Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Складская логистика

 

Двенадцать шагов к безопасному складу


Источник: «Склад и Техника» №2/2006


"Безопасность начинается с тебя" - этот банальный слоган часто служит отправной точкой при создании программ безопасности труда на складах. Однако не все специалисты, отвечающие за здоровье работников предприятий, с ним согласны. Во всяком случае, Национальный комитет по охране труда и здоровья США, считая этот лозунг довольно эффектным и хорошо запоминающимся по форме, категорически не согласен с его содержанием. По мнению инспекторов Комитета, безопасность не может начинаться с работника - обеспечить ее прежде всего должен сам работодатель. Руководители предприятий просто обязаны позаботиться о соответствующих учебных программах, культуре производства и создании обстановки, в которой труд человека был бы безопасным.
Безопасность труда

К сожалению, работодатели далеко не всегда уделяют мерам по безопасности труда должное внимание, находя этому множество оправданий. Кто-то жалуется, что ему не хватает на это времени или возможностей, другие просто пытаются сэкономить на здоровье подчиненных. При этом не учитывается, что в долгосрочной перспективе создание безопасной рабочей среды экономически выгодно, так как позволяет уменьшить количество невыходов на работу по болезни и из-за травм и ущерб, наносимый помещениям и оборудованию, а значит, снизить время простоев. При безаварийной безопасной работе улучшается и настроение отдельных людей, и атмосфера в коллективе в целом. Как результат повышается производительность. Чтобы добиться этого, совсем не обязательно вкладывать огромные средства. Приведем несколько очень простых практических рекомендаций по безопасности труда, которые, по утверждению экспертов Комитета по охране труда и здоровья США, без особых временны'х и материальных затрат может осуществить руководитель любого складского хозяйства.

Позаботимся об эргономике

Поскольку часть работ практически на любом складе все еще неизбежно выполняется вручную, одной из наиболее распространенных причин травматизма персонала, занятого на погрузочных работах, является травмирование в результате неудовлетворительной эргономики. Как считают специалисты, по степени тяжести такого рода травмы требуют больше всего средств и времени для восстановления работоспособности. Одна из самых простых мер, которую может предпринять любой руководитель складского комплекса, - постоянно и настойчиво пропагандировать и внедрять в практику приемы безопасного подъема грузов вручную. Это значит, что при подъеме тяжести рабочие должны держать спину прямо, груз - как можно ближе к телу и не поднимать, не тянуть и не толкать груз, находящийся выше плеч. Не следует поворачивать только верхнюю часть туловища - это следует делать сразу всем телом.

Не влезать в кузов грузовика без ведома водителя

Тяжелый несчастный случай может произойти в тот период времени, когда работники склада закончили погрузку автомобиля, а водитель еще не сел за руль, чтобы выехать из ворот. Известно немало случаев, когда грузчики залезали в кузов после окончания погрузки в то время, когда водитель оформлял документы в офисе. Вернувшись, водитель немедленно заводил двигатель и трогался с места, не поинтересовавшись, есть ли кто-нибудь в кузове. Люди выпадали из кузова и сильно травмировались. Есть два способа предотвратить такие трагедии: вешать цепь или табличку "Не входить" на кузов или двери фургона, указывающую, что работы закончены и доступ к грузу прекращен, либо забирать ключи у водителя и возвращать их только после того, как он оформит документы на вывоз и убедится в готовности автомобиля к рейсу.

Размечать площади склада

Разметка, т. е. нанесенные краской или обозначенные лентой границы участков склада, отведенных для различных работ, поможет избежать производственных травм. Разметка никогда не будет лишней, поскольку вносит порядок и дисциплину в складские работы, позволяя, например, отделить участки, по которым ездит погрузочный транспорт, от зон комплектации. Четкое обозначение производственных участков позволяет однозначно указать, где именно следует выполнять те или иные работы. Поскольку каждый день на складе производятся одни и те же операции, его площадь не должна быть похожа на огромный рабочий стол, где каждый "пристраивается" там, где найдет свободное место.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Правильно разработанная программа повышения уровня техники безопасности должна основываться на эффективном обучении. В целом ряде американских компаний все вновь поступившие сотрудники проходят обязательное обучение в течение 3...5 дней или подробный инструктаж перед тем, как приступить к работе на складе. Затем их прикрепляют к опытным работникам, которые учат новых сотрудников всем секретам и тонкостям складских работ. Однако ограничиваться обучением исключительно одних новичков нельзя: надо постоянно повышать квалификацию всего персонала. Не следует принимать в расчет никаких отговорок опытных работников, не желающих проходить обучение, хотя бы для того, чтобы они не подавали дурной пример другим.

Как сделать учебу интересной для тех, кто думает, что все это они уже слышали раньше? Специалисты считают, что для этого она должна быть как можно более привязанной к реальной практике и наглядной. Первую половину занятия рекомендуется занять рассказом на выбранную тему, а вторую слушатели, разбившись на небольшие группы, обсуждают материал, задают и отвечают на вопросы, выполняют практические задания, чтобы лучше закрепить и усвоить услышанное. Рекомендуется проводить также контрольные работы или даже экзамены перед обучением и после него, чтобы оценить эффективность программы.

Обучение без исключений

Никто не сомневается, что операторы вилочных погрузчиков также должны проходить соответствующее обязательное обучение. Понятно, что оно будет полезней и эффективней, если проводится на погрузчиках тех же марок и моделей, на которых им предстоит работать.
Но обучать следует не только водителей. Необходимо проинструктировать всех, кто работает с ними в тесном контакте. Недостаточно просто предупредить работников, занимающихся подбором заказов, и других служащих, которые ходят по складу, об осторожности при работе возле погрузчиков или другой подъемно-транспортной техники и вблизи трасс движения. Чтобы сделать труд менее опасным, следует разделить зоны их работы. Если товары отгружаются и доставляются по одному и тому же проходу, лучше выделить для каждой операции отдельное время.

Не следует забывать об обучении правилам охраны труда и руководителей высшего звена. Эксперты по охране труда установили, что многие представители администрации никогда не обучались технике профессиональной безопасности и охраны здоровья, поэтому они могут даже не подозревать о том, насколько важно знать самые элементарные правила в этой области. Часто убедить их изменить свое мнение могут лишь наглядные доказательства того, как правильно организованная охрана труда помогает достичь успеха в бизнесе. "Выясните, как они представляют себе цели своей деятельности и что является для них критерием успеха, потому что не всегда это только деньги, - рекомендуют специалисты, - и тогда вы сможете выбрать правильные аргументы, которые поймут и примут руководители предприятия".

Выполняйте правила

По оценкам, приблизительно половина аварий и несчастных случаев происходит с участием сотрудников, которые не выполняли установленных правил, стандартов и норм. Если такое произошло, нельзя оставлять это без внимания: необходимо организовать обучение и принять другие меры, которое помогут исправить ситуацию и предотвратить возможности ее повторения в будущем. Специалисты рекомендуют ввести программу постепенно ужесточающихся мер дисциплинарной ответственности, если персонал продолжает нарушать правила техники безопасности. После того как работники уяснили правила безопасности, до них следует довести, что строгое их выполнение является непременным условием их работы. Соблюдение техники безопасности ни в коем случае не должно быть заботой только руководителей. В этом должен быть заинтересован каждый работник, потому что, если он не надел защитные очки, когда это требуется, если он работает с электропроводкой, не отключив напряжения, если слишком быстро мчится на погрузчике по узким проходам, не подавая звукового сигнала, наказание последует неотвратимо и он самое малое получит взыскание.

Премировать за безаварийную работу

Другим способом заинтересовать работников в соблюдении правил техники безопасности является денежное поощрение. В некоторых американских компаниях бригада не получает премии за тот день, когда случилась авария, даже если отгрузка выполнена успешно. Соблюдение правил безопасности учитывают при оценке эффективности работы служащих. Этим занимаются все руководители вплоть до бригадиров.

Назначьте ответственного

Еще одним эффективным способом повышения дисциплины и техники безопасности является поощрение докладов работников о нарушениях. В американских компаниях принято наделять некоторых работников правом останавливать работу, если техника безопасности нарушается. "Были случаи, когда назначенные работники останавливали производственные линии или звонили мне посреди ночи, когда их хотели заставить вдвоем выполнять работу, которую должны делать три человека, - рассказывает специалист по охране труда. - В таких случаях к работе подключался и я, и начальник участка, чтобы не сорвать выполнение срочного заказа и соблюсти правила техники безопасности".

Рекомендуется применять систему анонимных докладов, опрашивать рабочих, не были ли они свидетелями фактов несоблюдения правил безопасности. Если человек, например, работает возле лужи масла, следует разъяснить ему, что его долг - своевременно доложить об этом руководству и добиться устранения этой потенциальной причины несчастного случая.

Когда "чуть-чуть" считается

Следует обращать внимание не только на несчастные случаи, которые привели к ущербу для здоровья и потере трудоспособности, но и на происшествия, когда несчастье чуть-чуть не случилось. Анализ этих событий позволит своевременно выявить опасные тенденции и предотвратить травмирование людей или повреждение оборудования.

Представленные в этой публикации статистические данные зарегистрированы только Национальной комиссией по охране труда и здоровья США и учитывают лишь травмы, приведшие к утрате трудоспособности, а поэтому не дают общей картины несчастных случаев на производстве. Например, по оценкам некоторых специалистов, 7...10% всех травм составляют легкие поражения глаз, но большая часть их не приводит к временной утрате трудоспособности и, следовательно, не попадает в статистику Комиссии.

Не ослаблять контроль

Специалисты рекомендуют проверять состояния техники безопасности и охраны труда на производстве еженедельно или ежемесячно. Однако можно организовать контроль и на более высоком уровне, а именно проводить непрерывный мониторинг состояния техники безопасности. Не обязательно создавать громоздкую формализованную систему с персональными карточками на каждого работника, достаточно постоянно следить за порядком на производстве. И вот что можно возразить тем руководителям, которые утверждают, что у них нет времени заниматься этим: "Достаточно всего лишь пары минут, чтобы остановиться и понаблюдать, как несколько грузчиков поднимают ящик. Так же просто, проходя по помещению, убедиться, что аварийные выходы свободны, а огнетушители не заставлены оборудованием или металлоконструкциями. Не требует большого времени и проверка других средств безопасности".

Найти "свежий взгляд"

В комиссию, проверяющую технику безопасности, полезно включить человека со стороны. Это не обязательно должен быть представитель профессиональной консультационной фирмы, достаточно пригласить работника склада, подобного вашему, например ближайшего соседа. Эта "свежая пара глаз" может заметить существующие или потенциальные проблемы, которые ускользают от внимания своих работников. Польза от такого взгляда со стороны очевидна, поэтому обычно договориться с родственным предприятием о сотрудничестве и взаимном обмене проверяющими специалистами бывает совсем несложно.

Зри в корень

Проводя расследование несчастного случая, не следует сосредоточиваться только на конкретном виновнике - необходимо выяснить его причину. Нам привели такой пример. Допустим, рабочий поскользнулся в луже на полу. Вместо того чтобы просто объявить причиной травмы неосторожность, постарайтесь узнать, почему эта лужа образовалась на полу. Откуда вытекла жидкость? Это вода из протекающей крыши? Если это действительно так, недостаточно просто вытереть воду: при следующем дожде она натечет снова. А может, жидкость вытекла из вилочного погрузчика? Тогда нужно пройти по проходам склада - где-то еще могут быть еще такие же лужи.

И наконец, специалисты предупреждают: нельзя наказывать работников лишь за то, что они получили производственную травму или болезнь, не проведя глубокого расследования. Даже если кто-то четыре раза подряд брал больничный лист из-за производственных травм, неправильно будет просто наказать его за неосторожность, а важно выяснить, что привело к этим несчастным случаям. Наоборот, следует подвергнуть наказанию или взысканию того, кто нарушил правила техники безопасности или сделал что-либо опасное, даже если при этом никто не пострадал.

Безопасность труда - это спокойствие в обществе

Разработка обширных программ охраны труда может потребовать значительного времени и сил, но эти усилия не пропадут даром: последствия отсутствия культуры техники безопасности на складе могут быть очень серьезными, гораздо больше, чем потеря заказов и клиентов. Серьезная авария вызывает "всплеск эмоций" в обществе: нарушается атмосфера в компании, в городе и даже в семьях. А настроение людей стоит дорого.



Несчастные случаи в складских комплексах США

(источник - Бюро статистики по охране труда США)

К сожалению, случаи нарушения техники безопасности на складах даже такой "продвинутой" в отношении складских технологий страны нередки. Ниже представлены статистические данные по несчастным случаям, зарегистрированным на складах общего пользования США, и краткий обзор их причин.

Общее число несчастных случаев, повлекших гибель людей (2002 г.) - 21.

Из них:

o связаны с транспортом - 19%;

o результат физического насилия и случаи насильственной смерти - 24%;

o связаны с падением - 14%;

o связаны с воздействием ядовитых веществ или неблагоприятных окружающих условий - 29%. (Общее число происшествий не равно 100%, так как из них исключены случаи, причины которых не были установлены достоверно.)

Зарегистрированные несчастные случаи на производстве, вызвавшие временную потерю трудоспособности, но не повлекшие гибели людей (2001 г.):

o растяжения связок и повреждения суставов - 2392;

o переломы - 539;

o порезы, разрывы мягких тканей, колотые раны - 290;

o ушибы, контузии - 545;

o тепловые ожоги - 54;

o химические ожоги - 140;

o множественные травмы разного типа - 229.

Источники поражения или травмирования:

o контейнеры - 1072;

o оборудование и вспомогательные детали, арматура - 158;

o машины и механизмы - 122;

o рабочие движения или положения - 594;

o транспортные средства - 994.

Воздействия, приведшие к несчастному случаю:

o удар, нанесенный объектом, - 458;

o удар об объект - 316;

o зацепление за объект, захват оборудованием - 288;

o падение с высоты - 277;

o перенапряжение при подъеме груза - 778;

o возникшие при транспортировке груза - 646.

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов




Предложение авторам статей и книг

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100