Сеть Internet и связанные с ней технологии продолжают активно
и весьма эффективно вторгаться в сферу бизнеса, торговли, рекламы,
производства. Свидетельством тому недавний коммерческий и финансовый
успех известной на рынке интерактивных информационных услуг компании
American On-Line (AOL), победившей в конкурентной борьбе представителей
традиционных форм продажи информации через печатные издания, теле
и радио каналы. Сегодня Internet - это современный рынок перспективной
структуры с множеством коммерческих возможностей, новых эффективных
способов продажи услуг. Благодаря высокой популярности сети и достигнутым
успехам в Internet-Intranet-технологиях, развивается виртуальная
информационно-консалтинговая и торговая сеть, в том числе на транспорте
и в товарораспределении.
Логистические технологии немыслимы без интенсивного информационного
обмена. Именно благодаря своевременно поступающей информации обеспечивается
высокая точность, скорость и согласованность товарообращения в логистических
цепях. Поэтому транспортная логистика, как современное научно-практическое
направление в товарораспределении, также быстро осваивает эти технологии
и по-своему обустраивается в сети. За сравнительно небольшой период
времени, прошедший с момента начала "логистического бума" на мировом
рынке транспортных и товарораспределительных услуг, картина логистического
пространства Internet изменилась существенным образом. Причём не
только за счёт количества страниц информационно-логистического содержания,
но, главным образом, по причинам качественных, содержательных трансформаций
логистически ориентированных сайтов. Если раньше в сети доминировали
рекламные страницы американских транспортных компаний, на которых
логистика, по сути, просто декларировалась, то теперь в достаточном
количестве представлены организационные, справочные, проектные услуги.
Причём нередко - в интерактивном исполнении. Так, в сети совершенно
естественно появились специальные службы по проектированию логистических
цепей и каналов доставки товаров (www.miebach.com), информационно-аналитические
центры и базы бизнес-партнёров (www.baltics.ru, www.publico.fi),
службы поиска, продажи и аренды транспортной техники и оборудования
(www.zunderttrucks.com, www.volvo.com), прототипы виртуальных экспедиторских
служб (www.teleroute.com), интерактивные планировщики маршрутов
перевозки (www.autoroute.com, www.autotransinfo.ru), юридические
и таможенные консультации (www.gtk.ru). Уже сегодня, благодаря организованным
видеоокнам (www.tieh.fi), диспетчер транспортной компании имеет
возможность наблюдать за ситуацией на пограничных переходах Финляндия-Россия,
а владелец груза может контролировать его транспортировку по запросам
(www.traxon.com/dlh.htm). Подобные проекты удачно дополняют реализуемую
финской и российской сторонами международную логистико-телематическую
программу TEDIM (www.tedim.com).
Для сети Internet характерно и оперативное отражение особенностей
динамично развивающейся концепции логистики на рынке товарораспределительных
услуг. Отражение, диктуемое требованием времени и всё возрастающим
спросом на виртуальные логистические услуги. Благодаря активному
информационному обмену в сети, логистика всё теснее связывается
и всё чаще ассоциируется с разработкой сложных проектов доставки-распределения
товаров, ресурсов. Начинают создаваться центры по разработке и продаже
таких проектов. Причём предметная область проекта может быть совершенно
разной - от разработки системы управления транспортно-экспедиторской
компанией (www.shercargo.ru, www.argussoft.ru) до организации выставки
в другой стране, на другом континенте (www.twiglobal.com). Иными
словами, публикации в сети Internet свидетельствуют о начале нового
этапа в развитии логистики и транспортной логистики, в частности.
Этот этап характеризуется не только широким использованием на практике
Internet-Intranet-технологий (www.sap.com), но и активизацией исследований
в области логистического проектирования (Logistics Project, Logistics
Engineering - tli.isye.gatech.edu, www.klm.com, www.elitelog.com,
www.miebach.com), реновации (Logistics Renovations, Logistics Reengineering
- www.amdahl.com) и интерактивного обеспечения логистических цепей
(Logistics Environment, Acquisition Logistics Engineering - www.ale.com,
www.htsc.com). Возможно, одним из наиболее удачных обобщений новых,
формирующихся направлений в логистике с традиционными является макровременная
концепция жизненного цикла логистической цепи (рис.1). Концепция,
базирующаяся на методологии CALS - Continuous Acquisitions and Life
cycle Support (www.cals.ru, www.cals.nato.be), и представляющая
собой, по сути, реализацию системного подхода в логистике.
Несомненно, что общая схема требует региональной, отраслевой либо
узко-производственной (например, транспортно-экспедиторской) конкретизации.
В частности, отличительной особенностью нынешнего периода развития
практической транспортной логистики является усложнение Logistics
Environment (рис.1) за счёт активизации деятельности интерактивных
Internet-служб. Функциональная и структурная сложность современных
транспортно-логистических сетей обусловливают особые требования
к объёмам, качеству и скорости передачи и обработки информации.
Эти требования удовлетворяются путём внедрения электронного документооборота
(EDI) на локальном и глобальном (www.tedim.com, www.editrans.ru)
уровнях, а также за счёт существенного расширения специализированного
информационно-организационного сервиса в сети Internet. Сегодня
процесс накопления транспортно-логистических ресурсов в сети достиг
уровня, позволяющего говорить о возможности формирования коммерческих
и условно-коммерческих виртуальных логистических центров (VLC -
Virtual Logistics Center) с функциями электронного маркетинга, консалтинга
и фрахта. Последующая интеграция VLC с информационными службами
официальных организаций и транспортных ассоциаций позволит в конечном
итоге сформировать в сети Internet логически единое транспортно-логистическое
информационно пространство.
В то же время, с появлением новых направлений в логистике, расширением
и усложнением логистического пространства в сети Internet возникает
ряд серьёзных проблем практического характера. Прежде всего, существенно
затрудняется поиск нужных ресурсов в сети. И если раньше эта проблема
была связана с недостатком сетевых ресурсов, то теперь, зачастую,
с избыточностью несущественной информации, зашумленностью сети и
усложнением доступа к нужным данным и услугам. Очевидно, это проявление
синергетических эффектов в открытых информационных системах, требующее
серьёзного осмысления и разработки новых технологий активной работы
в них. Применительно к сети Internet, такая технология может базироваться
на проблемной или проблемно-тематической Internet-локализации. Под
Internet-локализацией в логистике понимается интеграция логистических
и информационно-логистических ресурсов сети в специальные проблемно-ориентированные
ссылочно-аннотационные базы или тематические каталоги, размещаемые
на страницах коммерческих или условно коммерческих VLC. Работоспособность
и эффективность такой технологии будет обеспечиваться политикой
актуализации баз, наличием качественных информационных каналов и
профессионализмом логистиков-аналитиков из группы обеспечения центра.
Примером простейшей реализации этой технологии является размещённая
в российском логистическом Internet-кольце справочная система для
транспортников "Инфотранс" (www.logistics.ru).
Другой серьёзной и уже актуальной для практической логистики проблемой
является обеспечение надёжности и гарантий в коммерческих сетевых
операциях. Вообще проблема правового регулирования интерактивных
отношений в сети Internet может оказаться определяющей для перспективы
активного коммерческого использования этой технологии в логистике
и на транспорте. Особенно в системах электронного фрахта, приобретения
техники, планирования, внешнего документооборота и платежей. Имеющаяся
практика свидетельствует о не всегда добросовестном отношении клиентов
открытых виртуальных служб и партнёров по фрахтовым операциям к
обязательствам. В силу неразвитости систем коммерческой безопасности
и правовой базы в этой сфере деятельности, пострадавшие могут прибегать
порой к весьма острым и не бесспорным формам защиты. В частности,
практикуется публикация "чёрных" списков недобросовестных, по мнению
пострадавших, партнёров, отказ нарушителям в регистрации на сайте
и другое (www.cargo.ru). Возможно, плодотворным может оказаться
развиваемая компанией "Кодекс" практика публикаций в сети Internet
разборов арбитражных споров с комментариями специалистов (www.kodeks.ru).