Как уже отмечалось, обслуживать фронтальные стеллажи можно любой
грузоподъёмной техникой с вилами. Наиболее универсальное и распространенное
средство - вилочный погрузчик. Его главное преимущество -
неприхотливость к полам и способность выезжать на улицу - чаще
всего востребовано в старых зданиях небольшой высоты.
Дело в том, что погрузчик имеет достаточно большие габариты -
ширина межстеллажного прохода для постановки поддонов (Ast) у него
обычно составляет 3,1-3,5 м. Это приводит к тому, что большая часть
площади склада используется не для хранения груза, а для проездов.
Применение штабелёров позволяет сократить межстеллажные проходы
примерно на 1 метр и увеличить высоту складирования, что в итоге
значительно повысит емкость склада. Но важно помнить, что для работы
штабелёров необходимы полы хорошего качества.
Правильный подход к выбору подъемной техники следующий:
-
Работа с планом помещения и разработка различных вариантов
установки стеллажей.
-
Каждый вариант разрабатывается исходя из показателя Ast штабелёра
(погрузчика) и требуемой высоты подъема.
-
Оценка вариантов - величина капитальных затрат (пол,
стеллажи, техника) по отношению к получаемому результату (емкость
склада, возможный грузооборот...).
Рекомендация по выбору вилочных погрузчиков для работы со стеллажами
внутри склада только одна - привод должен быть электрическим, иногда
возможен вариант с двигателем на сжиженном газе или с катализатором.
На штабелёрах же, как основном внутрискладском грузоподъёмном
средстве, хочется остановиться подробнее.
Простейшим устройством для подъема поддонов на стеллажи считается
ручной гидравлический штабелёр с высотой подъема 1,5-2,5м (обычно
им обслуживают двухъярусные стеллажи). Более высокой производительностью
обладают штабелёры с ручным передвижением и электрогидравлическим
подъемом. Они способны поднимать груз на высоту 3,0-3,5м и обычно
используются для обслуживания трехъярусных стеллажей. Оба типа штабелёров
хороши тем, что относительно недороги, но они не обеспечивают высокой
интенсивности работы - поэтому подходят только для складов
с небольшим грузооборотом. Если же склад должен обеспечивать значительный
объем приема и отгрузки - необходимы самоходные штабелёры.
Наиболее распространены в этом классе сопровождаемые штабелёры
(они же ведомые, с поворотной рукояткой, "с поводком").
Их делают почти все производители внутрискладской техники, поэтому
подобрать нужную модель по техническим параметрам и соотношению
цена/качество достаточно просто. Выделяются два основных типа -
действительно сопровождаемые штабелёры, за которыми оператор идет
и машины с откидной платформой, стоя на которой оператор перемещается
по складу.
штабелёры с платформой быстрее передвигаются по складу (до 8 км/ч
без груза) поэтому более производительны - и это их главное
преимущество, но при этом они имеют увеличенные габариты и в узких
межстеллажных проходах оператору иногда приходится, сложив платформу,
управлять машиной с пола. С точки зрения высоты подъема (до 4,5-5,5 м)
и грузоподъёмности эти машины отличаются незначительно.
Качественный технологический скачок происходит
при переходе к штабелёрам со стоящим или сидящим в кабине оператором.
Принцип работы у них такой же, как у сопровождаемых штабелёров -
опорные консоли находятся непосредственно под вилами. Главное отличие
в положении оператора, он находится в защищенной с боковых сторон
и сверху кабине - благодаря этому способен более эффективно управлять
машиной. Если добавить к этому увеличенную скорость передвижения
и подъема, электросервопривод руля а также возможность настройки
рабочего места под конкретного оператора - становится понятно,
почему эти машины имеют высокую производительность.
Конечно, техника такого класса стоит дороже, но ее покупка оправдывается
увеличением объема работы, осуществляемого одной машиной. Немаловажно
также, что высота подъема у этих штабелёров доходит до 6-6,5 метров
при остаточной грузоподъёмности 1000-1500 кг и ширине межстеллажного
прохода 2,3-2,5 метра. Сопровождаемые штабелёры обычно не могут
обеспечить такого сочетания рабочих характеристик.
Наиболее серьезный, "тяжелый" класс техники
для фронтальных стеллажей - это штабелёр с выдвигающейся кареткой
грузоподъёмного механизма или Рич-трак.
Эта машина - своеобразный "гибрид": при втянутой мачте она
напоминает штабелёр, а при выдвинутой - работает как классический
погрузчик, одновременно используя лучшие качества обоих типов техники.
Рич-трак - это одна из наиболее сложных и высокопроизводительных
внутрискладских машин. Она обеспечивает высокие скорости
подъема и передвижения (0,6 м/с и 12 км/ч соответственно), способна
поднимать поддоны весом 1,5-2,5 тонны, при этом остаточная грузоподъёмность
на высоте 11 метров может достигать 1000 кг.
Конечно, применять технику с такими возможностями на небольшой
высоте экономически не оправдано, поэтому рич-траки как правило,
применяются при работе со стеллажами выше 7 метров. Иногда встречаются
варианты применения легких моделей с высотой подъема около 5 метров.
Это может быть оправдано для обеспечения специальных условий работы
, необходимой грузоподъёмности или скорости работы.
Рич-траки выпускаются во множестве модификаций; фактически стандартом
класса стала двойная телескопическая мачта со свободным подъемом
и интегрированный сайдшифт (боковое смещение вил). По аналогии с
погрузчиками обязательно присутствует наклон мачты, но при высотах
подъема свыше 9 метров вместо этого применяется наклон вил. Кроме
того, у каждого производителя есть своя "изюминка" в конструкции,
поэтому выбор машины дело непростое и требует тесного общения с
компетентным специалистом.