Почти каждое объявление о вакансии требует коррекции, а в
каждом седьмом содержатся серьезные ошибки, делающие поиск кандидата с
указанными характеристиками бессмысленным. Казалось бы, избежать
подобных недоразумений проще простого. Достаточно задуматься над тем,
какие задачи будет решать сотрудник, и поинтересоваться ситуацией на
рынке труда.
Многие объявления о вакансиях отпугивают потенциальных кандидатов
завышенными требованиями к навыкам и знаниям. «На днях к нам пришел
представитель крупной российской строительной компании и пожаловался,
что никак не может закрыть высокооплачиваемую вакансию
инженера-строителя со знанием японского языка», – рассказывает
Александр Казаков, заместитель гендиректора рекрутингового агентства
Exclusive Personell. «В этом году на нашем сайте появилась вакансия
«менеджер по продажам металлопроката», – вспоминает Светлана Тарасова,
заместитель директора кадрового дома «Суперджоб». – Компания была
готова предложить неплохой уровень вознаграждения. Но специалисты с
опытом работы в металлургической отрасли почему-то не присылали своих
резюме». Доходит до курьезов. Одна из заявок, полученных Exclusive
Personell, гласила: «Коллектив динамичной торговой компании ищет
гендиректора». В другой в списке обязательных условий трудоустройства
значилось: «Полный рабочий день (возможен гибкий график)». Еще в одной
предлагался оклад «от $200 до $1500», вспоминает Казаков.
Количество таких «мертворожденных» объявлений о вакансиях достаточно
велико, примерно 15% от всех опубликованных в Интернете, отмечает он.
Более 95% объявлений о вакансиях, присылаемых для публикации на
сайте superjob.ru, требуют коррекции, говорит Тарасова. «Нам приходится
исправлять орфографические ошибки, переформулировать и переставлять
должностные обязанности и требования к квалификации кандидата», –
отмечает Тарасова. Каждое третье объявление вообще не содержит сколь бы
то ни было четко прописанных должностных обязанностей: работодатель
либо указывает в этом поле требования к кандидатам, либо вообще ставит
прочерки или звездочки, либо один и тот же текст дублируется в разных
полях формы вакансии, говорит Тарасова. Каждое четвертое объявление
содержит недостаточно информации (к примеру, только название должности,
одна-две короткие фразы с должностными обязанностями и стартовый
оклад). Большинство подобных недоразумений связано с недостаточным
вниманием и некомпетентностью составителей объявлений о вакансиях,
отмечает Казаков. «Увы, этому у нас никто нигде не учит», – вторит ему
Тарасова.
Уровни непонимания
Но некомпетентность далеко не единственная причина подобных
недоразумений. «Не перевелись еще работодатели, желающие достать
«канарейку за копейку», которая бы, по известной поговорке, «плясала,
пела и есть не хотела». Другие ищут за любые деньги «волшебную палочку»
– универсального специалиста, который помог бы вывести компанию из
кризиса», – говорит Казаков.
Еще одна возможная причина – недопонимание между менеджерами
компании и специалистами по подбору персонала, отмечает Михаил
Калашников, гендиректор рекрутинговой компании «Ваши люди». Именно
отсюда зачастую возникают расплывчатость требований к кандидатам,
нечеткое описание системы мотивации в компании и карьерных перспектив.
Плохо, когда такая нестыковка проявляется во время проведения
собеседования. «Я помню, как во время собеседования с кандидатом после
очередной реплики HR-менеджера гендиректор попросил ее удалиться и
продолжил опрос самостоятельно, – говорит Казаков. – Реплики
специалиста по кадрам просто противоречили требованиям топ-менеджера».
В практике Казакова бывали случаи, когда кадровики намеренно ставили
перед внешними соискателями практически невыполнимые условия. Так
случается, когда в компании есть внутренний кандидат на указанную
позицию, а сотрудники отдела персонала не хотят пускать в компанию
людей со стороны. «Впрочем, таких случаев относительно не много: лишь
2% неудачных объявлений о вакансиях составлены так умышленно», –
отмечает Казаков.
Отбросить лишнее
Начинать составление объявлений о вакансии нужно с проведения
небольшого анализа тех задач, которые предстоит решать специалисту.
Требования к кандидатам полезно разделить на три категории:
обязательные, желательные и нежелательные, отмечает Виталий Жуков,
старший консультант рекрутинговой компании 3R. Первая содержит то, без
чего эффективную работу на данном месте работодатель считает
невозможной. Во вторую включаются те навыки и знания, которые будут
использоваться нечасто или которым компания сможет обучить своего
сотрудника. В третью заносятся всевозможные ограничения: например, не
переманивать специалистов у партнеров или конкурентов, говорит Жуков.
Такой элементарный предварительный анализ помогает точнее составить
объявление и значительно увеличивает шансы на привлечение нужного
кандидата. «Две недели назад в нашем распоряжении оказалось объявление,
которое несколько месяцев имело высокий рейтинг посещаемости, но на
него никто не откликался, – отмечает Жуков. – Речь шла о должности
системного аналитика с окладом $1500-2000 в крупную
инвестиционно-финансовую компанию». Но список требований к кандидату
был перегружен. После того как удалось отделить необходимое от
желательного, вакансия перестала отпугивать соискателей, и у
работодателя появился выбор.
Иногда облегчить поиск помогает и понимание ситуации на рынке труда.
Например, компании, разыскивающей инженера-строителя со знанием
японского языка за $3000, рекрутеры порекомендовали вместо одного
человека искать двух: инженера за $1500 и секретаря-переводчика за
$1200. Кандидаты появились тут же, рассказывает Казаков. Заполнить
вакансию менеджера по продажам металлопроката тоже оказалось делом не
таким уж и сложным. Достаточно было выяснить, что опыт работы с
металлопрокатом успешному кандидату совершенно ни к чему. Более того,
компания готова была обучать своего будущего сотрудника. Найти хорошего
менеджера по продажам без опыта работы в металлургии оказалось намного
проще, рассказывает Тарасова из «Суперджоб».
«Завышенные требования к кандидатам – не всегда ошибка
работодателей, – считает Оксана Бендюкова, эксперт консалтинговой
группы «Имикор». – Некоторые поступают так просто для того, чтобы
привлечь амбициозных людей, которые, возможно, не обладают всем
спектром навыков прямо сейчас, но готовы осваивать их в самом ближайшем
будущем. Искусственное снижение требований к квалификации, как правило,
приводит к более активному отклику со стороны кандидатов, но совсем не
факт, что среди них найдутся готовые и способные повышать свою
квалификацию. Исправление же ошибок при найме обходится работодателям
крайне дорого: вплоть до одного годового оклада специалиста».
---------------------