Думая о функциональных возможностях системы и ее использованием в
будущем нужно не забывать о ее гибкости. Если ваш бизнес изменится,
будет ли WMS-система продолжать поддерживать Ваши складские операции?
Насколько легким будет этот переход? Будет ли, например, успешно
реализована задача использования RFID-технологий, если это потребуется
в дальнейшем?
Представление о том, насколько гибкой является
система можно получить двумя способами: посмотреть уже работающее
решение на территории одного из заказчиков потенциального поставщика
или изучить работу отдельных функций системы на примере вашего
работающего склада (демоверсия скрипта). В ходе изучения работы
системы на складе заказчика, следует не только понять каким
образом решаются задачи по операциям аналогичным вашим, но и
нужно обратить внимание на способы реализации абсолютно иных
задач, которые не похожи на ваши. Задумываясь о будущем развитии вашего
склада важно задать вопрос поставщику WMS о возможности изменения
бизнес-процессов в будущем, сроках и стоимости таких работ. Все
это позволит получить полное представление о гибкости системы и
ее потенциале.
Немаловажным фактором в деле выбора системы управления складом
является знание WMS-поставщиком специфики вашей деятельности.
Наличие у поставщика опыта в решении задач автоматизации управления
складом в пивоваренной индустрии явилось решающим фактором для Baltic
Beverage Holding (BBH). Успешная работа уже автоматизированных производственных
складов пивоваренных компаний "Вена", "Славутич" и "Львовская пивоварня",
входящих в состав холдинга BBH, - определило выбор руководства
холдинга, которое в настоящее время рекомендует использовать данную
WMS-систему для автоматизации всех складов группы компаний BBH.
Выбирая систему управления складом, компании сейчас не просто
обращают внимание на функциональность WMS, они оценивают также возможность
системы к интеграции с корпоративной системой, а также и другими
использующимися в компании приложениями. Наличие в арсенале поставщика
WMS уже готовых шлюзов для интеграции системы управления складом
с корпоративной системой является одним из важных моментов, на которые
стоит обратить внимание. Это избавит от дополнительных затрат и
позволит сократить сроки внедрения. Поскольку в России большое количество
компаний используют в своей работе головные системы собственной
разработки, важно, чтобы поставщик WMS был готов к трудностям,
связанным с созданием интеграционного шлюза.
Автоматизация складского комплекса с помощью системы управления
складом - процесс долгий и сложный. В комплекс работ неизбежно будут
включены затраты, связанные с организацией технологии
деятельности склада. В результате стоимость самой системы будет
сравнительно невелика по сравнению с затратами на внедрение. Перед
покупкой WMS-системы рекомендуем четко определить в какой ценовой
категории должна находиться ваша система управления складом.
На Западе прослеживается тенденция падения стоимости систем
класса WMS, но, тем не менее, они до сих пор не дешевые. Так,
большинство зарубежных компаний ориентируются на проекты, стоимость
которых составляет 500 тыс.долл. и выше с учетом стоимости всех
лицензий на программное обеспечение, затрат на оборудование, интеграцию
и внедрение. При этом стоимость небольших проектов составляет около
200-300 тыс.долл.
В России стоимость проектов по автоматизации склад значительно
ниже, тем не менее, ценовой диапазон также довольно широк.
Например, при небольшом объеме операций и площади склада 4-5 тыс.
метров цена предложений варьируется от 50 до 200тыс.долл. Внедрение
полнофункциональной системы для такого склада должно уложиться в
диапазон от 100 до 200 тыс.долл.
Хочется обратить внимание на то, принимая решение о внедрении
системы стоимостью в 3 раза ниже средней, Вы должны понимать, чем
жертвуете. Поговорка "скупой платит дважды" актуальна и в нашем случае,
ведь стоимость системы может служить косвенным показателем наличия
требуемого функционала. Тем не менее, если ограничение ряда функций для
вас не столь важно - такой вариант должен устроить наилучшим образом.
Но главное, чтобы на этапе опытной эксплуатации вы не столкнулись с
ситуаций, когда в системе отсутствуют жизненно важные для вашего
бизнеса функции.
Безусловно, вас также волнует вопрос о том, с какими затратами
вы столкнетесь после установки системы. Целый ряд компаний-поставщиков
извлекает основную массу доходов уже после первоначальной продажи,
особенно это касается западных систем. Приобретение базовой
версии WMS-системы может показаться более выгодным по цене.
Однако, чтобы достигнуть конечной цели проекта автоматизации управления
складом и наилучшей адаптации ее под ваши потребности (вопросы
адаптации и гибкости системы были рассмотрены выше), в системе нужно
реализовать дополнительные изменения. Такие изменения, безусловно,
связаны с дополнительными затратами. Если вы используете систему
управления складом западного производства, будьте готовы к тому, что
затраты увеличатся в гораздо большем объеме, по сравнению с
предложениями российских поставщиков, ведь стоимость услуг западных
специалистов достаточно высока. Поэтому, принимая решение о выборе
системы управления складом, постарайтесь тщательно изучить политику
потенциального поставщика. Вам следует знать какие затраты ждут вас в
дальнейшем.
Если в процессе выбора системы управления складом вы
руководствуетесь только ценой - взвесьте все хорошо. Рекомендуем
оценить финансовую устойчивость поставщика и время работы на данном
рынке. Задумайтесь, вы можете выбрать решение, более привлекательное по
цене, потратите массу усилий на запуск системы, а в один прекрасный
момент компания-поставщик уйдет с рынка. Инвестиции в систему будут
напрасными, а вам придется вновь выбирать систему.
Безусловно, логистика является одним из важнейших направлений
деятельности компании и ее дальнейшего развития. Выбирая поставщика
WMS-системы, не стоит фокусироваться только на нуждах одной логистики.
Ваш потенциальный партнер должен обладать широтой мышления и быть
готовым давать рекомендации по стратегическому развитию вашей компании.
Помните, что приобретая сегодня WMS-решение, вы делаете выбор на
ближайшие 10-15 лет и от того насколько он будет правильным -
зависит успех вашей компании на рынке.