;
- поддержание постоянных контактов с клиентом на всех стадиях поиска.
Однако метод и стиль работы многих фирм имеет свои специфические особенности. Так, например, некоторые фирмы используют Boutique style - салонный стиль. Фирма привлекает клиентов соответствующим обслуживанием, что отличается от обычного, как отличается качество обслуживания в салоне-магазине с ограниченным ассортиментом высококачественного товара, от того, что Вы можете найти в супермаркете или обычном магазине.
Примером Boutique style является фирма Heidrich Struggles, индивидуальный стиль которой нравится не обязательно всем возможным клиентам, но определенные фирмы привлекает. Противоположный подход у фирмы Korn/Ferry, более заинтересованной в "конвейерном" бизнесе и стремящейся привлечь всех.
Особое значение в работе Headhunters фирм приобретает изучение внутренней политики компании: как организована работа, каких людей там предпочитают и как относятся к переменам. Компании, имеющие развитую деловую культуру, заинтересованы в совершенствовании навыков своих служащих и редко прибегают к Headhunting. Они представляют собой идеальное нетронутое поле деятельности, но в них трудно проникнуть, так как они поощряют верность компании и всячески добиваются ее от служащих. Поведение последних в таких компаниях в определенной степени определяется корпоративным чувством.
Главная задача консультанта - понять природу культуры бизнеса клиента, так как часто успех кандидата будет зависеть не только от его квалификации, но и от способности адаптироваться к культуре новой фирмы без излишней "ломки". После этого начинается поиск и отбор кандидатов для клиента.
Для бизнесмена весьма привлекателен конфиденциальный поиск менеджера в таких ситуациях, когда нежелательно, чтобы какой-нибудь руководящий работник знал, что ему ищут замену, или если председатель не хочет, чтобы остальные члены правления знали, что идет подбор кандидата.
Такой способ был обычным делом на заре Headhunting, когда клиенты знали, что они могут использовать рекламу или свои старые связи для более широкого поиска.
Такого типа задания зачастую считаются "грязной работой" для компании и ныне не слишком популярны среди консультантов.
По окончании поиска и отбора клиенту представляются данные о кандидатах. Это - основная информация о каждом кандидате в кратком виде. К основному Curriculum Vitae (анкетные данные, квалификация, опыт) добавляется мнение headhunter, составленное на основе собеседования с кандидатом. Headhunter информирует клиента о сильных и слабых сторонах кандидата и высказывает суждение о его соответствии предъявленным требованиям. Сведения о кандидате носят строго конфиденциальный характер. Окончательное решение относительно представленных кандидатов остается, естественно, за клиентом.
На вопрос, как практически этим воспользоваться, и на другие вопросы дает ответ таблица "Как выбрать консультанта по найму".
По данным Executive Recruiter News, опубликованным в 1994 г., годовой оборот 20 крупных мировых фирм составил более 1 млрд. долларов.
Основными, наиболее крупными фирмами, занимающимися Headhunting являются:
Korn//Ferry International Heidrick Struggles Paul Ray Berndtson Ward Howell International Egon Zehnder International Amrop International Spencer Stuart GKR Neumann Russell Reynolds Associates Hortоn Group International
Из них на российском рынке активно работают GKR Neumann, Hortоn Group International, Ward Howell International.
Чтобы найти достойных менеджеров, которые могут решать задачи, стоящие перед ними, бизнесменам необходимо ясно представлять себе, как это сделать. Неоспоримый факт, что для решения этой задачи требуются профессионалы, и если Вы воспользуетесь рынком услуг Headhunting - это позволит Вам скорее достичь Ваших целей, а значит, и процветания Вашего бизнеса
---------------------