БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА
> Логистика
> Складская
логистика
Кодекс поведения при выборе промышленного маркиратора
А. Казарцев, отдел «Информации и развития» ЗАО «НТЦ АТ «Форинтек»
Источник: «Склад и Техника» №12/2005
Процесс маркировки и кодирования продукции впервые был применен
в пищевой и фармацевтической промышленности для нанесения срока
годности. В настоящее время помимо сроков годности на изделия наносят
серийные номера, реальное время печати, штрих-коды и другую служебную
информацию. Такой маркировке подвергается продукция практически
всех отраслей промышленности, что стало неотъемлемой составляющей
огромного числа производственных процессов, важной частью программы
обеспечения качества продукции.
Современная промышленность характеризуется высоким темпом наращивания
производственных мощностей, модернизацией существующих и созданием
новых предприятий. В связи с внедрением безостановочных производственных
процессов (24 часа, 7 дней в неделю) возникает необходимость автоматизации
производства. Также наблюдаются тенденции к повышению скорости работы
производственных линий и расширению ассортимента производимых товаров.
Все это оказывает влияние на выбор маркиратора. К сожалению,
стандартного решения, удовлетворяющего сразу всем условиям производства,
не существует. По мнению Ричарда ван ден Дула, управляющего по маркетингу
компании Markem, в странах Европы, Ближнего Востока и Африки выбор
подходящего оборудования для нанесения маркировки на товары при
современном разнообразии маркировочных решений и технологий может
обернуться настоящей головной болью для неискушенного покупателя.
С чего начать?
Тем не менее несколько критериев, помогающих лучше сориентироваться в предпочтениях того или иного типа такого оборудования, выделить можно и нужно. В первую очередь к ним можно отнести область применения маркиратора, тип и материал упаковки, требования, предъявляемые к качеству маркировки и удобочитаемости надписей. Важным аспектом выбора являются рыночный спрос на производимый товар и масштабы производства, а также стоимость и надежность маркиратора.
Требования по четкости и удобочитаемости надписей, изображений, штриховых кодов относятся к маркировке как потребительских, так и промышленных изделий. Детали, поступающие в сборочные цехи, должны быть идентифицированы четко и ясно. У производственников зачастую возникают проблемы и недовольство поставщиками, если их маркировка не соответствует установленным стандартам. Розничные продавцы также имеют достаточно строгие требования к кодировке, и, без сомнения, они будут отбраковывать товар, если его качество не соответствует принятым нормам. Иногда это может означать штрафные санкции по отношению к производителю и даже повлечь полное исключение производителя из списка поставщиков со всеми вытекающими последствиями.
|
Свои запросы есть и у потребителей. Согласно недавнему исследованию, проведенному фирмой Markem, 20% покупателей смотрят на маркировку «срока годности» продуктов питания даже прежде, чем на ценник. Совершенно очевидно, что достоверность и качество маркировки представляют огромную важность для всех и вся.
Однако чтобы соответствовать всем установленным стандартам, невозможно просто купить «наилучший» из существующих маркираторов. Так, например, для упаковочных линий известных «брендовых» товаров необходим маркиратор, работа которого была бы синхронизирована с новейшими высокоскоростными оберточными аппаратами. При упаковке шоколадных батончиков со скоростью 500 шт./мин увеличение скорости всего лишь на 1% дает 2400 дополнительных батончиков за смену. В некоторых случаях скорость печати маркиратора является решающим фактором.
Производственные условия также влияют на выбор оборудования. Так, при низких технологических температурах конденсация влаги может препятствовать переносу чернил на маркируемую поверхность, и в результате наносимые символы будут смазаны или не полностью пропечатаны. Использование каплеструйных принтеров на мукомольных и других аналогичных производствах, где в воздухе присутствует взвешенная пыль, если только принтерные головки не обладают хорошей пылевлагозащищенностью, также затруднено.
Нельзя забывать и про человеческий фактор. Так, прессы горячего и холодного тиснения настраивают вручную, поэтому существует большая вероятность ошибки и некачественной маркировки. Человеческий фактор может быть сведен к минимуму при использовании цифровых устройств, где данные сохраняются в электронном виде и обновляются автоматически. В настоящее время многие такие устройства можно объединять в единую сеть, где любые обновления будут происходить централизованно, либо подключать к основным учетно-контрольным системам предприятия. Это позволяет полностью отслеживать продукцию при возможных запросах, что является существенным для оптимизации системы контроля качества продукции.
|
Немаловажным фактором является и тип упаковочных материалов. Развитие упаковочной отрасли привело к расширению ассортимента упаковочных материалов (стекло, пластик, фольга, пергамент и проч.) и способов упаковки (непрерывные оберточные линии, вакуумная упаковка, розлив в бутылки, упаковывание в пакеты и др.). В случае использования гибкой упаковки и этикетирования все более популярными становятся цифровые маркираторы, дающие возможность легко скорректировать коды, автоматически обновить дату и удобно ввести данные. Возможность встраивания в единую сеть является еще одним достоинством цифровых маркираторов.
Однако существуют и другие важные аспекты, влияющие на выбор промышленного маркиратора. Рассмотрим подробней наиболее распространенные современные методы маркировки.
Методы маркировки
Оборудование для тиснения наносит оттиски на упаковку под действием давления.
Роллер-кодеры с использованием термоплавких чернил наносят четкие, ясные и мгновенно высыхающие отпечатки на различные упаковочные материалы. Нагретая латунная гарнитура переносит расплавленные чернила на поверхность маркируемого продукта. Прессы для тиснения и роллер-кодеры – механические (нецифровые) устройства, способные наносить только простые оттиски даты/времени, и поэтому в дальнейшем маркированную продукцию невозможно отслеживать в логистической цепочке. Это оборудование относится к технологиям вчерашнего дня.
Каплеструйные маркираторы наносят различные коды (от простейших дат до логотипов, штрих-кодов и серийных номеров) на первичную упаковку и гофрокороба посредством направленного распрыскивания чернил. В зависимости от области применения можно выбрать мелко- или крупносимвольные каплеструйные принтеры. Каплеструйная технология стремительно входит в промышленное производство и находит все более широкий спрос.
Существует два основных направления каплеструйной технологии:
• каплеструйная технология циркуляционного типа основана на использовании жидких чернил, которые благодаря их химическому составу можно наносить на материалы широкого спектра. Недостатком ее является сопутствующее загрязнение и необходимость промывки принтера. Также у некоторых потребителей вызывает определенные опасения химический состав используемых в этой технологии расходных материалов;
• каплеструйная технология с использованием термоплавких чернил Touch Dry применяется там, где чистота и экологическая безопасность производства являются необходимым условием. Чернила Touch Dry безопасны и не содержат растворителей и других вредных веществ. При комнатной температуре термоплавкие чернила остаются твердыми, сухими и немаркими в обращении, однако область их применения ограничена. Например, они не пригодны для непористых поверхностей, таких как стекло.
Термотрансферные принтеры обеспечивают высокое качество печати, пригодны и надежны в применении к различным видам гибких упаковочных материалов, гарантируя высочайшую четкость маркировки. Путем мгновенного точечного нагрева риббона (термотрансферная лента) и переноса краски, содержащейся на его лицевой стороне, на маркируемую поверхность эти принтеры могут печатать различную информацию, например, дату, серийный номер, информацию о производителе, штрих-коды и реальное время печати, на индивидуальную упаковку товара. Основной недостаток этой технологии – высокие издержки при печати – может быть преодолен благодаря новой функции экономии риббона, делающей эти принтеры еще более привлекательными.
Аппликаторы со встроенным блоком печати наносят самоклеящиеся этикетки на транспортную упаковку. Для печати информации на этикетки (штрих-коды, содержащие транспортные сведения и информацию о содержимом) используется термотрансферная технология.
Цифровые лазерные маркираторы обеспечивают процесс маркировки под воздействием лазерного луча на поверхность упаковки, а это значит, что какие-либо затраты на расходные материалы отсутствуют. Принцип лазерного воздействия заключается либо в удалении красочного слоя с поверхности, либо в выпаривании или плавлении верхнего слоя упаковочного материала (такого как ПЭТ, полистирол, полипропилен). В обоих случаях получается нестираемая мгновенная печать высокого качества. Лазерные принтеры являются универсальным методом маркировки первичной упаковки благодаря экологической безопасности и отсутствию расходных материалов, а также высокой разрешающей способности наносимых кодов. До настоящего момента основными недостатками лазеров были высокая цена и крупные размеры. Однако появляющиеся современные недорогие и компактные модели становятся все более конкурентоспособными на рынке маркировочных решений.
Техническая поддержка
Каким бы ни был выбор в отношении производителя маркираторов, окончательное решение должно основываться как на анализе затрат на установку и эксплуатацию маркиратора, так и на степени его надежности.
Следует иметь в виду, что помимо расходов на замену комплектующих и расходных материалов требуются определенные затраты на обслуживание маркиратора; кроме того, он может и сломаться. Последнее крайне неприятно, поскольку может сопровождаться простоем производства или истечением срока годности скоропортящейся продукции, что имеет свои собственные издержки.
В конечном итоге истинная стоимость любого маркировочного решения может быть оценена только по прошествии достаточно долгого времени, и потому качество предоставляемого поставщиком техобслуживания крайне важно при выборе маркиратора.
В этой связи обязательно рекомендуем выяснить, будет ли ваш потенциальный поставщик проводить обучение операторов, оказывать оперативную техническую поддержку, проводить плановое техобслуживание, предоставлять сменное сервисное оборудование, словом, оказывать все услуги, призванные уменьшить время простоев и добиться высокой производительности. Если нет, то неизбежно вслед за проблемой «как выбрать оборудование» вам придется решать еще один более сложный вопрос – а что же с ним делать дальше?..
Предложение
авторам статей и книг