Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление персоналом> Оценка персонала

 

Что такое центр оценки

Источник: assessments.ru
Что же такое центр оценки (assessment center)?

Центр оценки (Assessment center), как утверждают знатоки, является наиболее действенным и эффективным многосторонним способом оценки человека. Валидность, т.е. степень достоверности центра оценки приближается к 70%, а в отдельных случаях к 90%

Что же представляет из себя центр оценки?

Не стоит воспринимать центр оценки как нечто космически сложное, доступное избранным экспертам, психологам и консалтинговым компаниям. По сути центр оценки представляет из себя набор различных заданий, которые даются группе оцениваемых. Не стоит этот набор заданий путать, скажем, с набором тестов. Как правило, в процессе проведения центра оценки оцениваемые получают и групповые задания, помогающие увидеть не только то, насколько оцениваемый «индивидуально» хорош, т.е. как может справляться с индивидуальными заданиями (как правило, тесты), но и какое поведение проявляет в группе, что с помощью тестов выяснить зачастую нереально. Например, каковы презентационные навыки? Как ведет себя при обсуждении рабочих моментов? Как реагирует в конфликтных ситуациях? Может ли вывести обсуждение из тупикового статуса, когда участники не могут договориться или не знают стандартного решения задачи?

Итак, каковыми особенностями отличается центр оценки?

• Это метод оценки. Не место проведения.

• Наличие структурированной серии заданий, позволяющей отобрать кандидатов при приеме на работу или сотрудников для дальнейшего продвижения и развития

• Подразумевает наличие группы лиц, вовлеченных в серию тестовых заданий

• Подразумевает наличие квалифицированных наблюдателей, оценивающих проявление требуемых качеств у группы оцениваемых Зачем нужны центры оценки, где применяются центры оценки?

Прежде всего при отборе

• Кандидатов при найме

• Продвижение собственных сотрудников (отбор на вакантные должности)

А также в целях развития для

  • Выявления потенциала интенсивного роста
  • Диагностики сильных и слабых сторон в работе оцениваемого

    Происхождение и эволюция центров оценки

    1942 – ЕВРОПА – ВС Англии и Германии

    отбор военнослужащих, имеющих потенциал для обучения и развития

    отбор офицеров, способных руководить людьми

    1944 – США – ЦРУ – точно!: для отбора разведчиков

    1945 – США – ОКГС - метод отбора дипломатов и гос. служащих

    1950-е – США – AT&T - программа анализа профессионального

    роста менеджеров

    1960-80-е – Мультинациональные компании США и Европы

    IBM, Rank Xerox, Mars, Shell, Phillips, Siemens, Nestle и др.

    1990-2000-е – 50% компаний в частном секторе и 39% госсектора

    используют технологию Центров Оценки и Развития

    Почему популярность центров оценки так стремительно растет?

  • Конкуренция на рынке труда – “War for talents”. Требования, предъявляемые к персоналу постоянно возрастают. В отличие от прошлых лет, когда для выполнения ручной или полумеханизированной работы требовались неквалифицированные сотрудники, к которым предъявлялись невысокие требования, а значит таких сотрудников было достаточно просто отбирать.
  • Приток в высококвалифицированных психологов и HR профессионалов. Современный HR вооружился уже не просто клерками ведущими тривиальный учет, а профессионалами, которые имеют возможность выявлять достаточно тонкие различия не только в профессиональных навыках кандидатов, но и их душе – личностных качествах
  • Внедрение компьютерных технологий. Технологии позволяют проводить весьма объемную диагностику. И не только с точки зрения обработки тестов, с помощью современных компьютерных системы, использующих локальные сети и Интернет проводится сбор информации об оцениваемом. В качестве примера можно привести автоматизацию методики 360 на базе web, предлагаемую уже сегодня в Москве.
  • Инструмент PR и маркетинга. Центр оценки позволяет не только выявить и оценить кандидатов, но и … формировать их отношение к компании. Известны примеры, когда компания с помощью центров оценки не только отбирала пригодных для себя кандидатов, но и формировала в ходе самого процесса правильное отношение к будущей работе.
  • Высокая валидность результатов. Как уже упоминалось, на сегодняшний день серия заданий, называемых центром оценки дает самый высокий по достоверности результат. Когда одного из руководителей спросили о том, почему же он тратит огромные деньги на проведение регулярных центров оценки в своей компании, то этот руководитель ответил, что ошибка при приеме сотрудника, будет стоить ему намного дороже. По оценкам западных экспертов стоимость замены сотрудника средней квалификации обходится в его годовую зарплату (примите во внимание не только прямые расходы на поиск, но и адаптацию, упущенную выгоду и т.д.)

    Так почему же валидность центров оценки так высока?

    • Во-первых, благодаря продолжительности оценки: 0,5 – 2 дня и более. В отдельных случаях известны «мероприятия» по отбору руководителей, проходившие около недели. Не говоря уже о всевозможных сборах типа «последний герой»

    • Применение набора технологий – «объемная оценка». С помощью различных методов, имеющих каждый свои преимущества можно получить действительно объемную картину. В противовес отдельным методикам, дающим всевозможные «индексы», «стэны» - в ходе центра оценки можно сделать достаточно достоверные выводы.

    • Во время наблюдения за оцениваемыми задействовуются несколько наблюдателей. Это минимизирует фактор субъективизма оценивающих и их «одноплановость». Идеально, когда у Вас есть оценщик-универсал, которые знает ВСЕ и имеет опыт во ВСЕМ. Но это вряд ли возможно. К тому же, проводя оценку, оценщик зачастую оценивает степень соответствия по «своей» линейке, иными словами, чем оцениваемый больше похож на оценщика, тем он больше подходит. Вопрос только к чему.

    На что нужно обратить внимание при организации Центра оценки, чтобы не выбросить деньги на ветер?

    Нужно четко понять, зачем вам центр оценки. Четко сформулировать цель и добиться того, чтобы с этой целью согласилось руководство Вашей компании и Ваши подчиненные. Проведение Ценра оценки ради моды, чтобы сказать о том, что работа с персоналом находится в Вашей компании на продвинутом уровне, может быть и выгодно тактически (т.е. набор очков в пользу HRa), но показатели результативности и прежде всего финансовые показатели неизбежно покажут истину.

    Нужно четко определить критерии оценки – те самые компетенции. В современном бизнесе важность компетенций просто недопонимается. Часто руководителями вопрос компетенций воспринимается как нечто наукообразное и нежизненное. Однако как только возникает вопрос отбора и обучения, то такие руководители первыми попадают в тупик. Поэтому определите, что вы собираетесь измерять. Это могут быть определенные специфичные для Вашей компании профессиональные навыки, что кстати, достаточно просто измерить. А могут быть и личностные качества. На сегодняшний день некоторые консалтинговые компании сформировали, в принципе, определенный стандартный набор компетенций, которые могут быть (действительно!) использованы в бизнесе. В качестве примера:

    o Анализ проблем

    o Ориентированность на результат

    o Гибкость мышления

    o Способность к лидерству в группе

    o Взаимодействие в группе

    o Организованность и структурированность

    o Внешний вид

    o Взаимодействие с аудиторией (презентационные навыки)

    o и даже поведение за столом

    Нужно правильно подобрать правильные инструменты. Это означает, что инструменты измерения должны действительно оценивать по выбранным Вами критериям. Не стоит набирать инструменты ради того, «щоб було». Например:

    o Оценка через групповую работу

    § Анализ проблем

    § Ориентированность на результат

    § Гибкость мышления

    § Способность к лидерству в группе

    § Взаимодействие в группе

    o Оценка через самопрезентацию

    § Организованность и структурированность

    § Содержание

    § Внешний вид

    § Взаимодействие с аудиторией (презентационные навыки)

    • Уж коль скоро Вы проводите достаточно дорогое мероприятие – возьмите качественные инструменты. При необходимости, если Вы не умеете ими в достаточной степени пользоваться (забавное отступление – многие кадровики, даже не получившие психологическое образование (!) пытаются полагаться на тесты, собранные из учебников по психологии или Интернета, забывая о самом главном: «Не навреди!») пригласите экспертов-консультантов по применению того или иного инструмента. В следующий раз Вы уже будете знать, нужно ли использовать данный инструмент, и нужно ли приглашать дорогих консультантов.


    o Весь процесс должен быть хорошо срежессирован – составьте как для всякого приличного тренинга расписание, скомпонуйте упражнения так, чтобы добиться от них максимальной пользы. Например, можно накидать такой приблизительный план центра оценки одного дня:

    o Понятное дело – вступление и «icebreak» - нужно попытаться максимально растопить лед и расслабить участников

    o Самопрезентация – позволит участникам понять, кто есть кто, блеснуть собой. Не скупитесь при этом на похвалы. А наблюдатели пусть смотрят внимательно и, главное, объективно

    o «Умственные» индивидуальные упражнения – это могут быть тесты различного рода «на свежую голову», пока участники еще не находятся в состоянии возбуждения (это последует дальше)

    o Можно и пообедать после этого. Кстати, наблюдателям и здесь не стоит сильно расслабляться – то, как ведут себя участники за столом – тоже об очень многом говорит. А для профессиональных сбытовиков это может быть даже профтестом.

    o Пора поиграть в групповые игры – немного растормозить оцениваемых после обеда – дать упражнение на групповую динамику – полемику, групповое решение проблемы, командное соревнование. В ходе таких групповых упражнений (даже тривиальная постройка башни) Вы увидите, как оцениваемые будут вести себя в коллективе, чего никогда не увидите в полной мере при индивидуальном интервью.

    o Ну и, наконец, интервью. Тем более для интервью вопросов после целого дня наблюдения более чем достаточно.

    o Все! Участников можно отправлять по домам, а самим (наблюдателям) подводить итоги и отбирать достойных кандидатов. Если Вы использовали в ходе оценки некую бальную систему, то она поможет Вам в отборе финальных кандидатов.

    Профессионализм консультантов и наблюдателей. Если Вы используете в качестве наблюдателей линейных руководителей, то обязательно до начала центра оценки провести обучение, желательно в 2 сессиях (повторение – мать ученья). На этом обучении нужно обязательно рассказать, как вести себя во время оценки, как правильно понимать шкалу оценки, в каких случаях ставить какой балл, на какие критерии обращать внимание и что, собственно, эти критерии обозначают (как ни удивительно, больше всего разночтений возникает именно здесь), распределить оцениваемых – кто за кем наблюдает (желательно не более 2 человек на каждого наблюдающего, если наблюдатель опытный, то можно больше)

    Не пытайтесь съесть слона сразу – проведите сначала небольшой центр оценки без излишних заморочек, дальше поймете, чего не хватило и чем можно усложнить.



    ---------------------

    Предложение авторам статей и книг

     

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100  
       
     
    vascript">