Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

О направлениях деятельности по повышению безопасности функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта природного газа и опасных жидкостей


С.Н. Мокроусов, начальник отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи и магистрального трубопровода Управления по надзору за общепромышленными опасными объектами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, к. т. н.
Источник: securpress.ru

В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ в августе 2003 года, сформулированы цели, приоритеты, проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса страны. В этой стратегии четко обозначены негативные факторы для реализации любого из вариантов, которые связаны с повышенным уровнем аварийности и травматизма на объектах нефтегазового комплекса.

Основное условие реализации поставленных целей – это достижение высокого уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО) нефтегазовых промыслов, газоперерабатывающих заводов и магистрального трубопроводного транспорта природного газа, нефти и других видов жидкого углеводородного сырья.

Особенности работы объектов нефтегазового комплекса и особенно магистрального трубопроводного транспорта таковы, что любая авария или внеплановая остановка работы объекта может при определенных обстоятельствах повлечь непредсказуемые последствия.

Поэтому задачей государства, компаний и надзорных органов является достижение предельной устойчивости работы нефтегазодобывающего комплекса и систем промыслового и магистрального трубопроводного транспорта

Показатели безопасности объектов должны соответствовать состоянию экономики нефтегазовых компаний. Учитывая местные интересы малых предприятий, тем не менее нельзя допускать их безответственного подхода к вопросам безопасности. Для принятия эффективных мер в области качественного повышения безопасности не нужно ждать катастрофы или того момента, когда у компании не окажется ресурсов на восстановление разрушенных объектов после очередной аварии.

Современный уровень промышленной безопасности функционирования ОПО нефтегазовой отрасли в России характеризуется неустойчивостью большинства объектов к авариям с тяжелыми последствиями. Начиная с 1999 года в Российской Федерации происходит заметный рост показателей в области нефтегазодобычи, активизировались работы, проводимые на шельфе, значительно увеличились объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Однако в сфере обеспечения промышленной безопасности функционирования ОПО нефтегазовой отрасли за период 1999–2004 годов существенных изменений в лучшую сторону не произошло.

Ежегодные показатели аварийности и производственного травматизма в нефтегазовых компаниях в целом по России сохраняются неизменными (66–67 аварий и 36 случаев смертельного травмирования персонала).

Развитие негативной тенденции происходит в то время, когда большинство нефтегазовых компаний разработало и реализует среднесрочные программы повышения безопасности систем промыслового и магистрального трубопроводного транспорта. Компании тратят немало средств на проведение работ по диагностированию технического состояния своих объектов, выполнению капитального ремонта и реконструкции, разработке деклараций по промышленной безопасности и другие мероприятия, определенные законодательством по промышленной безопасности.

Ряд аварий, произошедших в 2004 году на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса и магистрального трубопроводного транспорта углеводородного сырья, повлек крайне тяжелые последствия, поставил под угрозу надежность поставок углеводородного сырья потребителям.

Основные направления для предотвращения аварий на предприятиях По итогам работы нефтегазовой отрасли в 2003–2004 годах Управление по надзору в нефтяной и газовой промышленности Госгортехнадзора России обратило особое внимание на защищенность ключевых объектов от аварий с тяжелыми последствиями.

Внезапность возникновения аварий на объектах, которые до трагических событий считались безопасными, свидетельствует о наличии нерешенной проблемы своевременного выявления критических мест и участков. В первую очередь следует выделить два направления.

1. Совершенствование показателей безопасной работы объекта. Иными словами, добиться того, чтобы применяемые показатели безопасной работы объектов отражали реальное состояние дел. Если судить о безопасности по регистрируемым в настоящее время авариям, то безопасность объектов может в течение двух лет увеличиться или уменьшиться в несколько раз. Например, в 2001 году в Республике Башкортостан зарегистрировано две аварии на магистральных трубопроводах, а в 2002-м ни одной. В Пермской области в 2001-м не было аварий, а в 2002-м произошло пять, и так далее. Конечно, такие показатели безопасности не могут служить объективной оценкой состояния дел, а также точно прогнозировать развитие ситуации на региональном уровне.

2. Грамотное проведение расследования причин аварий и случаев смертельного травматизма. Повышение эффективности мер по предупреждению повторения аварий. Анализ материалов расследования причин аварий показывает, что комиссии, устанавливающие причины развития трагических событий, как правило, легко определяют круг лиц, виновных в происшедшем и перечень требований норм и правил, нарушения которых привели к беде. В результате скорого расследования несчастных случаев уровень виновности ограничивается непосредственными исполнителями работ, которые зачастую сами являются жертвами своих действий, и их руководителями. Интересен тот факт, что во многих случаях руководители, отвечающие за безопасность работ, в момент совершения исполнителями ошибочных действий, отсутствовали на месте проведения опасных работ, а если присутствовали, то сами становились пострадавшими.

Устаревшие правила и нормы создают аварийные ситуации Перечень предложений по предупреждению повторения аварий, как правило, ограничивается дополнительными работами по диагностике, переподготовке персонала, его переаттестации и привлечению особого внимания к специфическим вопросам. Компании со своей стороны часто принимают меры по увольнению «виновных» и причастных к ним. Существенными недостатками сложившейся системы расследования причин аварий является априорно обвинительная направленность работы комиссии по отношению к персоналу и полное доверие к установленным требованиям и правилам, которые во многих случаях являются устаревшими. Трудно найти пример, когда бы комиссия зафиксировала в качестве причины аварии или несчастного случая несовершенство тех или иных норм. Между тем многие нормы были установлены более 30 лет тому назад и не соответствуют современному оснащению объектов и менталитету персонала. Более того, следование некоторым требованиям зачастую приводит к аварийной ситуации. К сожалению, проблема своевременного и качественного пересмотра норм за последние 20 лет так и не была решена.

Проблемы низкого уровня корпоративной культуры компании в области обеспечения безопасности Иногда причинами аварий называются «ошибочные действия» персонала компании или подрядных организаций. Как правило, аварии с такой формулировкой причин происходят на технически исправных объектах, а последствия от них очень велики. По нашим оценкам, за период 1992-2003 годов в результате аварий, определенных «человеческим фактором», погибли и получили тяжелые травмы десятки квалифицированных работников предприятий, были уничтожены и серьезно повреждены дорогостоящие объекты и уникальное оборудование, нанесен серьезный ущерб окружающейприродной среде. Как уже отмечалось выше, во многих случаях аварии возникали вне зависимости от технического состояния объектов, сроков их эксплуатации и других показателей надежности. Неоднократно они возникали при проведении диагностических работ на трубопроводах. Как показывает практика надзорной деятельности, недостаточная подготовка объектов магистральных трубопроводов к проведению внутритрубной диагностики резко повышает вероятность внезапного разрушения объектов за счет дополнительного динамического воздействия при движении внутритрубных снарядов.

Управление провело специальную проработку материалов расследования причин некоторых аварий и несчастных случаев (выполненных с достаточной степенью детализации в процессе сбора объяснений).

В результате анализа сформировался вывод о том, что ключевую роль в развитии трагических событий сыграло привычное или бездумное поведение отдельных работников или групп персонала, а также очевидное неумение распознавать и оценивать опасности и угрозы на месте производства работ.

Многим инспекторам известно об устойчивой системе круговой поруки производственного персонала по отношению к сокрытию случаев нарушений требований безопасности. Это не удивительно, так как за выявленное нарушение полагается наказание. Такая линия поведения приводит к беде, в которую вовлекаются и те, кто знал о грубых нарушениях и возникающих вследствие этого опасностях и не посчитал возможным и нужным остановить губительные действия своего коллеги. Появление на ОПО нефтегазового комплекса лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, судя по объяснительным запискам их трезвых коллег, воспринимается почти как личное дело каждого из них, хотя должно расцениваться как угроза безопасности производства.

Персонал нередко с пониманием относится к поведению коллег, не задумываясь о том, что неадекватные действия на объекте могут повлечь серьезные последствия для всех без исключения. В качестве одной из основных причин безразличного поведения персонала можно уверенно обозначить низкий уровень корпоративной культуры обеспечения безопасности в компаниях.

Приоритет выполнения производственных задач перед обеспечением безопасности подталкивает персонал к экономии времени и средств на проведение подготовительных работ. Именно подготовительные работы определяют безопасность и качество проведения основных работ. В практике организации проведения огневых и других опасных работ в компаниях часто применяется порочная система устных указаний по вопросам, касающимся основополагающих требований по промышленной безопасности (работа в загазованном пространстве, грубые нарушения инструкций по эксплуатации оборудования и др.).

В результате компании рано или поздно теряют людей, исправные объекты, прибыль и свое доброе имя.

Читая объяснительные записки виновных по ряду серьезных аварий, можно убедиться, что персонал знал, как предупредить аварию, но важность производственных задач подавила чувство самосохранения, несмотря на появившиеся опасные обстоятельства. Поэтому попытки достижения производственных целей любой ценой нередко оборачиваются трагедией. Опыт показывает, что губительное развитие событий можно было остановить, если бы персонал мог использовать право отказа выполнять работу с грубейшими нарушениями требований безопасности.

В успешных зарубежных компаниях производственный персонал имеет право отказаться от выполнения работ, если создается реальная угроза безопасности. Кроме того, в ведущих зарубежных компаниях действует система тотального контроля персонала за безопасностью на рабочих местах. Например, в компании «Империал Ойл», входящей в корпоративную структуру «Эксон Мобил Канада», каждый инженерный работник, посещающий место проведения работ, обязан заполнить портативную карточку наблюдения. Карточка наблюдения заполняется с охватом ряда проверочных вопросов по тематике поведения работников при проведении работ и условий обеспечения безопасности. Каждый из аспектов оценивается как рискованный или как безопасный. Так, в круг проверочных вопросов, касающихся поведения персонала, включены следующие аспекты:
• внимание к работе;
• поведение в бытовых помещениях;
• последовательность выполнения работ;
• использование средств индивидуальной защиты;
• расположение персонала на местах производства работ;
• соблюдение стандартов, процедур и технологии;
• использование инструментов и оборудования и др.
Заполняющий карточку специалист обязан указать, в нескольких строках, следующее: какой вид работ был подвержен наблюдениям, что было высказано наблюдателем на месте проведения работ для повышения безопасности или исправления ситуации, что должно быть сделано в дальнейшем.

В случае выявления нарушений требований по безопасности специалист, заполняющий карточку, обязан ответить на вопрос: смог ли он исправить ситуацию, и указать предложенные меры по ее исправлению. Если на месте ситуацию исправить не удалось, то он должен сделать отметку о степени опасности и указать приоритет риска в двоичной шкале – высокий или низкий. Данная система тотального контроля за безопасностью выполнения работ позволяет своевременно выявлять неадекватное поведение персонала и заставляет всех командированных на объект специалистов не проходить мимо нарушений.

Сопоставление содержания карточек, заполненных разными специалистами, позволяет своевременно оценивать уровень квалификации этих специалистов и принимать необходимые меры по дополнительному обучению персонала в точечном направлении.

Меры по повышению промышленной безопасности

Главным направлением по повышению устойчивости работы опасных производственных объектов нефтегазового комплекса и по снижению риска возникновения аварий с тяжелыми последствиями является совершенствование уровня корпоративной культуры в нефтегазовых компаниях.

На первом этапе можно реализовать два мероприятия, не требующих серьезных финансовых и материальных затрат.
1. Установить порядок регламентации права персонала, выполняющего работы на опасных производственных объектах, отказываться от продолжения работы в случае выявления серьезных нарушений ключевых требований по промышленной безопасности.
2. Внедрить принципы взаимоконтроля персонала и повышения ответственности за принятие оперативных мер и информирование о выявленных случаях нарушений требований по промышленной безопасности.

В мировой практике крупные нефтегазовые корпорации, обладая значительными ресурсами и возможностями привлечения специалистов высочайшего класса, являются локомотивами прогресса во многих областях знаний и способствуют повышению уровня жизни населения своих стран. Отечественные нефтегазовые компании по отношению к совершенствованию режима обеспечения безопасности нефтегазового комплекса в основном занимают выжидательную позицию. Хотя закон о техническом регулировании дает возможность установить оптимальный и эффективный режим обеспечения безопасности объектов нефтегазового комплекса и магистрального трубопроводного транспорта. Данная проблема в первую очередь касается экономики нефтегазовых компаний. Обоснованное перераспределение средств, вкладываемых в противоаварийные мероприятия, может принести компаниям до 200% прибыли. Опыт реализации нефтегазовыми компаниями такой стратегии действий в Северном море подтверждает указанный уровень рентабельности средств, вложенных в безопасность. В рамках реализации закона о техническом регулировании наши компании могли бы разом устранить все устаревшие требования, тем самым повысив реальную безопасность объектов и сократив расходы на малоэффективные мероприятия. Для этого нужна воля руководства компаний. В России есть специалисты, способные решить задачи по качественному изменению ситуации с безопасностью в нефтегазовом комплексе в лучшую сторону.


Предложение авторам статей и книг

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100