Видимо всё-таки надо... Структурированные интервью,
ассесмент-центры, тесты, полиграф («детектор лжи») – всё это, конечно,
хорошо... Но при всём при этом, редкого работодателя не посещала мысль
навести справки о потенциальном сотруднике на его предыдущей работе.
Редкий рекрутер никогда не сталкивался с подобным заданием от своего
шефа. Искушение снять трубку и получить «объективную» информацию о
будущем сотруднике велико... И вроде бы всё просто... Но при всём при
этом редкая компания может похвастаться наличием такой ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
процедуры при приёме на работу, как сбор и проверка рекомендаций на
приходящих сотрудников. В чём причина? Как правило, их две: отсутствие
соответствующего опыта и отсутствие необходимой квалификации («а
собственно как это делать?»). Встречается ещё и третья причина –
отсутствие веры в объективность получаемой информации. Но это бывает
редко... Повторюсь, большинство работодателей свято верят в
эффективность этого пути. Попробуем разобраться в процессе получения
рекомендаций подробнее.
Начнём с того, что абсолютное большинство рекомендаций можно
подразделить на два типа: письменные и устные. Ну, думаю, с первыми всё
ясно: каждый читающий эти строки хоть раз сталкивался с соискателем,
гордо предъявляющем на собеседовании рекомендательное письмо. Вероятно,
не ошибусь, если скажу, что большинство рекрутеров относятся к такой
бумаге или безразлично или откровенно скептически. Причина ясна:
неизвестно, в самом ли деле под рекомендацией стоит подпись
непосредственного руководителя соискателя или это просто закорючка, а
печать удалось одолжить в бухгалтерии, пользуясь хорошими знакомствами
среди её сотрудников. Естественно, что при этом сам человек, от лица
которого написана такая рекомендация, в глаза её не видел. Понятно, что
об объективности в этой ситуации речь не идёт.
Кроме того, автору неоднократно (вероятно, как и большинству коллег
по цеху) доводилось писать подобные рекомендательные письма на
увольняющихся или увольняемых сотрудников. Обычно в таких случаях
используются изрядно набившие оскомину обороты: «в коллективе
пользуется уважением», «проявил себя как энергичный и инициативный
сотрудник», «в нарушениях трудовой дисциплины замечен не был». И,
замете, ни слова о причинах увольнения такого замечательного и
лояльного сотрудника! А причины могут быть самые неутешительные:
человек не справился с возложенными на него задачами, при этом
конфликтен и, дабы безболезненно с ним расстаться, руководитель обещает
ему составить положительную рекомендацию. А во многих компаниях это
просто правило хорошего тона – составлять хвалебные рекомендательные
письма при увольнении. А ещё нередки случаи, когда в силу
организационных преобразований человеку не находится места в новой
структуре организации – догадайтесь, какое рекомендационное письмо
напишет работодатель на своего сотрудника, пытаясь смягчить ситуацию?
Думаю, понятно, что объективность здесь не на первом месте. И не то
чтобы жуткий обман какой-то – просто у всех свои проблемы и все их
по-своему решают...Так что, видимо, правы те, кто не воспринимают
письменные рекомендации всерьёз – слишком сложно проверить, слишком
велика вероятность обмана.
Попробуем теперь разобраться со вторым типом рекомендаций, то есть
рекомендациями устными. Не секрет, что их, как правило, получают по
телефону, реже – при личной встрече. Здесь всё не так просто и
однозначно, как с предыдущим типом. С одной стороны у человека дающего
рекомендации могут быть всё те же мотивы предоставления, скажем так, не
до конца объективной информации (так же как в случае с письменными
рекомендациями, надо «мягко» уволить сотрудника или он просто является
хорошим знакомым). С другой стороны, при непосредственном общении и при
определённой сноровке легче понять, говорит ли человек искренне или по
каким-то причинам пытается выставить бывшего сотрудника в более
выгодном свете, чем тот того заслуживает. То есть в получении устных
рекомендаций смысла, безусловно, больше, чем в слепом доверии
рекомендациям письменным.
Как бы то ни было, большинство людей сталкивающихся с подбором
персонала, продолжают считать проверку рекомендаций вещью
небесполезной. А многие кадровые агентства включают сбор рекомендаций в
качестве дополнительной (платной или бесплатной) услуги в процесс
подбора персонала. Исходя из этого, попробуем сформулировать несколько
оновопологающих принципов сбора и проверки рекомендаций. Надеюсь, это
поможет тем, кто вплотную с проверкой рекомендаций сталкивался редко
или не сталкивался вообще (искушённых «зубров рекрутинга» удивить
невозможно, кроме того, у каждого из них по этому вопросу, как правило,
уже давно существует своя точка зрения, с которой они ни за что не
расстанутся).
Итак. Первое правило необходимо принять за
аксиому: письменным рекомендациям доверять нельзя, необходимо требовать
от соискателя указывать ФИО, должность, контактный телефон лица,
которое может его рекомендовать лично. Отказ или обеспокоенность
кандидата – повод серьёзно задуматься. Видимо ему есть, что скрывать...
А, как известно, «сомнения трактуются не в пользу кандидата».
Но есть одно исключение, оно же правило второе
– не запрашивать рекомендации с последнего места работы, если
соискатель ещё не уволился и не ставил на работе никого в известность о
своём намерении, ибо у рекрутера, как и у врача, главная заповедь – «не
навреди».
Правило третье – рекомендации должны
давать люди, являющиеся или являвшиеся непосредственными руководителями
кандидата. В крайнем случае, такими людьми могут быть руководители
смежных подразделений, с которым соискатель тесно сотрудничал.
Генеральный директор компании (особенно крупной) не всегда точно знает,
чем и как занимается тот или иной сотрудник. Поэтому, разумно, если
рекомендации на бухгалтера даёт главный бухгалтер и/или его зам; на
менеджера по продаже – руководитель отдела продаж, коммерческий
директор и т.п. Ситуация, когда в качестве рекомендателя для кладовщика
указывается зам. главного бухгалтера неправильна – скорее всего, это
просто его (её) приятель. Понятно, что оценка в этом случае будет более
чем лестной. Прошу прощения у коллег, но ситуация, когда рекомендателем
выступает отдел кадров, так же комична. Ибо деталей кадровики, как
правило, не знают, а если и знают, то не исключён вариант,
рассматривавшийся выше (необходимость «мягко» и безболезненно уволить
сотрудника, обещание хороших рекомендаций и т.д.).
Уверен, что у многих дочитавших до этого места закралась мысль: «а
как быть, если причина увольнения человека – конфликт между ним и
руководителем?» Действительно, не такая уж редкость, когда руководитель
– самодур и готов про своего бывшего сотрудника наплести таких небылиц,
что от соискателя все работодатели будут шарахаться как от
прокажённого. На этот случай предусмотрено правило четвёртое
– рекомендации необходимо брать не менее чем у двух человек с каждого
места работы соискателя. Это своеобразная гарантия объективности
полученной информации.
Ну и, наконец, пятое – собственно вопросы, которые всегда интересно прояснить в процессе беседы с рекомендателем:
«Как Вы можете охарактеризовать своего сотрудника Ивана Ивановича?» - вопрос общий, предполагающий бесконечное количество вариантов ответов, но, тем не менее, безусловно, важный.
«Чем в основном занимался Иван Иванович?» - зачастую
соискатели пытаются приписать себе несколько лишних функций, о которых
имеют лишь смутное представление. Естественно, это сразу всплывает в
беседе с работодателем.
«Как Вы считаете, каковы его сильные стороны? А слабые?» - возможность
сопоставить собственные впечатления с мнением человека, видевшего
кандидата в деле. Той же цели служит и следующий вопрос:
«С какой работой он справлялся лучше всего? А какие задание, как Вы считаете, лучше ему не поручать?»
«Как Вы считаете, какова причина ухода из компании Ивана Ивановича?» - насколько ответ руководителя совпадёт с причиной, заявленной самим соискателем.
«Если не секрет, как оплачивалась его работа?» - вопрос по
понятным причинам может остаться без ответа, но если ответ получен –
это ещё одна возможность сопоставить слова кандидата с
действительностью.
«Если бы он пожелал вернуться обратно – Вы бы приняли его на работу?» - маленький контрольный вопрос напоследок, позволяющий ещё раз уточнить отношение руководителя к кандидату.
Понятно, что возможны и другие варианты вопросов и интерпретации
ответов на них. Это всего лишь некий базис. Исходя из специфики
конкретной вакансии, можно добавлять в этот список более специфические
вопросы. Например, «как складывались отношения с подчинёнными?» - для
руководящих должностей. Или «доводилось ли работать с наличными
деньгами, были ли проблемы» - вопрос актуальный для проверки кандидатов
на должность торгового представителя.
В целом такой разговор должен занять минут пять и об этом сразу
стоит предупредить вашего собеседника. Мало кто согласится общаться
дольше. Точно так же необходимо изначально уточнить может ли в данный
момент рекомендатель вам эти пять минут уделить или лучше перезвонить
попозже, возможно, вечером. Впрочем, это скорей уже вопрос деловой
этики и хочется верить, что для большинства читателей необходимость
уважать чужое время очевидна. В конце концов, от этого действительно
сильно зависит полнота и искренность ответов на ваши вопросы. Надеюсь,
что необходимость в конце разговора поблагодарить рекомендателя за
уделённое время, так же очевидна.
Отдельно стоит сказать о необходимости подготовки к такой беседе.
Список интересующих вопросов необходимо подготовить заранее, оставляя
рядом с вопросами место для записи ответов (своего рода опросник).
Опираясь на требования к вакансии, её специфику, а так же на здравый
смысл, решить какие именно вопросы включить в этот опросник. Заранее
продуманная стратегия беседы существенно упростит процесс получения
необходимых сведений, при этом качество полученных ответов будет
достаточно высоким.
Надеюсь, что эти небольшие и, в общем-то, нехитрые советы принесут некоторую практическую пользу при сборе рекомендаций.
Выводы же из всего вышесказанного напрашиваются следующие:
безусловно, проверка рекомендаций как технология подбора персонала вещь
полезная, но не всегда до конца объективная, поэтому доверять ей на
100% вряд ли стоит. Кроме того – это процесс достаточно кропотливый и
затратный по времени – соответственно, есть смысл прибегать к сбору
рекомендаций преимущественно при подборе топ-персонала или
высококвалифицированных специалистов. Стоит или не стоит внедрять
проверку рекомендаций в качестве обязательной процедуры при приёме на
работу – каждый работодатель решит сам. Но очевидно, что проверка
рекомендаций ещё долгое время будет оставаться одним из инструментов
подбора. А значит, каждому человеку, сталкивающемуся с подбором,
придётся овладеть технологиями сбора рекомендаций, если он этого до сих
пор не сделал. Точно так же абсолютно каждому человеку есть смысл
задуматься – кого он укажет в качестве рекомендателя в случае смены
работы, какие о нём дадут отзывы?
---------------------