В статье из журнала Modern Materials Handling (ММН,
октябрь, 2004 г.) рассказывается о распределении мест в 2004 г. среди
компаний, лидирующих в ключевых сегментах рынка услуг по складированию
грузов: сегменте частных дистрибуционных центров (DC, distribution
centers), сегменте 3PLs-провайдеров (third-party logistics providers) и
сегменте складов-холодильников.
Самые крупные 3PLs-провайдеры, так же как операторы
складов-холодильников и рефрижераторов и частные распределительные
центры, продолжают расширять свои складские площади. В то время как
многие компании в 2003 году провели мероприятия по объединению усилий,
некоторые логистические операторы смогли увеличить число мест хранения
в результате слияния или приобретения предприятий, а также благодаря
более эффективным действиям и повышению производительности.
В каждом из сегментов сравнительные оценки деятельности фирм
велись в соответствии с теми площадями (в кв. футах) или объемами (в
куб. футах), которые каждая компания предоставляет под складирование
грузов в бюджетном 2004 году. В эксклюзивном рейтинге частных компаний
с общими площадями хранения 78,4 млн. кв. футов, составленном ММН, как
и в 2003 году, лидирует крупнейшая и старейшая в мире компания по
экспресс-перевозкам United Parcel Service (UPS). В сегменте
3PLs-провайдеров конкурентов по-прежнему опережает фирма Exel. Величина
занимаемых ею складских площадей (73,3 млн. кв. футов) почти в три раза
больше, чем у ближайшего конкурента. AmeriCold, лидирующая в сегменте
складов-холодильников, также располагает почти в три раза бо’льшими
объемами, чем ее самый близкий конкурент UPS Supply Chain Services (624
млн. куб. футов).
Во всех трех сегментах эксперты отметили важные изменения в
стратегии управления складами. Повсюду наблюдается всестороннее
расширение и добавление предложений по новым видам сервиса, с тем чтобы
наиболее соответствовать постоянно растущим требованиям заказчиков.
Кроме того, многие компании рассматривают и реализуют возможности
добавить к предлагаемому ими комплексу услуг разнообразные виды
транспортировки грузов.
Распределительные центры на пути расширения
Как мы уже отметили выше, в списке частных DC-компаний,
составленном ММН, лидирует UPS. Фактически она присоединила к уже
имеющимся собственным складам более чем 3,6 млн. кв. футов площадей
через интеграцию и консолидацию с приобретенными в этом году фирмами. В
2005 году компания планирует добавить к ним большее количество новых
складских площадей, поэтому ее ведущее положение в рейтинге вряд ли
изменится в последующие несколько лет. Генеральный мерчандайзер
Wal-Mart (№ 2) владеет самыми большими площадями для складирования из
всех розничных продавцов в списке ММН – 60,0 млн. кв. футов,
разделенными среди 120 распределительных центров.
В первой десятке рейтинга розничные торговцы доминируют над
остальными: это Wal-Mart, Target Stores, Kmart, Home Depot, JCPenney,
продавец продовольственных товаров Albertson’s, Lowe’s Companies, Gap
Inc., TJX Companies и Big Lots. Все вместе они предоставляют
потребителям 204,5 млн. кв. футов для складирования, или 50% суммарных
площадей всех компаний, участвующих в рейтинге. В отличие от той
ситуации, которая была описана в аналогичном обзоре ММН за 2003 год,
столь большой рост числа мест хранения, наблюдавшийся в UPS, не был
единственным случаем. Фактически в бюджетном 2004 году 17 компаний из
списка ММН сохранили те же площади, что и в 2003 году, или увеличили
их. Вероятнее всего, за ростом площадей последует увеличение денежных
инвестиций в оборудование, что произойдет уже в 2005 году. Из всех
компаний, ответивших на запрос, сделанный при подготовке рейтинга, 89%
планируют потратить на развитие технологий складирования в 2005 году
такое же количество денежных средств, как и в 2004-м, или еще больше.
Увеличение производительности и рост числа технических средств для
обслуживания складов также привели к снижению случаев сокращения
производства в компаниях. Только 38% респондентов провели в 2004 году
сокращение штата. Время, затраченное на сверхурочные работы, также
уменьшилось: 88% компаний указали в переписке те же или меньшие
показатели, чем в 2003 году. Причины увеличения производительности и
эффективности были в целом аналогичными тем, что приведены в предыдущей
публикации ММН.
Подобно 3PLs-сегменту многие частные распределительные центры
сегодня предлагают новые, весьма ценные для потребителя услуги.
Традиционный сервис по схеме отбор – комплектация – упаковка
дополняется транзитными перевозками и услугами по идентификации
изделий, страхованию и обеспечению сохранности продукции. Такой
комплекс услуг предлагают 40% компаний, ответивших на запрос.
3PLs-провайдеры консолидируются
По результатам 2004 г. в сегменте 3PLs-провайдеров на 1-м месте
оказалась фирма Exel. После того как Exel приобрела компанию Tibbett
& Britten ее площади хранения увеличились на 16,8 млн. кв. футов, а
североамериканское подразделение контрактной логистики компании
принесло 2,5 млрд. USD торгового дохода. Конечно, случай с Exel был
исключительным, однако, как утверждает Дик Армстронг, президент фирмы
Armstrong & Associates, подготовившей данный список, большинство
других 3PLs-провайдеров из представленного перечня в 2003 году
направили основные усилия на объединение средств и услуг. По мнению
Армстронга, в настоящее время на рынке складских услуг наступил период
консолидации, и этот процесс будет продолжаться еще несколько лет.
Вслед за первой серией мер по объединению у лидеров рынка, вероятно,
последует второй ряд мероприятий по объединению усилий в форме слияний
или приобретений у игроков среднего ранга. Это происходит потому, что
сегодня большинство потребителей предпочитают компании, которые могут
предоставить максимально широкий комплекс услуг. Надо отметить и тот
положительный момент, что темпы роста многих 3PLs-провайдеров не
отстают от меняющихся требований рынка. Расширение предложений по
реализации наиболее важных услуг в сфере складских технологий – от
управления парком техники, которое осуществляют ее поставщики, услуг по
отбору, комплектации и упаковке до оптимизации процессов производства и
сборки и изменению самой стратегии логистики предприятия – остается
важной тенденцией в развитии этой области. Однако самый большой
потенциал Армстронг видит в сфере управления транспортными процессами.
Именно здесь значительное число компаний ожидает от 3PLs-провайдеров
эффективных предложений, с тем чтобы получить наиболее правильные
решения или стратегические отношения партнерства, которые помогут им
рациональнее управлять транспортными потоками в международном масштабе.
Таким образом, процесс глобализации экономики продолжает оставаться
самым существенным моментом в развитии 3PLs-сегмента.
Что касается изменений в структуре рынка в ближайшем будущем, то
Армстронг предлагает более пристально следить за деятельностью таких
фирм, как GENCO Distribution, Kenco Logistics и Ozburn-Hessey Logistics
(все они стоят в рейтинге под № 6). Он характеризует их как хорошо
управляемые и экономически выгодные компании, которые в 2003 году
хорошими результатами подтвердили свою способность эффективно развивать
бизнес. Так, фирма Ozburn-Hessey Logistics перескочила с 13-го сразу на
6-е место в результате приобретения в апреле 2003 года Lanter Logistics
and Lanter Refrigerated Distributing, расположенной в штате Иллинойс.
Говоря о других направлениях развития, Армстронг обращает внимание на
продолжающуюся тенденцию к усовершенствованию деятельности
логистических провайдеров после того, как доходность этого рынка услуг
упала до 2,7%. В целом на сегодняшний день североамериканский рынок
3PLs-провайдеров насчитывает 850 коммерческих складов и оценивается
приблизительно в 25,7 млрд. USD чистого дохода.
Склады-холодильники
Компании, специализирующиеся в этой области складирования,
указывали в своих отчетах лишь небольшие изменения объемов
рефрижераторного хранения по сравнению с 2003 годом. Вероятно, это
можно объяснить недостаточно высоким стремлением к консолидации или
иными причинами, среди которых называют и довольно необычные.
В частности, Билл Гудзон, президент и CEO Международной Ассоциации
рефрижераторных складов (International Association of Refrigerated
Warehouses, IARW), подготовившей данный рейтинг, высказал
предположение, что часть заказов на складские услуги в этом сегменте
была потеряна в результате расширения сети передвижных хлебопекарен и
других подобных новшеств.
В начале списка «холодильников» оказалась
компания AmeriCold Logistics: 624 млн. куб. футов хранения позволили ей
опередить объединенные показатели трех ближайших конкурентов – Atlas
Cold Storage (№ 2), P&O Cold Logistics (№ 3) и United States Cold
Storage (№ 4). (В этом сегменте рынка хранение более правильно
определять в кубических единицах измерения, чем в квадратных.) В целом,
по оценкам того же Гудзона, 2004 год оказался удачным для большинства
компаний. Он обращает внимание читателей и на то, что сеть более
эффективных складов-холодильников в Северной Америке, оснащенных новыми
средствами обслуживания, сейчас находится в стадии строительства. Они
расположены в основном в северных (тихоокеанских) и юго-восточных
регионах, как бы пересекая континент. Большее число членов Ассоциации
IARW на сегодняшний день также готовы предложить более интересные для
потребителя услуги в области пищевой промышленности.
Таким образом, традиционное название «склад-холодильник» не совсем
правильно отражает все те функции, которые могут выполнять эти
предприятия, поскольку теперь они способны оказывать самые
разнообразные услуги, включая управление транспортными потоками. Чтобы
продолжить успешное развитие и в следующем году, холодильные и
морозильные склады продолжают дифференцироваться в разные
самостоятельные рынки. Это делается в целях большей специализации,
которая позволяет лучше удовлетворить нужды разных областей торговли и
промышленности. В качестве основных сегментов аналитики называют общую
розничную торговлю, хранение органических и пищевых продуктов, продукты
для здоровья, косметику и фармацевтику.