Складирование - это логистическая операция, заключающаяся в
содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая
сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное
обновление и безопасные методы работы.
Логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы
закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с
целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой
товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в
процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.
Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы
и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы,
применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов,
управление запасами или транспортировка. Обычно склад рассматривают как
место хранения запасов. Но во многих логистическихсистем ах роль его
заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов,
обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на
различного рода стыках между темпом и характером поступления этих
продуктов, с одной стороны, и потребления - с другой. На складах
выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные,
комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.
Объектом изучения логистики складирования являются
товарно-материальные ценности в процессе их складирования,
грузопереработки и упаковки.
К основным задачам логистики складирования относятся:
• размещение складской сети;
• складирование и подготовка груза к поставкам (производственные и другие услуги),
• управление товарными запасами;
• организация складских поставок.
В последнее время главным направлением развития складского
хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования
информационных технологий, что необходимо для удовлетворения растущих
требований потребителей к ассортименту и условиям поставок.
Совершенствование информационных технологий, автоматизация складского
процесса увеличивают гибкость, давая возможность складским операторам
быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в
самых разных условиях.
Таким образом, создание разветвленного и автоматизированного складского хозяйства направлено на:
• обеспечение ритмичности совместной работы, организованности и
оперативного взаимодействия различного рода производственных и
транспортных подразделений;
• демпфирование колебаний внутри производства;
• сглаживание неравномерности внешних поставок и организацию их получения и использования;
• накопление готовой продукции и организацию ее распределения в соответствии с фактическим поступлением заказов от клиентуры;
• обеспечение в течение времени хранения, поиска и выдачи
сохранности качества сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой
продукции;
• рациональное использование площадей, принадлежащих предприятиям и компаниям;
• снижение простоев транспортных средств, обеспечение гибкости в
выборе транспортных средств и определении объемов перевозок и, в
конечном счете, уменьшение транспортных расходов;
• снижение потребности в персонале, освобождение его от
выполнения большого объема погрузочно-разгрузочных работ в условиях
невысокого уровня организованности
При анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их
на разных уровнях иерархии: общегосударственном, региональном,
локальном и производственном.
На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы
имеют в значительной степени не технические, а экономические,
стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих
структурсистемы материально-технического снабжения производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны, определением числа складов, обеспечивающих обслуживание всей страны при бесперебойном снабжении клиентов, и т. д.
На региональном уровне значение складов велико в связи с
развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов,
в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы
по видам продукции производственно-технического назначения (для
снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам
товаров народного потребления (для снабжения населения).
На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и
работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт
промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы
промышленных предприятий и транспорта.
Важную роль играют склады на промышленных предприятиях
(производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию
основных процессов производства на предприятиях, размещение и работу
внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной
продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности
предприятий.
Основными причинами использования складов в логистической системе являются:
1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;
2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;
3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;
4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;
5) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;
6) увеличение географического охвата рынков сбыта;
7) обеспечение гибкой политики обслуживания.
Таким образом, складское хозяйство создается для приема
грузопотока с одними параметрами (размерными, качественными и
временными), его переработки и накопления и выдаче его с уже другими
параметрами потребителю. Эта процедура должна выполняться с наибольшей
экономической эффективностью. Проблемы, связанные с функционированием
складов, оказывают значительное влияние на оптимизацию движения
материальных потоков в логистической цепи и в конечном итоге на
совокупные издержки обращения.
Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися
колебаниями циклов производства, транспортировки и ее потребления.
Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и в конце
транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного
накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами
в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции
обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет
преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные
несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе
производства и потребления. Кроме операций складирования грузов, на
складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные,
разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные
перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции w т.
д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для
хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых
процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов
носит динамический стохастический характер ввиду неравномерности
перевозок грузов.
Следует иметь в виду: склады способствуют преобразованию
грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов
по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов,
времени отправки транспортных партий и т. д. В складскойсистем е
взаимодействуют материальные потоки, которые основаны на функциях
транспортировки (определяют движение материалов) и хранения (кроме
складирования осуществляются различные виды выравнивания потоков
товаров, проходящих через склад).