Фокус-группы – это организованная групповая дискуссия. Дискуссию проводят с персоналом любого уровня – для прояснения цели, видов поведения и действий, которые требуются при исполнении определенной работы. Для проведения фокус-группы необходимо иметь заранее составленный перечень вопросов или полученную с помощью других методик анализа работы информацию, которую смогут обсудить участники дискуссии. Групповая форма обсуждения предполагает контроль со стороны одного - двух обученных фасилитаторов. Фасилитаторы следят за тем, чтобы каждый вопрос был рассмотрен, чтобы у каждого участника была возможность высказать свои суждения, а результаты дискуссии были бы зафиксированы точно. Для того чтобы в фокус-группе получить полезную информацию, необходимо соблюсти следующие условия:
Дискуссия должна быть сосредоточена на определенных вопросах.
На обсуждение должно быть выделено достаточно времени.
Дискуссией следует четко и непрерывно руководить.
Информацию следует записывать по ходу дискуссии.
Запись можно осуществить с помощью доски, флип-чартов, блокнотов Post-it или в другой форме, позволяющей фиксировать информацию по мере ее оглашения. Фасилитаторы должны быть готовы к продолжительной и напряженной работе: проведение фокус-групп занимает, как правило, два-три часа.
Но сложность процедуры, значительные затраты времени и необходимость привлечения нескольких подготовленных специалистов, вполне окупаются: фокус-группы дают репрезентативную информацию об образцах поведения на работе. Кроме того, групповое взаимодействие побуждает участников подхватывать и развивать чужие идеи. Так нередко открываются новые, неожиданные аспекты работы.
Проведение фокус-групп сопровождается “двойной трудностью”: непросто заставить людей говорить, но не менее сложно заставить участников дискуссии вовремя замолчать! Некоторым дискутантам трудно решиться выступить – подавляет присутствие других сотрудников, особенно непосредственных руководителей. Подстерегает и такая опасность: дискуссия вырождается в “жалобы” на тривиальные недостатки в данной исследуемой работе. Эти методические проблемы разрешимы, но все зависит от искусности фасилитатора. Особенно опытные фасилитаторы нужны при использовании одновременно вербальных и невербальных форм общения. Вот некоторые методические рекомендации.
На высказывание участника дискуссии непременно надо реагировать – кивком, улыбкой или словесно (“Да”). Нужно поддерживать зрительный контакт (“глаза в глаза”) с выступающим. К выступающему надо повернуться, вопросы задавать открытые. И быть готовым суммировать и выразить отношение к сказанному: поразмышлять вслух, прокомментировать какое-либо соображение и т.п. Дискуссия требует от фасилитатора больших затрат энергии, развитых навыков слушания, умения “держать паузу”.
---------------------