"Только Вы обязательно скажите, как правильно, и дайте
несколько инструментов!" - всегда предупреждают консультантов редакторы
СМИ и всегда просят клиенты. Всем очень хочется верить, что есть
"люди-консультанты", обладающие "тайными знаниями" о "правильных
решениях" и "надежных инструментах", несмотря на то, что мир постоянно
усложняется, и все большее количество факторов необходимо учитывать,
чтобы принимать оптимальные решения. Мы видим основное противоречие
сегодняшней ситуации в том, что в производстве товаров и услуг с
середины прошлого века наблюдается все ускоряющаяся технологическая
революция, а менеджмент запаздывает и не создает адекватных механизмов
управления организациями. Менедж-мент создавался в те времена, когда
преобладал физический труд и человек был функциональной добавкой к
машине. В настоящее время преобладает труд умственный, все больше риски
бизнеса связаны с подбором и управлением кадрами. Цена ошибки в этой
сфере управления постоянно возрастает. К сожалению, эта проблема
связана разными мифами.
Первый миф: "великолепные кадры", "чудо-работники",
одним своим появлением меняющие состояние дел в организации. Сначала
были маркетологи, затем - "менеджеры с западным образованием", сейчас -
"айтишники", "экаунты" и др. Разочарования практически всегда
неизбежны, потому что такие "люди-символы", как бы профессиональны в
своих областях не были, скорее повышают риски бизнеса, чем снижают их,
и не по злой воле, а из-за невозможности подменить собой всю систему
управления.
Второй миф: "надежные люди". Этот миф особенно
свойствен коммерческим и финансовым организациям. Будто бы существуют
люди, надежность которых - объективная характеристика, вроде веса и
роста. Такие люди объективно надежны, не способны воровать, а,
наоборот, призваны действовать только в интересах фирмы, забывая о
личных интересах.
Третий миф: люди, которые видят человека насквозь,
умеют "раскрутить" сотрудника на информацию, а также оценить человека
по достоинству. Отсюда любовь к тестам - они рассматриваются как
объективный способ проверки. Но есть вещи, которые нельзя посчитать.
Доверие не считается в цифрах, его можно только осознать. И сколько бы
не использовали различные тесты и аттестации, 90% информации о
сотруднике руководитель получает при личном общении с ним; все идет на
уровне чувств: свой или нет, есть доверие к нему или нет.
Существует восточная притча: объявлен конкурс на замещение вакантной
должности жены в гареме хана. Как и положено, проводится городской
конкурс, потом областной, потом республиканский. Тестирование, оценка
интеллекта, 90-60-90? Наконец, на заключительном конкурсе ханские
мудрецы устали: все умницы, все красавицы, как же выбрать? Тут самый
мудрый из них говорит: "В конце концов, не себе жену выбираем. Пусть
хан придет, посмотрит!". Хан пришел, спрашивает одну из девушек:
"Сколько будет дважды два?" - "Четыре, мой господин!". Спрашивает у
другой. "Не знаю, мой господин!". Спрашивает у последней. "А сколько Вы
хотели, мой господин?". Как вы думаете, какую из девушек выбрал хан?
Ту, у которой бедра шире.
Анекдот анекдотом, только в большинстве наших организаций
руководитель подбирает кадры "по образу и подобию ?себя". Среди
российских компаний одни образованы вокруг КСП, другие - вокруг секции
дзюдо, большая часть топ- и мидл-менеджеров третьих - однокурсники или
даже одноклассники, эти люди говорят на одном языке, у них одинаковые
базовые ценности. Вспомните, как были похожи друг на друга
комсомольские лидеры прошлых лет - они как будто подбирались по некоему
шаблону. Но есть в этом и большая опасность. Все "свои", все понятные.
Но почему-то все не так хорошо, как должно быть, когда мы все едины?
Почему?
Что нужно знать о "другом"?
Для того чтобы успешно управлять своим подчиненным, каждый
руководитель должен в первую очередь понять, что подчиненный - это
"другой". В российской культуре отсутствует понимание, что другой
человек имеет право быть иным. "Другой" вызывает неприятие и агрессию.
Поэтому многие руководители взаимодействуют с подчиненными, как в
старой песне Эдиты Пьехи: "Если я тебя придумала, стань таким, как я
хочу". А в организации все не могут быть одинаковыми, "другой" - это
управленческая необходимость. Если все сотрудники - люди творческие, то
кто будет заниматься рутиной? Кто будет создавать отношения в команде?
Если все сотрудники - одинаковые, то нет ресурса для развития. Для того
чтобы команда была успешной, надо подбирать своих сотрудников не "под
себя", а в соответствии с задачей. Каждому управленцу хорошо бы
помнить, что даже в старообрядческих строительных бригадах всегда был
человек, который общался с "чужаками" - договаривался о подрядах и мог
временно нарушать старообрядческие правила: находиться среди курящих и
пьющих алкоголь людей. Такая необходимость сосуществования в
организации "других" - важный ресурс развития.
Что же должен учитывать руководитель, осознающий, что работающий у него сотрудник - "другой"?
В XX в. сложился устойчивый миф о том, что хороший менеджер или
бизнесмен - ходячий компьютер, существо бесполое, бесчувственное, по
крайней мере на работе. Желательно, чтобы и сотрудники были такие же.
На практике бывает все наоборот: часто хороший бизнесмен или менеджер
чувствует рынок, интуитивно выбирает правильные решения. Их анализ и
расчет оптимальных решений занимает много времени, а рынок требует
быстрой реакции. Утверждение о том, что все должно быть "разумно",
приводит к тому, что решения принимаются по "чувству", а потом под
такое решение подводится рациональная база: "разум достаточен, чтобы
оправдать любую глупость, но только - после того". Представление о
вторичности субъективных переживаний в системе, состоящей из субъектов,
т. е. в организации, - заблуждение. Чувства не просто сигнализируют о
том, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, значимые для
человека, но часто рисуют четкую картину, насколько этот конкретный
человек получает в жизни то, чего действительно хочет. Игнорировать
чувства людей в организациях всегда опасно, так же как пренебрегать
любыми реальными фактами, любой информацией. Поэтому для любого
управленца как собственные эмоции, так и чувства подчиненных должны
быть объектом внимания. Задача состоит в том, чтобы помочь себе и
другим превратить чувства из недостатка, делающего человека более
слабым и менее эффективным по сравнению с машиной в ресурс, помогающий
ему превосходить робота. В зависимости от выбранной стратегии
управления менеджер будет по-разному относиться к своим сотрудникам: в
одном случае внимание к чувствам подчиненных необходимо, так как это
дает в руки очень действенный инструмент манипулирования, в другом -
чувства становятся одной из форм обратной связи, индикатором состояния
организации. Возможность регулярного открытого обмена чувствами в
организации необходима руководителю для своевременной корректировки
своих действий.
Один из наших клиентов однажды заявил: "Я создал фирму, проработал в
ней 4 года и только через 4 года понял, что люди, которые со мной
работают, хотят чего-то другого!". "Другой" - любой сотрудник -
действительно пришел в организацию не за тем, за чем хотелось бы его
руководителю. Организация - это объединение людей, имеющих общую цель
(цели), которая не может быть достигнута ни одним из них без помощи
других. Вместе с тем любой человек добивается и своих личных целей:
обеспечить себе необходимый доход, карьерный рост, участвовать в
решении задач, полностью раскрывающих его собственный потенциал.
Долгие годы людям внушалось, что иметь личные интересы, отличные от
общественных, нехорошо. Ими было принято жертвовать ради общих целей.
Но свойство человеческого сообщества в том и состоит, что все люди
уникальны, у них разные мотивы и цели, а значит, при любой форме
объединения личные интересы будут являться объективными фактами в любой
организации. А вот неосознанность этих интересов и неспособность их
сформулировать ведет к нестабильности в поведении, проблемам в деловом
взаимодействии.
У каждого человека много личных целей и интересов. И интересы
каждого сотрудника компании не могут быть описаны системой мотивации,
даже самой идеальной. Более того, в каждый момент каждым сотрудником
выстраивается некая иерархия личных интересов.
Что же делать
с этими интересами? Так как личные цели некоторых людей могут
совпадать, то могут возникать группировки сотрудников. Но цели могут
быть и противоречащими, тогда интересы сталкиваются, возникает конфликт
интересов. Даже при наличии одинаковых целей интересы людей могут быть
противоречивы, если позиции, которые они занимают в организации, не
позволяют им одновременно достигать своих целей.
Например, сотрудники могут стремиться максимально зарабатывать, у
них одинаковый интерес получить высокооплачиваемую работу, но
количество такой работы ограничено. Чтобы ее получить, необходимо либо
установить особые отношения с начальником, либо победить в
соревновании, либо избавиться от конкурентов. Пока такой конфликт носит
характер соревнования, он может способствовать повышению качества
работы сотрудников, но как только он переходит в плоскость стремления
уничтожить конкурента, он становится деструктивным.
Одним из распространенных приемов управления подчиненными является
искусственное создание ситуации, при которой может возникнуть конфликт
интересов сотрудников. Опасность этого инструмента в том, что
равновесие сил может сохраняться лишь ограниченное время, поэтому надо
постоянно контролировать и корректировать его. Это может привести к
тому, что работа руководителя сведется именно к созданию и поддержанию
баланса сил, у него просто не хватит ресурсов для принятия решений в
других областях, а решения, которые склонны предлагать соревнующиеся
стороны, в такой ситуации, как правило, бывают рискованными. Проблема
еще в том, что личные цели сотрудников не всегда совпадают с целями
организации.
Но есть и другие инструменты. С такой же легкостью, с какой
возникает конфликт интересов, можно найти и то, что объединило бы
людей. Если конфликт интересов легко возникает при распределении
заказов, денег, власти, то общий интерес, как правило, находится в
сфере производства или получения доходов. Можно конкурировать по поводу
распределения выгодных заказов, а можно совместно придумать способ
увеличения их количества и договориться о правилах их распределения.
Итак, если учитывать интересы своих подчиненных, то управление ими в
организации можно строить по принципу "выиграл - проиграл", а можно -
"выиграл - выиграл". Главное здесь - определить эти интересы и уделить
им внимание.
Важно также заметить, что, поскольку со временем цели людей
меняются, единственный способ сохранения мотивированного сотрудника -
назначение срока, в котором цели пересматриваются. И обговорить
окончание контракта. Специалист должен точно знать, может ли он
реализовать свои цели в данной организации, а его руководитель должен
знать его цели, чтобы не рисковать потерей этого сотрудника.
Управление, основанное на внимании к чувствам, учете и согласовании
интересов, позволяет организации быть более открытой и менее
конфликтной. А вот сокрытие интересов приводит к "игре в темную".
Современный подход к управлению подчиненными должен
заключаться в том, чтобы позволить двум людям - руководителю и
подчиненному - делать осознанные выборы.
Чтобы определить, по какому принципу нужно строить отношения со
своими подчиненными, руководитель в первую очередь должен осознать свои
личные цели и интересы, ответить на вопрос: "Зачем мне эта организация,
чего я хочу от нее", а потом - помочь осознать цели своим сотрудникам и
выбрать способ управления ими, чтобы более эффективно реализовывать и
свои цели, и их, и цели организации в целом. К великому сожалению,
неосознанные стереотипы, правила и установки очень трудно поменять, это
невозможно без помощи "чужого": человек не может быть нейтральным по
отношению к себе. Для того чтобы увидеть себя, человеку нужно.
---------------------