Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций
управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации.
Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора,
подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми
качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в
производственной системе, так и в системе управления во многом зависит
успешность работы организации.
Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное
распределение работников организации по структурным подразделениям,
участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации
системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и
способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников,
отвечающими требованиям содержания выполняемой работы — с другой. При
этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых
коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для
профессионального роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров
основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;
возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
состояние здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию
персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые
перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места
работников в системе разделения труда, а также смены места приложения
труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный
с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные
последствия для деятельности организации.
Исходными данными для отбора и расстановки кадров являются:
модели служебной карьеры;
философия и кадровая политика организации;
Кодекс законов о труде;
материалы аттестационных комиссий;
контракт сотрудника;
штатное расписание;
должностные инструкции;
личные дела сотрудников;
Положение об оплате и стимулировании труда;
Положение о подборе и расстановке кадров.
В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть
заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.
Подбор и расстановка персонала подразумевает соблюдение определенных
для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности,
возрасту, полу. В инструкциях по расстановке кадров должны быть
зафиксированы также и социально-психологические аспекты совместимости
сотрудников.
Основная задача подбора и расстановки персонала
заключается в решении проблемы оптимального размещения персонала в
зависимости от выполняемой работы. При решении этой задачи следует
учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ,
а для определения такой пригодности необходимо, с одной стороны,
установить требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой —
принять во внимание личные качества работников.
Таким образом, целью рациональной расстановки кадров является
распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие
между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к
выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или
недостаточной загруженности.
Для решения проблемы подбора и расстановки работников в организации можно рекомендовать профильный метод, который успешно используется в странах с рыночной экономикой.
Применение профильного метода требует аналитического отбора
предъявляемых требований и личных качеств работника, который позволяет
непосредственно сравнивать их друг с другом.
Основу профильного метода составляет каталог характеристик
— требований, предъявляемых к человеку в зависимости от выполняемой им
работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест.
Характеристики (показатели) должны быть описаны и разделены на
определенное количество категорий. Каждый уровень требований относится
к какому-либо показателю и должен быть также охарактеризован. Каждому
уровню требований соответствует определенный уровень качеств работника.
Каталог характеристик предоставляет возможность учесть требования,
обусловленные особенностями работы на конкретном рабочем месте, а также
качества работников и изобразить их графически.
Сравнение уровня требований, обусловленных конкретной работой, и
уровня качеств работника, выполняющего эту работу, позволяет сделать
вывод о пригодности того или иного человека к данной работе или о
необходимости привести их в соответствие друг с другом.
В результате анализа данных отбираются основные показатели, влияющие
на подбор и расстановку кадров. В таблице приведены показатели,
влияющие на подбор и расстановку кадров на примере управленческого
персонала.
Таблица: Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку кадров
№ п/п |
Наименование категорий показателей |
Наименование (шифр) показателей |
Оценка степени соответствия работника требованиям рабочего места |
Показатели, по которым работник не соответствует занимаемой должности |
Показатели, по которым работник соответствует занимаемой должности |
1 |
Уровень квалификации |
1.1., 1.2., 1.3. |
1.1. |
2.3., 1.3. |
2 |
Деловые качества |
2.1.,2.2.,2.3., 2.4. |
2.1, 2.2. |
2.3., 2.4. |
3 |
Работоспособность |
3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
3.1. |
3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
4 |
Качество выполняемой работы |
4.1., 4.2., 4.3., 4.4. |
4.1. |
4.2., 4.3., 4.4. |
5 |
Стиль и методы работы |
5.1., 5.2, 5.3., 5.4., 5.5. |
5.1. |
5.2, 5.3., 5.4., 5.5. |
6 |
Аналитические способности |
6.1., 6.2., 6.3., 6.4. |
6.1., 6.2. |
6.3., 6.4. |
7 |
Участие в инновационной деятельности |
7.1., 7.2., 7.3, 7.4. |
7.1. |
7.2., 7.3, 7.4. |
8 |
Дисциплинированность |
8.1., 8.2., 8.3. |
8.1. |
8.2., 8.3. |
9 |
Психологическая совместимость |
9.1., 9.2., 9.3. |
9.1. |
9.2., 9.3. |
При заполнении таблицы необходимо использовать следующий перечень показателей.
1. Показатели уровня квалификации:
1.1. квалификация работника не соответствует требованиям
должности, работник не выполняет должным образом своих должностных
обязанностей;
1.2. квалификация работника не соответствует
требованиям занимаемой должности, но работник имеет достаточный опыт
работы и постоянно работает над повышением уровня знаний;
1.3. квалификация работника соответствует требованиям занимаемой должности.
2. Показатели деловых качеств:
2.1. работник не выполняет многие должностные обязанности;
2.2. работник не выполняет некоторые (отдельные) должностные обязанности;
2.3. работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности;
2.4. работник полностью выполняет предусмотренные должностной
инструкцией обязанности и постоянно выполняет работы, входящие в круг
должностных обязанностей других работников в период их временного
отсутствия на работе (отпуск, болезнь, по вакантной должности).
3. Показатели работоспособности:
3 1. работник недостаточно трудолюбив;
3.2. работник трудолюбив, но работает безынициативно;
3.3. работник трудолюбив, но недостаточно инициативен;
3.4. работник достаточно трудолюбив и инициативен;
3.5. работник в труде проявляет самоотверженность, высокую инициативу.
4. Показатели качества выполняемой работы:
4.1. исполняемые работником документы нуждаются в
серьезной доработке старшего по должности, он систематически допускает
дефекты и ошибки, которые ведут к срыву сроков выполнения работ, браку
в работе;
4.2. исполняемые работником документы можно принять
за основу, но они еще нуждаются в доработке старшего по должности;
допускает незначительные дефекты и ошибки, обычно не влекущие срыва
сроков выполнения работ, брака в работе;
4.3. исполняемые работником документы в основном соответствуют
требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности, как
правило, не нуждаются, он хорошо выполняет предусмотренные должностной
инструкцией обязанности;
4.4. исполняемые работником документы соответствуют требованиям, в
дополнительной доработке старшего по должности не нуждаются, он четко
выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.
5. Показатели стиля и методов работы:
5.1. сотрудник не работает над совершенствованием стиля
и методов в работе, неправильно воспринимает критику в его адрес, не
делает должных выводов из критических замечаний, не работает над
устранением недостатков в работе или допускает зажим объективной
критики;
5.2. сотрудник недостаточно работает над
совершенствованием стиля и методов в работе, иногда не делает должных
выводов из критических замечаний в его адрес или не устраняет свои
недостатки в работе;
5.3. работник самокритичен, делает правильные выводы из критики и
активно работает над устранением недостатков, удачно строит
взаимоотношения в работе;
5.4. работник самокритичен, делает правильно выводы из критики и
активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит
взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и
принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по
их ликвидации;
5.5. работник делает правильные выводы из критики и активно работает
над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения
в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с
их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации, с высокой
ответственностью относится к порученной работе, систематически
проявляет деловитость и желание выполнить работу наилучшим образом,
умеет генерировать идеи и добиваться их претворения в жизнь, создает
наиболее благоприятные условия для творческой и высокопроизводительной
работы.
6. Показатели, характеризующие аналитические способности:
6.1. работник не проявляет способности к анализу деятельности подразделения (организации);
6.2. работник анализирует деятельность подразделения (организации) в
пределах функций, определенных должностными обязанностями, но этот
анализ не носит системного характера, не позволяет на его основе
разрабатывать мероприятия по развитию производства и управления;
6.3. работник анализирует деятельность подразделения (организации) в
пределах функций, определенных должностными обязанностями,
разрабатывает и вносит конкретные предложения по улучшению деятельности
организации;
6.4. работник анализирует деятельность подразделения (организации) не
только в пределах функций структурного подразделения, но и организации
в целом.
7. Показатели участия в инновационной деятельности:
7.1. работник не принимает участия в совершенствовании производства и управления подразделением (организации);
7.2. работник принимает участие в совершенствовании производства и
управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит
рационализаторские предложения или представляет законченные разработкой
творческие темы, актуальные для организации;
7.3. работник принимает участие в совершенствовании производства и
управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит
рационализаторские предложения или представляет законченные разработкой
творческие темы, актуальные для организации, принимает активное участие
во внедрении в производство рационализаторских предложений или
творческих разработок;
7.4. работник принимает участие в совершенствовании производства и
управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит
рационализаторские предложения или представляет законченные разработкой
творческие темы, актуальные для предприятия. Принимает активное участие
во внедрении в производство внесенных рационализаторских предложений
или творческих разработок, при этом внедрение рационализаторских
предложений, творческих разработок или изобретений приносит прибыль
организации.
8. Показатели дисциплинированности:
8.1. работник систематически допускает нарушение трудовой или технологической, или исполнительской дисциплины;
8.2. работник иногда допускает нарушение трудовой или технологической, или исполнительской дисциплины;
8.3. работник дисциплинирован.
9. Показатели психологической совместимости с коллективом:
9.1. работник психологически с коллективом несовместим,
неправильно строит взаимоотношения с сотрудниками организации, в
результате чего вносит нервозность в рабочие отношения, отвлекает свое
и других работников рабочее время на решение вопросов, которые в
нормальной деловой обстановке возникать не должны;
9.2.
работник психологически с коллективом совместим, но допускает отдельные
случаи неправильных взаимоотношений в работе, что обычно не ведет к
отвлечению его и других работников рабочего времени для решения
возникших в результате неправильных взаимоотношений вопросов;
9.3. психологически с коллективом совместим, правильно строит взаимоотношения в работе.
Данные таблицы могут быть дополнены указанием на их значимость при
выполнении конкретной работы. С этой целью при анализе целесообразно
дополнительно ввести так называемые приоритетные цифры:
приоритетная цифра 0 — показатель не соответствует требованиям данного рабочего места, занимаемой должности;
приоритетная цифра 1 — выполнение требования в указанном объеме является минимально необходимым;
приоритетная цифра 2 — выполнение требования в указанном объеме является желательным;
приоритетная цифра 3 — выполнение требования в указанном объеме является обязательным;
приоритетная цифра 4 — выполнение требования в указанном объеме является настоятельно необходимым.
Результаты деятельности организации зависят в конечном счете от
того, насколько работники соответствуют занимаемым рабочим местам, а
рабочие места — работникам. Таким образом, применение профильного
метода позволяет непосредственно сравнивать предъявляемые требования и
личные качества работников друг с другом.
Подбор и расстановка персонала в организации, являясь
непосредственным выражением разделения и кооперации труда, создает
производственный коллектив. При его формировании необходимо иметь в
виду не только профессиональные, деловые и личные качества каждого
члена, но и эффект их сочетания — так называемую психологическую
совместимость, которая помогает людям быстро и успешно сработаться друг
с другом, что порождает удовлетворенность своей работой и ведет к росту
производительности труда.
Важным условием формирования трудового коллектива является
соблюдение соотношения кадровых и молодых работников. Формирование
коллектива из людей одного возраста способствует проявлению тенденции
замыкания его в интересах своего возраста. Коллектив же, состоящий из
разных возрастов, дает разные типы увлечений, становится более
жизнеспособным. Младшие поддаются влиянию старших, подражают им;
старшие помогают младшим в овладении профессиональным мастерством.
Правильный подбор и расстановка кадров предполагает, чтобы каждому
работнику поручалась работа, соответствующая уровню его знаний и
практическому опыту. Поэтому, распределяя людей по рабочим местам,
необходимо стремиться к тому, чтобы сложность выполняемых работ имела
минимальные отклонения и соответствовала квалификации исполнителя.
Нельзя допускать, чтобы разряд работы был ниже разряда рабочего. Важным
средством решения этой задачи являются тарифно-квалификационные
справочники. Их применение позволяет избежать неоправданного разнобоя
при установлении профессионально-квалификационного разделения труда на
одинаковых производствах и при выполнении аналогичных работ.
---------------------