В СМИ иногда встречаются грамотно составленные, дорогие по
стоимости, но безымянные объявления о наборе персонала. Что заставляет
работодателя создавать вокруг себя тайну? Работники кадровых служб
объясняют, что таким образом они хотят сохранить часть коммерческой
тайны предприятия. Необходима ли такая таинственность, когда речь идет
о наборе персонала?
Пользу или вред она приносит предприятию? И как грамотно и
профессионально, с выгодой для своего имиджа выстраивать подобные
коммуникации с полезными аудиториями?
Недавно перед моей подругой встала проблема поиска работы. Все мы —
близкие друзья, были в курсе этого и по заданию соискательницы занялись
просмотром и отбором интересующих вакансий.
Мое внимание привлекла серия объявлений по найму специалиста. Будучи
знакомой со спецификой размещения информации в печатных изданиях, я
остановилась именно на этих объявлениях по нескольким причинам:
объявление занимало достаточно большую печатную площадь;
публиковалось с изрядным постоянством;
располагалось на дорогих полосах издания;
требования к кандидатам были изложены четко и были высоки по критериям;
ни одна из публикаций не содержала информации о работодателе.
Все это — затраченные средства, четкое понимание требований к
кандидату и даже структура самого объявления — свидетельствовало о том,
что фирма-работодатель — предприятие серьезное.
Все контакты с потенциальным работодателем предлагалось осуществлять
через факс и e-mail (этот адрес не вносил ясности в ситуацию). Все
степени секретности были соблюдены!
Отнесясь к поручению со всей ответственностью, я в течение дня
несколько раз набирала номер указанного телефона-факса. Мне повезло
сразу же после обеда (видимо, аппарат забыли переключить в режим
"факсовой" работы). Впрочем, на мои вопросы прозвучал ожидаемый ответ:
мне вежливо напомнили контактный блок объявления. Назваться на том
конце провода опять отказались. Оставила свои попытки и я.
Какие же причины заставляют работодателя создавать вокруг себя такую
тайну? Работники кадровых служб обычно приводят следующие аргументы:
— информация проходит незамеченной конкурентами;
— меньше разговоров по поводу приема новичков среди сотрудников фирмы;
— работодатель освобождается от ненужных телефонных звонков соискателей;
— "да просто так нам хочется".
В некоторых из перечисленных аргументов действительно есть здравый
смысл. И все же позволю себе в той или иной мере возразить по всем
пунктам.
Первое. Если уж конкурентная борьба достигла такого
накала, что даже публикации по набору персонала могут становиться
"козырями" в соперничестве, то подобная скрытность спасет едва ли. Как
правило, прямые конкуренты отлично знают номера телефонов друг друга.
Не секрет, что часто конкуренты стараются быть хорошо осведомлены о
делах, совершая контрольные "обзвоны" о новых видах деятельности,
ассортименте, ценах. Наконец, не нужно забывать о существовании
"неформальных" источников сбора информации о конкурентах.
Второе. Длительное сокрытие информации от
сотрудников вряд ли повысит степень их доверия к руководству. Наоборот,
наверняка произойдет снижение уровня лояльности персонала. Более того,
все это может в дальнейшем сказаться и на скорости адаптации новичка в
коллективе (нередко "незваному гостю" оказывается "миленький прием"
коллегами).
Третье. Кадровая работа — это работа. И от общения
с соискателями, если, конечно, есть заинтересованность в эффективном
подборе персонала, все равно никуда не деться. К тому же, как кажется,
удастся сократить время на встречи с кандидатами, которые и не захотели
бы работать в данной фирме, знай они заранее, кто (что) именно стоит за
строками объявления о наборе персонала.
Четвертое. Действительно, в условиях свободного
предпринимательства никто не может указывать предприятию, как именно
проводить набор и подбор персонала. И все же. Оставляя за собой право
дозировать информацию, не ставит ли предприятие себя в положение, когда
и отклик на предложение тоже будет дозированным? Например, на "тайные"
предложения, скорее всего, не откликнутся специалисты, в чьи принципы
работы входят понятия открытости, полной и достоверной информации.
Кстати, моя приятельница, о которой речь шла выше, так и поступила.
"Я не буду общаться с теми, кто о себе что-то скрывает", — заявила она.
Безымянные объявления о наборе специалистов обнаруживают, таким
образом, на мой взгляд, чисто профессиональные недостатки. К ним
относятся:
— отсутствие одного из звеньев процесса коммуникации — коммуникатора.
Публикация в СМИ объявления по набору персонала — уже не частное дело
предприятия. Вступая в профессиональные коммуникации с полезной
аудиторией, хорошо бы этот самый профессионализм и продемонстрировать —
выстроить коммуникацию полно, открыто, прозрачно. Не шпионов вербуете!
— снижение эффективности коммуникации из-за неверной (намеренно или ненамеренно) ее интерпретации полезными аудиториями.
Действительно, зачем предоставлять возможность двусмысленно трактовать
ваше объявление? Полезнее и главное проще самим четко, ясно, с нужным
акцентом прокомментировать, почему и зачем, собственно, понадобился
такой специалист (группа специалистов, рабочих). Не отдавайте этой
инициативы конкурентам! — снижение эффективности коммуникации из-за отсутствия "имиджевой" поддержки.
Снова возвращаюсь к приведенному примеру безымянного объявления. Все
его параметры красноречиво говорят о том, что предприятие-работодатель
точно обладает одной из составляющих положительного имиджа фирмы на
рынке: финансовой стабильностью. Так почему бы ни назвать ее явно?
Правило корпоративных коммуникаций гласит: используйте любую
коммуникацию с аудиториями с пользой для своего имиджа, укрепляйте и
развивайте его. Действительно, если у фирмы сложилась хорошая
репутация, почему бы ни заставить сложившийся имидж поработать на вас?
Аудитория вашего объявления (по вполне понятным причинам) может не
знать ваше предприятие "лично", но кое-какими из собственных
представлений о вас, исходя из вашего имиджа, может располагать. Кроме
этого, скрывая свое имя, не включаете ли вы себя автоматически в список
фирм с негативным имиджем, "которым есть что скрывать?" — снижение этичности коммуникации.
Безымянные объявления в чем-то сродни анонимным посланиям, а кому же
нравятся анонимки? Давая соискателю информацию к размышлению, лучше
давать ее полной и открытой. Оставляйте за соискателем его законное
право выбора — иметь о вашей фирме хоть и субъективное, но собственное
мнение.
И наконец, несколько простых советов, как обойти проблемы, связанные с публикациями объявлений по набору кадров.
Чем более открытой и недвусмысленной будет любая выстраиваемая вами
коммуникация, тем меньше подводных камней будет в дальнейшем на вашем
пути. Назовите наиболее уместные (и приемлемые для вас!) причины поиска
специалиста (персонала) в связи с: "расширением производства",
"предоставлением новой для рынка услуги", "развитием нового направления
работы", "углублением специализации работы отдела" и так далее. Когда
явные причины называть все же не хочется, сошлитесь на формирование
кадрового резерва. Если по тем или иным причинам ваше предприятие
находится в затруднительном положении и поиск специалиста — часть
антикризисной программы, найдите в своем имидже те характеристики,
которые однозначно положительно воспринимаются аудиториями. Многолетний
опыт работы на рынке, положительный имидж выпускаемого товара (услуги),
объемы производства и даже позицию "новичка" на рынке можно преподнести
выгодным образом.
Думается, эти советы справедливо можно использовать и в тех случаях,
когда объявление по набору персонала содержит полный адресный блок
работодателя.
Используйте любую коммуникацию для укрепления или корректировки
своего имиджа. Оставляйте за собой инициативу интерпретации ваших шагов
на рынке. В нужном направлении, с нужным эффектом.
За каждым делом стоит имя его создателя. Не делайте тайны, где ее нет.
---------------------