Наземный транспорт
Автотранспорт является источником
загрязнения атмосферы, количество автомашин
непрерывно растет, особенно в крупных городах; а
вместе с этим растет валовой выброс вредных
продуктов в атмосферу.
Токсическими выбросами ДВС являются
отработавшие и картерные газы, пары топлива из
карбюратора и топливного бака. Основная доля
токсических примесей поступает в атмосферу с
отработавшими газами ДВС. С картерными газами и
парами топлива в атмосферу поступает ~45% СnHn от их
общего выброса.
Исследования состава отработавших
газов ДВС показывают, что в них содержится
несколько десятков компонентов. Диоксид серы
образуется в отработавших газах в том случае,
когда сера содержится в исходном топливе
(дизельное топливо).
Анализ данных показывает, что
наибольшей токсичностью обладает выхлоп
карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nox,
CnHm и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших
количествах сажу, которая в чистом виде не
токсична. Однако частицы сажи несут на своей
поверхности частицы токсичных веществ, в том
числе и канцерогенных. Саж может длительное
время находиться во взвешенном состоянии в
воздухе, увеличивая тем самым время воздействия
токсических веществ на человека.
Количество вредных веществ,
поступающих в атмосферу, поступающих в атмосферу
в составе отработавших газов, зависит от общего
технического состояния автомобилей и особенно
от двигателя - источника наибольшего
загрязнения. Так, при нарушении регулировки
карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4 - 5 раз.
Применение этилированного бензина,
имеющего в своем составе соединения свинца,
вызывает загрязнение атмосферного воздуха
весьма токсичными соединениями свинца. Около 70%
свинца, добавленного к бензину с этиловой
жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими
газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40%
остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль
средней грузоподъемности выделяет 2,5 - 3 кг
свинца в год. Концентрация свинца в воздухе
зависит от содержания свинца в бензине:
Содержание свинца в
бензине, г/л |
0,15 |
0,20 |
0,25 |
0,50 |
Концентрация свинца в
воздухе, мкг/м3 |
0,40 |
0,50 |
0,55 |
1,00 |
Исключить поступление
высокотоксичных соединений свинца в атмосферу
можно заменой этилированного бензина на
неэтилированный, что давно практикуется в
крупных городах ряда стран Западной Европы.
Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодно
выбрасывается, млн. т:
- оксида углерода - 260
- летучих углеводородов - 40
- оксидов азота - 20.
Доля участия автомобильного
транспорта в загрязнении атмосферного воздуха
крупных городов мира составляет, %:
|
Оксид углерода |
Оксиды Азота |
Углеводороды |
Москва |
96,3 |
32,6 |
64,4 |
Санкт-Петербург |
88,1 |
31,7 |
79 |
Токио |
99 |
33 |
95 |
Нью-Йорк |
97 |
31 |
63 |
В некоторых городах концентрация СО в
течении коротких периодов достигает 200 мг/м3 и
более, при нормативных значениях максимально
допустимых разовых концентраций 40 мг/м3 (США) и 10
мг/м3 (Россия).
Авиация и ракетоносители
Применение газотурбинных
двигательных установок в авиации и
ракетостроении поистине огромно. Все
ракетоносители и все самолеты (кроме
пропеллерных на которых стоят ДВС) используют
тягу этих установок. Выхлопные газы
газотурбинных двигательных установок (ГТДУ)
содержат такие токсичные компоненты, как СО, NОx,
углеводороды, сажу, альдегиды и др.
Исследования состава продуктов
сгорания двигателей, установленных на самолетах
"Боинг-747", показали, что содержание токсичных
составляющих в продуктах сгорания существенно
зависит от режима работы двигателя.
Высокие концентрации СО и CnHm (n -
номинальное число оборотов двигателя)
характерны для ГТДУ на пониженных режимах
(холостой ход, руление, приближение к аэропорту,
заход на посадку), тогда как содержание оксидов
азота NOx (NO, NO2, N2O5) существенно возрастает при
работе на режимах близких к номинальному (взлет,
набор высоты, полетный режим).
Суммарный выброс токсичных веществ
самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что
обусловлено повышением расхода топлива до 20 - 30
т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых
самолетов.
Наибольшее влияние на условия
обитания выбросы ГТДУ оказывают в аэропортах и
зонах, примыкающих к испытательным станциям.
Сравнительные данные по выбросам вредных
веществ в аэропортах показывают, что поступления
от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют:
- Оксиды углерода - 55%
- Оксиды азота - 77%
- Углеводороды - 93%
- Аэрозоль - 97%
Загрязнение воздушной среды
транспортом с ракетными двигательными
установками происходит главным образом при их
работе перед стартом, при взлете и посадке, при
наземных испытаниях в процессе их производства и
после ремонта, при хранении и транспортировке
топлива, а так же при заправке топливом
летательных аппаратов. Работа жидкостного
ракетного двигателя сопровождается выбросом
продуктов полного и неполного сгорания топлива,
состоящих из O, NOx, OH и др.
При сгорании твердого топлива из
камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а
также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0,1
мкм (иногда до 10 мкм).
В двигателях космического корабля
"Шатл" сжигается как жидкое так и твердое
топливо. Продукты сгорания топлива по мере
удаления корабля от Земли проникают в различные
слои атмосферы, но большей частью в тропосферу.
В условиях запуска у пусковой системы
образуется облако продуктов сгорания, водяного
пара от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем
продуктов сгорания можно определить по времени
(обычно 20 с) работы установки на стартовой
площадке и в приземном слое. После запуска высоко
температурное облако поднимается на высоту до 3
км и перемещается под действием ветра на
расстояние 30 - 60 км, оно может рассеятся, но может
стать и причиной кислотных дождей.
При старте и возвращении на Землю
Ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют
не только на приземный слой атмосферы, но и на
космическое пространство, разрушая озоновый
слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя
определяются числом запусков ракетных систем и
интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.
За 40 лет существования космонавтики в СССР и
позднее России произведено свыше 1800 запусков
ракет-носителей. По прогнозам фирмы Aerospace в XXI в.
для транспортировки грузов на орбиту будет
осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при
этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты
будет превышать 1,5 т/с.
Согласно ГОСТ 17.2.1.01 - 76 выбросы в
атмосферу классифицируют:
- По агрегатному состоянию вредных веществ в
выбросах:
- газообразные и парообразные (SO2, CO, NOx
углеводороды и др.);
- жидкие (кислоты, щелочи, органические
соединения, растворы солей и жидких металлов);
- твердые (свинец и его соединения, органическая и
неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и
др.).
- По массовому выбросу, выделяя шесть групп, т/сут:
- менее 0,01 вкл.;
- свыше 0,01 до 0,1 вкл.;
- свыше 0,1 до 1,0 вкл.;
- свыше 1,0 до 10 вкл.;
- свыше 10 до 100 вкл.;
- свыше 100.
В связи с развитием авиации и ракетной
техники, а также интенсивным использованием
авиационных и ракетных двигателей в других
отраслях народного хозяйства существенно возрос
их общий выброс вредных примесей в атмосферу.
Однако на долю этих двигателей приходится пока
не более 5% токсичных веществ, поступающих в
атмосферу от транспортных средств всех типов.