Урал - граница Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономического и политического пространств. Именно здесь пересекаются хозяйственные интересы. Транзитное расположение Уральского федерального окурга (УФО) и обусловленное этим формирование потоков сырья, людских ресурсов и товаров привели к развитию мощной транспортной инфраструктуры по направлениям Восток - Запад и Север - Юг.
Урал, территория которого составляет около 11 процентов российской, где проживает около 9 процентов населения страны, производит 15 процентов отечественной продукции более чем на 2,5 тысячи предприятий промышленности и формирует 15 процентов дохода государственного бюджета России.
Конечные результаты деятельности транспортного комплекса УФО во
многом зависят от того, насколько эффективно работает промышленный
транспорт (ПТ), в частности промышленный железнодорожный
транспорт (ПЖТ), выполняя технологические перемещения внутри
промышленных предприятий и осуществляя транспортные связи между
ними и магистральным транспортом по поставке сырья и вывозу готовой
продукции. Потому-то так важны состояние и перспективы развития
промышленного транспорта Уральского региона. По этой же причине
он был выбран в качестве очередного плацдарма для "отработки" отраслевой
программы "Модернизация промышленного транспорта", которая как подпрограмма
будет включена в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной
системы России". Составной частью упомянутой подпрограммы станет
региональная программа "Модернизация промышленного транспорта Урала".
Этому и была посвящена 1-я конференция работников промышленного
транспорта Уральского региона, прошедшая 22 мая текущего года в
Екатеринбурге.
Конференция была организована Уральской ассоциацией предприятий промышленности и транспорта Аспромтранс, свердловским отделением Российской транспортной инспекции, Уральским государственным университетом путей сообщения при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе.
Участниками конференции были представители Министерства транспорта РФ и Министерства путей сообщения РФ, администрации Свердловской области, руководители предприятий и организаций ПТ, представители руководства и ревизионного аппарата Свердловской железной дороги, уральского управления Госгортехнадзора России, главного управления по делам гражданской обороны МЧС Свердловской области, проектных институтов, высших учебных заведений - словом, все кто заинтересован в скорейшем разрешении накопившихся в области промышленного транспорта проблем.
О проблемах промышленного транспорта, о направлениях государственного регулирования этой важной части транспортного комплекса страны говорил начальник управления промышленного транспорта Минтранса России Алексей КУЗНЕЦОВ.
Промышленный транспорт, являясь неотьемлемой частью транспортной системы России, играет немаловажную роль и в функционировании транспортного комлекса Урала, осуществляя внутренние и внешние перевозки грузов тысяч предприятий различных отраслей промышленности.
Промышленный транспорт находится в прямой зависимости от предприятий промышленности и поэтому, так же как они, претерпел все инновационные процессы, инициированные в ходе экономических реформ. Часть предприятий ПТ, выведенных в 1992 году из подчинения МПС, функционирует как структурные подразделения крупных промышленных предприятий, а часть как акционерные общества объединились в составе Уральской ассоциации предприятий промышленности и транспорта. Процессы эти продолжаются. В настоящее время речь идет уже о создании экспедиторских и операторских компаний, и как раз на Урале, по типу компании "Красопергруз", образованной на основе Восточно-Сибирского предприятия промышленного транспорта.
Как и всякий хозяйствующий субъект, предприятия промышленного транспорта всех видов, и его важнейшая часть - ПЖТ, должны функционировать в определенном правовом поле. Нормативный вакуум за время существования управления промышленного транспорта Минтранса России в определенной степени заполнен. Разработан и утвержден ряд документов, в частности, "Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта", "Инструкция по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте", "Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта" и т.д. Однако основополагающими все-таки будут те изменения, которые внесены в федеральные законы, определяющие принципы работы основного партнера ПТ по грузоперевозкам - федерального железнодорожного транспорта, особенно в части их взаимодействия: "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О естественных монополиях", "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте". В Государственной Думе Российской Федерации в конце июня состоятся первые чтения проектов упомянутых законов. Эти законопроекты, в которые внесены позиции, касающиеся промышленного железнодорожного транспорта (выработанные в результате сотрудничества Минтранса и МПС в рамках рабочей группы, возглавляемой первым заместителем министра транспорта Анатолием Насоновым и заместителем министра путей сообщения Сергеем Гришиным), в случае их принятия позволят предприятиям ПЖТ стать полноправными участниками рынка грузоперевозок. И это особенно важно сейчас, в период структурного реформирования федеральных железных дорог, предполагающего разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в отрасли, разделение перевозочного процесса (в настоящее время осуществляемого в рамках единой операции железными дорогами) на услуги инфраструктуры и непосредственно перевозки.
Как часть транспортного комплекса страны, основной задачей которого остается качественное обслуживание пассажиров и грузовладельцев, промышленный транспорт подвержен всем его "болезням". Это низкий технический уровень производственной базы большинства предприятий, старение техники (локомотивов, путевого хозяйства и путевых машин, вагонов), а следовательно снижение безопасности ее работы, отсутствие инвестиций для преодоления данных проблем. В настоящее время инвестирование в развитие организаций и предприятий ПТ осуществляется только за счет их собственных средств. Так что, если сейчас не консолидировать усилия на решение этой задачи, промышленный транспорт безнадежно отстанет и будет тормозом процессов товаро- и грузооборота. А ведь на его путях и в автохозяйствах зарождаются и заканчиваются около 80 процентов всех грузопотоков.
Шестьдесят-семьдесят процентов - таков уровень износа подвижного состава ПТ. Из рассмотренных вариантов замены подвижного состава на сегодняшний день приемлемы кредит и лизинг. Однако дело в выработке привлекательных для перевозчиков лизинговых схем, в создании лизинговой компании, формировании определенных страховых гарантий. Если в течение ближайших пяти лет мы не начнем менять подвижной состав, то и сами не сможем заниматься грузоперевозками, и ослабим привлекательность транспорта общего пользования в глазах грузовладельцев. Более того, дело не просто в обновлении подвижного состава, а в создании общей с федеральными железными дорогами инфраструктуры высокого технического уровня, что позволит на основе современных информационных технологий отработать оптимальные логистические цепочки перемещения грузов.
К вопросу обновления подвижного состава примыкает вопрос продления сроков его службы, капитального ремонта и модернизации. Разработкой отраслевой программы модернизации промышленного транспорта занимается "Промтрансниипроект", привлечены к этому и другие научно-исследовательские и проектные институты, в частности, ВНИИ вагоностроения, ВНИИЖТ и т.д.
Для обеспечения эффективной и безопасной работы промышленного транспорта в свете его модернизации как никогда важен вопрос подготовки и переподготовки кадров. В рамках Минтранса создан специальный общероссийский центр подготовки специалистов ПТ, в Уральском регионе по приказу министра транспорта это дело поручено Уральскому университету путей сообщения. В настоящее время по семи регионам формируется государственный заказ на подготовку специалистов промышленного транспорта в вузах России. Потребность в специалистах ПТ в каждом регионе составляет 200 человек в год.
Все названные моменты - суть разные аспекты проблемы обеспечения эффективной работы очень важной части транспортного комплекса страны - промышленного транспорта, в том числе в таком динамично развивающемся ее регионе, как Уральский.