Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Транспортная логистика в сети Internet. Перспективы развития и проблемы

Зайцев Е.И. (СПбГИЭА, Россия) Нисканен И. (LUT, Финляндия)
Источник: ГУ ВШЭ

Сеть Internet и связанные с ней технологии продолжают активно и весьма эффективно вторгаться в сферу бизнеса, торговли, рекламы, производства. Свидетельством тому недавний коммерческий и финансовый успех известной на рынке интерактивных информационных услуг компании American On-Line (AOL), победившей в конкурентной борьбе представителей традиционных форм продажи информации через печатные издания, теле и радио каналы. Сегодня Internet - это современный рынок перспективной структуры с множеством коммерческих возможностей, новых эффективных способов продажи услуг. Благодаря высокой популярности сети и достигнутым успехам в Internet-Intranet-технологиях, развивается виртуальная информационно-консалтинговая и торговая сеть, в том числе на транспорте и в товарораспределении.

Логистические технологии немыслимы без интенсивного информационного обмена. Именно благодаря своевременно поступающей информации обеспечивается высокая точность, скорость и согласованность товарообращения в логистических цепях. Поэтому транспортная логистика, как современное научно-практическое направление в товарораспределении, также быстро осваивает эти технологии и по-своему обустраивается в сети. За сравнительно небольшой период времени, прошедший с момента начала "логистического бума" на мировом рынке транспортных и товарораспределительных услуг, картина логистического пространства Internet изменилась существенным образом. Причём не только за счёт количества страниц информационно-логистического содержания, но, главным образом, по причинам качественных, содержательных трансформаций логистически ориентированных сайтов. Если раньше в сети доминировали рекламные страницы американских транспортных компаний, на которых логистика, по сути, просто декларировалась, то теперь в достаточном количестве представлены организационные, справочные, проектные услуги. Причём нередко - в интерактивном исполнении. Так, в сети совершенно естественно появились специальные службы по проектированию логистических цепей и каналов доставки товаров (www.miebach.com), информационно-аналитические центры и базы бизнес-партнёров (www.baltics.ru, www.publico.fi), службы поиска, продажи и аренды транспортной техники и оборудования (www.zunderttrucks.com, www.volvo.com), прототипы виртуальных экспедиторских служб (www.teleroute.com), интерактивные планировщики маршрутов перевозки (www.autoroute.com, www.autotransinfo.ru), юридические и таможенные консультации (www.gtk.ru). Уже сегодня, благодаря организованным видеоокнам (www.tieh.fi), диспетчер транспортной компании имеет возможность наблюдать за ситуацией на пограничных переходах Финляндия-Россия, а владелец груза может контролировать его транспортировку по запросам (www.traxon.com/dlh.htm). Подобные проекты удачно дополняют реализуемую финской и российской сторонами международную логистико-телематическую программу TEDIM (www.tedim.com).

Для сети Internet характерно и оперативное отражение особенностей динамично развивающейся концепции логистики на рынке товарораспределительных услуг. Отражение, диктуемое требованием времени и всё возрастающим спросом на виртуальные логистические услуги. Благодаря активному информационному обмену в сети, логистика всё теснее связывается и всё чаще ассоциируется с разработкой сложных проектов доставки-распределения товаров, ресурсов. Начинают создаваться центры по разработке и продаже таких проектов. Причём предметная область проекта может быть совершенно разной - от разработки системы управления транспортно-экспедиторской компанией (www.shercargo.ru, www.argussoft.ru) до организации выставки в другой стране, на другом континенте (www.twiglobal.com). Иными словами, публикации в сети Internet свидетельствуют о начале нового этапа в развитии логистики и транспортной логистики, в частности. Этот этап характеризуется не только широким использованием на практике Internet-Intranet-технологий (www.sap.com), но и активизацией исследований в области логистического проектирования (Logistics Project, Logistics Engineering - tli.isye.gatech.edu, www.klm.com, www.elitelog.com, www.miebach.com), реновации (Logistics Renovations, Logistics Reengineering - www.amdahl.com) и интерактивного обеспечения логистических цепей (Logistics Environment, Acquisition Logistics Engineering - www.ale.com, www.htsc.com). Возможно, одним из наиболее удачных обобщений новых, формирующихся направлений в логистике с традиционными является макровременная концепция жизненного цикла логистической цепи (рис.1). Концепция, базирующаяся на методологии CALS - Continuous Acquisitions and Life cycle Support (www.cals.ru, www.cals.nato.be), и представляющая собой, по сути, реализацию системного подхода в логистике.

Несомненно, что общая схема требует региональной, отраслевой либо узко-производственной (например, транспортно-экспедиторской) конкретизации. В частности, отличительной особенностью нынешнего периода развития практической транспортной логистики является усложнение Logistics Environment (рис.1) за счёт активизации деятельности интерактивных Internet-служб. Функциональная и структурная сложность современных транспортно-логистических сетей обусловливают особые требования к объёмам, качеству и скорости передачи и обработки информации. Эти требования удовлетворяются путём внедрения электронного документооборота (EDI) на локальном и глобальном (www.tedim.com, www.editrans.ru) уровнях, а также за счёт существенного расширения специализированного информационно-организационного сервиса в сети Internet. Сегодня процесс накопления транспортно-логистических ресурсов в сети достиг уровня, позволяющего говорить о возможности формирования коммерческих и условно-коммерческих виртуальных логистических центров (VLC - Virtual Logistics Center) с функциями электронного маркетинга, консалтинга и фрахта. Последующая интеграция VLC с информационными службами официальных организаций и транспортных ассоциаций позволит в конечном итоге сформировать в сети Internet логически единое транспортно-логистическое информационно пространство.

В то же время, с появлением новых направлений в логистике, расширением и усложнением логистического пространства в сети Internet возникает ряд серьёзных проблем практического характера. Прежде всего, существенно затрудняется поиск нужных ресурсов в сети. И если раньше эта проблема была связана с недостатком сетевых ресурсов, то теперь, зачастую, с избыточностью несущественной информации, зашумленностью сети и усложнением доступа к нужным данным и услугам. Очевидно, это проявление синергетических эффектов в открытых информационных системах, требующее серьёзного осмысления и разработки новых технологий активной работы в них. Применительно к сети Internet, такая технология может базироваться на проблемной или проблемно-тематической Internet-локализации. Под Internet-локализацией в логистике понимается интеграция логистических и информационно-логистических ресурсов сети в специальные проблемно-ориентированные ссылочно-аннотационные базы или тематические каталоги, размещаемые на страницах коммерческих или условно коммерческих VLC. Работоспособность и эффективность такой технологии будет обеспечиваться политикой актуализации баз, наличием качественных информационных каналов и профессионализмом логистиков-аналитиков из группы обеспечения центра. Примером простейшей реализации этой технологии является размещённая в российском логистическом Internet-кольце справочная система для транспортников "Инфотранс" (www.logistics.ru).

Другой серьёзной и уже актуальной для практической логистики проблемой является обеспечение надёжности и гарантий в коммерческих сетевых операциях. Вообще проблема правового регулирования интерактивных отношений в сети Internet может оказаться определяющей для перспективы активного коммерческого использования этой технологии в логистике и на транспорте. Особенно в системах электронного фрахта, приобретения техники, планирования, внешнего документооборота и платежей. Имеющаяся практика свидетельствует о не всегда добросовестном отношении клиентов открытых виртуальных служб и партнёров по фрахтовым операциям к обязательствам. В силу неразвитости систем коммерческой безопасности и правовой базы в этой сфере деятельности, пострадавшие могут прибегать порой к весьма острым и не бесспорным формам защиты. В частности, практикуется публикация "чёрных" списков недобросовестных, по мнению пострадавших, партнёров, отказ нарушителям в регистрации на сайте и другое (www.cargo.ru). Возможно, плодотворным может оказаться развиваемая компанией "Кодекс" практика публикаций в сети Internet разборов арбитражных споров с комментариями специалистов (www.kodeks.ru).

 

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100