Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Складская логистика

Склады промышленных предприятий

А. Рикошинский
Источник: "Склад и Техника", www.sitmag.ru

По назначению склады промышленных предприятий подразделяются следующим образом: склады материально-технического обеспечения (сырья, материалов, комплектующих); склады готовой продукции; производственно-технологические склады (незавершенного производства, тары, инструмента, остатков и отходов).


Складирование сырья, материалов и готовой продукции необходимо в связи с колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления. Склады разных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) готовой продукции обусловлено характером производства, транспорта и сбыта. Оно позволяет преодолеть временн’ые, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в процессе производства и реализации продукции.
 

Структура складских хозяйств разных предприятий зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции, хотя их общей особенностью является то, что склады промышленных предприятий характеризуются относительной однородностью перерабатываемых грузов, ритмичностью поставок потребителю и большими объемами хранения и переработки.

 

В настоящее время общепринятой является следующая классификация складов промышленных предприятий:


– по характеру деятельности, т. е. по назначению – склады материальной продукции (снабженческие), внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые), сбытовые;
– по виду и характеру хранимых материалов – универсальные и специализированные;
– по типу конструкции – закрытые, полузакрытые, открытые, специальные (например, бункерные сооружения, резервуары);
– по месту расположения и масштабу действия – центральные, участковые, прицеховые;
– по степени огнестойкости – несгораемые, трудносгораемые, сгораемые.
 

На складе кроме операций складирования грузов выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные, а также некоторые технологические операции, поэтому склады следует рассматривать не просто как помещения или устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых важную роль играют процессы перемещения грузов.

 

Работа этих комплексов носит динамический, стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов. На складах происходит преобразование грузопотоков, изменение параметров принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т. д.


В общем случае складское хозяйство решает следующие задачи:


– планирование транспортно-складских работ;
– приемку, обработку (в том числе сортировку) грузов;
– организацию надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений и порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);

– постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
– своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т. д.; создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей;
– строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, легковоспламеняющихся жидкостей и газов, красок и лаков, резинотехнических изделий, химикатов и т. п.);
– комплектование готовой продукции, ее консервацию, упаковку, подготовку отгрузочной документации и отгрузку.


Основополагающим в системе управления товарными запасами на складе является соотношение между затратами на хранение таковых и потерями от снижения товарооборота в случае дефицита отдельных позиций. Поэтому основной вопрос, на который необходимо ответить при организации складского обслуживания, обычно формулируется следующим образом: какой оптимальный уровень материальных ресурсов следует иметь на каждом транспортно-складском комплексе для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей? Остановимся более подробно на затратах, определяющих экономическую эффективность функционирования склада. К ним можно отнести затраты на покупку (доставку) товаров на склад, расходы на содержание товарных запасов (с учетом потерь от дефицита товарного запаса), затраты на выполнение заказов потребителей и, наконец, затраты на управление складским хозяйством.
 

Расходы на приобретение сырья, материалов и комплектующих можно разделить на две составляющих:


– цена приобретаемого товара (оплата поставщику товара) с учетом транспортных издержек;
– издержки самой складской системы (на ведение переговоров, связь и канцелярские расходы, оформление и распаковку товара, входной контроль и т. д.).


Для построения эффективной системы складирования готовой продукции необходимо рассмотреть следующие вопросы:


1. Способ транспортировки продукции со склада. Способ транспортировки оказывает непосредственное воздействие на организацию складского хозяйства, уровень запасов и уровень обслуживания потребителей. Различные способы транспортировки требуют различной организации работ, разных затрат и времени. Все это должно анализироваться и учитываться при выборе структуры складской системы.


2. Способ распределения – прямой или через отраслевые склады. Возможна или непосредственная отгрузка с предприятия продукции ее потребителю, или поставка через отраслевые склады. Отметим, что чаще используется смешанный, так называемый двухэшелонный поток поставки продукции: часть продукции предприятие отгружает потребителям непосредственно, а часть отправляет на отраслевые склады, с которых она поступает потребителям. Однако при поставках некоторых видов продукции используется и более сложная цепочка движения продукции: производитель – региональный склад – местный склад – потребители.
 

На эффективность функционирования складской системы огромное влияние оказывает выбор необходимого оборудования. В зависимости от физического состояния и характеристик хранимых материальных ценностей существует следующее складское оборудование:


– для хранения и обработки штучных крупногабаритных грузов. Такие грузы могут храниться на складах в штабелях (в плоских, стоечных или ящичных поддонах) или на стеллажах, типы и параметры которых зависят от размеров, массы и особенностей хранящейся продукции, а также назначения склада, технологии переработки грузов, срока их хранения и других факторов;
– для хранения и обработки тарно-штучных грузов (обычно используются поддоны и пакеты);
– для хранения и обработки сыпучих грузов. Сыпучие грузы хранятся на открытых складских площадках в штабелях и траншеях различной формы и закрытых складах, а при небольших запасах – в бункерах разной формы;
– для хранения и обработки жидких грузов. Жидкие грузы могут храниться на складах в таре (в бочках, бутылях, барабанах) или наливом;
– для хранения и обработки газообразных грузов. Эти виды грузов хранят в контейнерах, цистернах, баллонах или других герметичных сосудах.
 

Эффективная работа любого склада зависит от степени технического оснащения и оборудования, используемого в технологическом процессе. Основными группами технологического оборудования являются: оборудование для погрузочно-разгрузочных работ и внутрискладской транспортировки; оборудование для зоны хранения и оборудование для автоматизации учетных операций. Вообще повышение эффективности использования складских площадей и емкостей на основе рационализации технологического процесса с применением прогрессивных схем механизации, современного подъемно-транспортного и технологического оборудования – одна из главных задач организации складского хозяйства. Разработка схем механизации проводится на основе учета следующих факторов:


– детального анализа технологических процессов по операциям с целью выявления наиболее трудоемких работ;
– максимального использования площади и объема складов;
– поиска возможности расширения складских площадей;
– сокращения расстояния перемещения грузов вручную;
– оптимизации путей перемещения подъемно-транспортных машин;
– уменьшения непроизводительных потерь энергоресурсов;
– снижения числа перевалок грузов;
– расширения использования подъемно-транспортного и технологического оборудования;

– взаимозаменяемости подъемно-транспортного и технологического оборудования;
– повышения производительности труда и уменьшения трудозатрат на переработку грузов;
– обеспечения удобного доступа к товарам;
– минимизации затрат времени на комплектование и отправку заказов покупателям;
– обеспечения оптимальных условий труда работников на всех участках.


Подбор необходимого подъемно-транспортного и технологического оборудования для склада проводят с учетом соответствия его характеристик параметрам и особенностям грузов и характеру тех операций, которые необходимо осуществить, а также принципу минимальной материалоемкости. Оборудование должно быть доступно и удобно для обслуживания и соблюдения правил техники безопасности, обеспечивать экономическую целесообразность применения. При выборе конкретной схемы механизации необходимо учитывать товаро- и грузооборот, объем товарных запасов склада, коэффициенты использования площади и объема складов, распределение товаров по способам хранения (стеллажное, штабельное) и т. д.

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100