Логистика как научно-практическое направление, охватывающее
широкий диапазон бизнес-деятельности, завоевала прочные позиции в системе
мирохозяйственных связей. В качестве приоритетной зарекомендовала себя
концепция интегрированной логистики, основанная на консолидации участников
системы грузо- и товародвижения для обеспечения непрерывности и бесперебойности
товароматериальных и сопутствующих им информационных, сервисных и финансовых
потоков на внутрифирменном, региональном, межрегиональном, отраслевом и
международном уровнях.
Опыт развитых капиталистических стран показывает:
использование логистических систем ведет к сокращению транспортных расходов на
7-20%. Затраты на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных
ресурсов и готовой продукции уменьшаются на 15-30%; общие логистические
издержки на 12-35%. Ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20-40%.
Запасы ресурсов и готовой продукции снижаются на 50-100%. Словом, игра стоит
свеч.
Становление рыночных отношений в России настоятельно требует
формирования транспортно-логистической инфраструктуры. Ее основополагающими,
системообразующими элементами должны стать транспортные узлы, магистральные и
местные пути сообщения, контейнерные и грузоперерабатывающие терминалы, мультимодальные
транспортно-логистические центры (МТЛЦ).
Под Мультимодальным Транспортно-Логистическим Центром
понимается многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в общесетевых
транспортных узлах. Комплекс выполняет функции логистического транспортно-распределительного
центра, обеспечивает: координацию и взаимодействие различных видов транспорта;
погрузо-разгрузочные работы; перевалку грузов, их краткосрочное и длительное
хранение; грузопереработку; необходимые таможенные процедуры; экспедирование и
переадресовку грузов; доставку грузов клиентам по технологии "от двери до
двери" и " точно в срок"; полный комплекс сервисных и коммерчески-деловых
услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное,
консалтингово-аналитическое и другие виды транспортно-логистического сервиса.
За счет интеграции товароматериальных, информационных, финансовых и сервисных
потоков достигается максимальный синергетический эффект.
В крупных общесетевых узлах федерального и международного
уровня, таких как Московский, Ленинградский (Санкт-Петербург), Краснодарский,
Новосибирский, Горьковский (Нижний Новгород), Свердловский (Екатеринбург),
Красноярский, Иркутский, Хабаровский, целесообразно создание сети региональных
терминалов и транспортно-логистических центров, объединенных в региональные
интегрированные транспортно-логистические системы (РТЛС) на основе формирования
единой системы организационно-экономического, финансового, информационного,
нормативно-правового, а также научно-технического и кадрового обеспечения
управления региональной системой грузо- и товаропродвижения. На рисунке 1
представлена принципиальная схема развития и размещения на территории России, в
зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам (МТК),
системы МТЛЦ федерального, регионального и территориального ранга.
С позиции системного подхода региональная
транспортно-логистическая система рассматривается в качестве компонента
глобальной (национальной, мировой) макрологической системы, имеющего
самодостаточную логистическую инфраструктуру и участвующего в национальном и
международном разделении труда.
В настоящее время в стадии формирования находятся
региональные транспортно-логистические системы в Северо-Западном
(Санкт-Петербург), Центральном (Москва и Московская область), Южном
(Ростов-на-Дону и Краснодар), Поволжском (Нижний Новгород, Самара и Астрахань)
и Уральском (Екатеринбург) федеральных округах.
Большие перспективы для создания в общесетевых транспортных
узлах МТЛЦ и формирования на их основе региональных и межрегиональных
транспортно-логистических систем имеются в регионах Сибири и Дальнего Востока,
учитывая их геополитическое значение как естественного транспортного моста
между государствами Европы, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной
Америкой.
В качестве первоочередных мест дислокации крупных
мультимодальных транспортно-логистических центров, предлагаемых к созданию в
Сибири и на Дальнем Востоке, могут рассматриваться Новосибирский, Омский,
Томский, Красноярский, Иркутский, Читинский, Хабаровский и Владивосток кий
транспортные узлы.
Наиболее продвинутыми на сегодняшний день являются проект
развития Новосибирского мультимодального транспортного узла, а также концепция
создания транспортно-логистических центров в Иркутской области и форсирования
на их базе Иркутской региональной транспортно-логистической системы (ИРТЛС).
По предварительной оценке, формирование на территории
Иркутской области 15 мультимодальных транспортно-логистических центров общей
стоимостью 535 млн. долл. США и суммарной мощностью грузопереработки 6750
тыс. тонн в год может обеспечить за десятилетний период интегральный
экономический эффект в виде интегрального (накопительного) прироста чистой
прибыли (за вычетом единовременных затрат) в размере 1340 млн. долл. США при
среднем сроке окупаемости капитальных вложений в инвестиционные проекты
создания ТЛЦ 7,5-8 лет. При этом будет создано дополнительно около 7000 рабочих
мест, а бюджетная эффективность (налоговые поступления в бюджеты всех уровней)
за указанный период составит порядка 900 млн. долл. США.