Подходы к управлению складскими запасами уже не раз обсуждались
на страницах «Еженедельника АПТЕКА». Сегодня предлагаем вашему вниманию
вторую часть статьи заместителя генерального директора компании
«Ацинус» (Кировоград) Сергея Беседы, (первая часть опубликована
в № 50 (371) от 23 декабря 2002
г.), подготовленную по материалам его выступления на II конференции
«Дистрибьюция в фармацевтике: стратегии успеха», которая состоялась
в Киеве в середине ноября 2002 г. Фирма «Ацинус» организована в
1996 г., ее аптечная сеть насчитывает 25 торговых точек и является
одной из крупнейших в Кировоградской области.
В ассортименте аптечной сети фирмы
"Ацинус" преобладают препараты рецептурной
группы, так как 75% торговых точек находятся на
территории лечебных учреждений. Ассортимент
лекарственных средств в торговых точках не
отличается большим разнообразием, в то же время
стоимость одной покупки в среднем более высокая,
чем в торговых точках, расположенных вне
лечебных учреждений. Для снабжения аптек фирма
"Ацинус" использует радиальную схему - поставки
осуществляются с центрального склада.
Прежде чем выбрать методику
пополнения и формирования складских запасов,
были проанализированы логистические данные в
целом по фирме. Согласно результатам
исследования, 80% дохода обеспечивают 408
наименований препаратов, что составляет 23%
ассортимента, остальные 20% дохода поступают от
продаж 1402 препаратов (по состоянию на апрель 2002
г.) (рис. 1). Кроме того, было определено, какой
доход дают препараты в зависимости от их
стоимости, а также какова полнота ассортимента в
разных ценовых категориях. Как оказалось, 72%
ассортимента составляют лекарственные средства,
относящиеся к ценовой категории 1-20 грн., и эта же
ценовая категория обеспечивает 67% дохода (рис. 2).
Рис 1. Распределение ассортимента по признаку доходности
Рис. 2. Распределение дохода в зависимости от
цены препарата (2002 г.)
Эту тенденцию подтверждает распределение количества покупателей
в зависимости от ценовой категории товара (рис. 3). Исследование
проводилось в течение 2002 г. в аптеке № 3 фирмы "Ацинус", которая
расположена в центре города; было проанализировано свыше 35 тыс.
фактов совершения покупки.
Рис. 3. Распределение количества покупателей
в зависимости от ценовой категории товара.
За 4 месяца было реализовано 2239 наименований лекарственных средств.
Из них постоянно ежемесячно продавали 1068 позиций (подвижный слой),
1 раз в 4 месяца - 539 (малоподвижный), 3 раза - 287 позиций
(умеренный слой), 2 раза - 345 (слабоподвижный) (рис. 4). Это свидетельствует
о неодинаковой подвижности медикаментов: одни продаются быстрее,
другие - медленнее.
Рис 4. Подвижность ассортимента/слоев (за 4 месяца
2002 г.)
Исходя из этого, был сделан вывод о том, что нет необходимости
обеспечивать наличие на складе полного ассортимента медикаментов,
а только "подвижного слоя", так как приобретение и хранение дополнительного
товара (редко продаваемых медикаментов) приводит к отвлечению оборотных
средств и увеличению издержек. Поэтому самые "ходовые" препараты
хранятся на складе (в объеме 7 дневных запасов), а остальные фирма
приобретает по мере необходимости. По данным за апрель 2002 г.,
на складе постоянно обеспечивалось наличие 1176 позиций (из 1810
наименований), а 634 - закупали по мере потребности (рис. 5). В
апреле соотношение остаток на складе/месячный оборот составило 1:4,7,
а в среднем в 2002 г. склад "оборачивался" 3,97 раза в месяц.
Рис. 5. Контролируемый ассортимент (апрель 2002
г.)
В 1999 г. специалисты фирмы "Ацинус" разработали программу, позволяющую
контролировать складские запасы и их пополнение. Программой предусмотрено
отслеживание наличия товара на складе (в процентном и количественном
соотношении), темпа продаж (за текущий и предыдущий период), определение
оптимального количества товарных позиций при формировании заказа,
а также время, количество поступившего товара и фирму-поставщика.
Медикаменты заказываем из расчета на 7 дней (в апреле 2002 г.).
Формирование заказа из расчета на 7 дней объясняется тем,
что в Кировограде нет оптового склада медикаментов с широким ассортиментом
и в среднем время доставки товара составляет 3 дня, плюс страховочный
запас времени. Попытки формирования заказа из расчета на 4 дня привели
к увеличению дефектуры.
Заказывая товар, анализируем предложения поставщиков, имеющихся
в базе данных фирмы "Ацинус", которая формируется ежедневно из прайс-листов,
получаемых по электронной почте. По критерию "ценовая привлекательность"
были проанализированы прайс-листы трех крупных оптовых дистрибьюторов,
в ассортименте которых свыше 2300 наименований лекарственных средств.
У каждого из них средние цены отличались на 0,5-1%. Если закупать
препараты у этих дистрибьюторов дифференцированно, то можно израсходовать
на 5% меньше, чем если закупать медикаменты у самого "недорогого"
из них. В то же время, согласно результатам анализа ценовой привлекательности
20 самых "ходовых" препаратов, в 34 оптовых фирмах разница между
самым "дорогим" и самым "дешевым" предложением в среднем составляет
22,5%.
Такой подход к управлению товарными запасами позволяет заказывать
в день в среднем по 290 наименований лекарственных препаратов. Максимальный
заказ, отработанный за день, составил 665 позиций (13.02.2002 г.).
Динамика объемов заказов в день (за апрель 2002 г.) приведена на
рис. 6.
Рис. 6. Количество товарных позиций, заказанных
в течение апреля 2002 г.
Сергей Беседа, заместитель генерального директора фирмы "Ацинус"