Мы часто получаем письма с вопросом: «Что надо сделать, чтобы
открыть свой магазин? Выбрать товар, найти помещение, подобрать
торговый персонал... Ничего ли мы не забыли?» - вопрошают будущие
владельцы розничного предприятия. «Почти ничего, - отвечаем мы. -
Осталось только задуматься о главном...» О Главном в магазине, то есть
о его директоре. Кто может им стать? Что он должен знать и уметь, чтобы
эффективно выполнять возложенные на него обязанности? Мы предлагаем
несколько вопросов, ответы на которые нужно получить до закрытия
вакантной должности «директор магазина».
Управлять или администрировать
Планирование, организация, мотивация и контроль - основные функции
управления, скажет любой учебник по менеджменту. Но насколько полно
должен быть занят директор магазина именно управлением?
Прежде всего определите, какой директор магазина вам нужен:
1. Директор - действительно директор (вовлечен во все сферы
управления магазином, включая финансовое планирование и отчетность).
2. - администратор (решает тактические вопросы, то есть следит за
тем, чтобы товар был аккуратно разложен на полках, а персонал приходил
на работу вовремя).
А также составьте перечень необходимых знаний и навыков директора
исходя из особенностей организации торгового процесса и работы
торгового персонала в вашем магазине. То есть профиль должности:
1. Знание специфики магазина: описание бренда, портрет покупателя, ассортимент, цены, особенности презентации товара и т.п.
2. Знание технологий работы магазина: открытие и закрытие магазина,
организация работы склада и принципов товародвижения, обеспечение
сохранности товара, проведение инвентаризации, работа оборудования,
работа с проверяющими органами и т.п.
3. Знания в области управления персоналом: подбор, обучение и
развитие, материальное и нематериальное стимулирование, оценка и
контроль работы персонала и т.п.
4. Знание законодательства о торговле: Закон защиты прав потребителя, Законодательство РФ о правилах торговли и т.п.
5. Прочее в зависимости от условий работы Вашего магазина
По мнению участников форума www.retailclub.ru руководитель должен:
знать специфику торговли;
иметь навыки оценки, отбора, стимулирования и мотивации персонала, технологии разрешения конфликтов;
иметь навыки проведения совещаний, ведения переговоров и убеждения;
иметь навыки в области самоорганизации, постановки целей;
быть специалистом в области планирования (постановка целей и подцелей) и контроля за достижением показателей.
Алла Королева, вице-президент известной сети магазинов «LeFutur»,
основными критериями отбора сотрудника на должность директора признает:
1. Лидерские качества и умение руководить людьми. «Если директор в
состоянии быстро принимать решения и создавать благоприятный климат в
рабочем коллективе, то для меня этот директор лучший».
2. Высокий интеллект и творческий склад мышления. «Мои директора
должны постоянно находиться в поиске путей улучшения внешнего вида
магазина и обслуживания покупателей. Именно от них я жду идей по
оформлению торговых площадей, предложений по проведению рекламных
акций, вариантов индивидуального обслуживания для VIP-клиентов».
3. Целеустремленность.
Всему остальному можно научить, считает Алла Королева.
Иван Переспелов, владелец магазина стройматериалов в Пермской области, убежден, что идеальный директор:
1. Хорошо знает специфику продаваемого товара, желательно имеет опыт
работы в данной или смежной области. Это поможет ему выступить в
качестве эксперта при работе с персоналом и покупателями.
2. навыки работы с людьми, умеет их убеждать, мотивировать на
эффективную работу, хвалить и ругать, если есть такая необходимость.
3. Аккуратен и внимателен при работе с документами, умеет навести в магазине порядок и вовремя сдать отчетность.
Кстати, не забудьте продумать для себя ответ на вопрос о
человеческих качествах кандидата. Каким вы хотите его видеть? Люди,
претендующие на должность стратега, могут оказаться властными и
независимыми. А директора-администраторы людьми нетворческими и
боящимися принимать самостоятельные решения. Готовы ли вы к работе с
ними изо дня в день?
Подведем итог:
Мне нужен директор или администратор? Что он должен знать и
уметь для успешного управления моим магазином? Какой это должен быть
человек?
Раз директор, два директор...
Вы дали объявление в газету или начали спрашивать знакомых, нет ли у
них потенциального кандидата на должность директора вашего магазина. В
результате поисков у вас на собеседовании может появиться:
1. Директор с опытом. Его несомненное достоинство - опыт
управления магазином, а возможный недостаток - наличие стереотипов и
установок, вынесенных с прошлого места работы, которые на новом месте
могут быть неприемлемы.
2. Управленец с опытом руководящей работы в другой сфере.
Часто приходят устраиваться на работу бывшие военные и руководители в
госсекторе. Их управленческий опыт важен, но потребуется время для
того, чтобы разобраться в специфике розничной торговли.
3. Очевидны плюсы старшего продавца магазина, претендующего
на должность директора: знание организации торговли, опыт
управленческой работы, желание получить новую должность. Минусы:
отсутствие опыта управления людьми и привычное восприятие себя как
продавца, а не как директора.
4. В прошлом владелец и он же директор магазина, которому по ряду причин приходится устраиваться на наемную работу (то
есть магазин по каким-то причинам ему пришлось закрыть). Хорошо бы
разобраться в этих причинах, чтобы в будущем не столкнуться с ними в
своем собственном магазине.
5. Друг, близкий родственник или хороший знакомый. Здесь, как говорится, комментарии излишни: либо повезет, либо нет.
Чтобы не попасть впросак, к собеседованию с кандидатом нужно
тщательно подготовиться. Лучше всего составить список вопросов, которые
Вы зададите, а не ограничиваться стандартным «ну, расскажите мне о
себе».
Возможные вопросы:
каковы были цели вашей работы и ваши функциональные обязанности (иными словами, что и зачем вы делали на прежнем рабочем месте);
кто был вашим непосредственным руководителем, как было организовано ваше с ним взаимодействие и отчетность;
сколько человек было у вас в подчинении, что это был за коллектив, какие задачи были у ваших подчиненных;
вспомните и опишите самую удачную (неудачную, конфликтную,
приятную и проч.) ситуацию управления вашими подчиненными и так далее.
Продумайте заранее, какие ответы на вопросы Вас устроят, что Вы
хотите услышать от кандидата, чтобы быть уверенным в своем выборе.
Также решите для себя, как Вы будете проверять истинность его слов,
какие рекомендации о его работе и от кого Вы можете получить.
Дополнительно обратите внимание на следующее. Скорее всего,
кандидата в директора-стратеги будет интересовать, каких показателей
должен достичь магазин, какими ресурсами и к какому периоду. Он
спросит, какие решения он может принимать самостоятельно, а какие
необходимо согласовывать с Вами. И поинтересуется размером
вознаграждения за перевыполнение плана или иные эффективные для
магазина последствия его действий.
Кандидат в администраторы будет выяснять, что именно он должен
делать (и чего не делать ни в коем случае) каждый день и как будет
оцениваться его работа. Он поинтересуется, какие правила, принятые в
вашем магазине, он должен неукоснительно соблюдать. И заведет разговор
о гарантиях безопасности - сохранности рабочего места, заработной плате
и социальном пакете.
Подведем итог:
Кого я приглашу на собеседование? Как я проведу собеседование? Как я сделаю правильный выбор?
Ученье - свет
Каким бы хорошим ни был ваш новый директор, его всё равно придется обучать.
Если вы изначально определили для себя список знаний и навыков,
которыми кандидат на должность директора должен обладать, если грамотно
провели собеседование и взяли именно такого человека, то доучить его вы
сможете без особых затрат для компании или вас лично.
Всё зависит от того, кто именно к вам пришел: стратег или
администратор, бывший продавец или человек с опытом управленческой
работы в другой сфере. Бывшего продавца следует отправить на курсы по
менеджменту, а управленца из госсектора на специализированный семинар
по рознице. Информацию о пробелах в знаниях кандидата (мы понимаем, что
идеальных директоров не существует) хорошо получить еще на этапе
собеседования, чтобы оценить, сколько времени, сил и средств необходимо
будет потратить на его обучение.
И не забудьте, что вы лично отвечаете за адаптацию директора на
новом месте. Продумайте, как вы представите его персоналу, какая помощь
ему понадобится в первые месяцы работы. Что нужно сделать, чтобы
вхождение в должность прошло легко и для него и для окружающих его
продавцов.
Подведем итог:
Чему и как я буду учить директора магазина? Как я буду помогать ему в работе на первых порах?
P.S. Вы приняли на работу директора, обучили его, и он приступил к
выполнению своих обязанностей. И тут возникает вопрос: достаточно ли
этого для успешного управления магазином? Ответ очевиден.
Хороший директор систематически повышает квалификацию в следующих областях:
реклама магазина и инструменты стимулирования продаж;
ассортиментная и ценовая политика;
целевые группы покупателей;
конкуренты и особенности рынка;
законодательная база;
управленческий учет;
управление персоналом;
взаимодействие с поставщиками.
Цель любого магазина, как, впрочем, и любого другого предприятия, в
том, чтобы идти на полшага впереди конкурентов. Этого можно достичь,
имея грамотного директора, который постоянно увеличивает свой багаж
знаний и вносит вклад в развитие вашего магазина. Подберите себе
компетентного и надежного человека и снабдите его необходимыми
инструментами для работы. И не забудьте про систему мотивации, чтобы
ваш Главный оставался вашей правой рукой и залогом успеха вашего
магазина.
---------------------