Роль транспорта в
повышении конкурентоспособности
российской экономики очевидна. Без
устойчивой работы транспортной системы
и, в первую очередь, без опережающего
развития транспортной инфраструктуры,
новых эффективных схем доставки товаров
невозможно достичь гарантированной
доступности транспортных услуг для всех
потребителей и снижения риска
хозяйственной деятельности.
В настоящее время
транспорт оказывает заметное влияние на
экономическое развитие страны.
Транспорт обеспечивает получение около
8% ВВП. Транспортная составляющая в
стоимости продукции промышленности и
сельского хозяйства оценивается
величиной порядка 15-20%. На транспорте
занято свыше 3,2 млн. человек, что
составляет 4,6% работающего населения.
Благоприятные
тенденции в развитии транспорта
проявляются в снижении
транспортоемкости, являющейся мерой "пространственной"
эффективности его функционирования, и
повышении подвижности населения.
При этом главные
функции транспортной системы остаются
неизменными: транспорт обеспечивает
единство национальных товарных рынков,
взаимосвязь регионов, подвижность
граждан. Масштабы, направления и
стратегия его развития должны быть
подчинены сценариям социально-экономического
развития страны в целом. Нельзя
допустить, чтобы транспорт стал
фактором, сдерживающим экономический
рост.
Опережающее развитие
транспортной системы по сравнению с
другими отраслями экономики - такой
подход стал закономерным отражением
перемен, происходящих в России.
Задачи развития
транспортной системы на современном
этапе развития экономики должны быть
непосредственно нацелены на реализацию
социально-экономических и
геополитических приоритетов
государства
Развитие единого
экономического пространства, ускорение
товародвижения, снижение удельных
транспортных издержек в экономике
возможны на основе создания в стране
опорной транспортной сети без разрывов
и "узких мест", ликвидации
административных барьеров в системе
товародвижения, ликвидации
диспропорций в развитии транспортной
системы между отдельными регионами.
Обеспечение
транспортной доступности на уровне,
гарантирующем социальную стабильность,
развитие межрегиональных связей и
национального рынка труда возможно на
основе повышения надежности и
доступности услуг магистрального
пассажирского транспорта.
Нарастающая
автомобилизация страны требует
системных мер, направленных на
ограничение ее негативных последствий
для общества, при максимально возможной
реализации ее преимуществ и выгод.
Интеграция России в
мировую экономику и диверсификация
внешней торговли требуют адекватной
перестройки транспортной
инфраструктуры, реализации потенциала
России как транзитной державы,
повышения конкурентоспособности
отечественных перевозчиков и развития
экспорта транспортных услуг.
Изменение
геополитической ситуации и
позиционирования России в мировом
сообществе выдвигают новые требования к
транспорту как к элементу системы
национальной безопасности.
Традиционный
императив безопасности транспортного
процесса дополняется требованием
обеспечения антитеррористической
безопасности на транспорте.
Ответственность
перед будущими поколениями за
сохранение природных ресурсов и
улучшение условий жизни требует
построения транспортной политики на
основе принципов устойчивого развития.