Объемные транспортные авиаперевозки между ведущими европейскими и азиатскими странами на большей части маршрута проходят через воздушное пространство над территорией Российской Федерации. Эти перевозки имеют устойчивую тенденцию к росту. Совершенствование процессов транспортного обеспечения евро-азиатской системы авиаперевозок в значительной мере зависит от их наземного транспортного обеспечения в пределах маршрутов полета на территории Российской Федерации.
К одному из направлений совершенствования наземного транспортного обеспечения
относится создание и модернизация авиационных мультимодальных
логистических центров на базе гражданских аэродромов (МЛЦА).
В последние 10-15 лет в экономике и транспортных системах развитых стран стали внедряться новые методы и технологии доставки и обработки грузов, базирующиеся на концепции логистической интеграции видов транспорта и поставок материальных ресурсов с использованием новейших электронных коммуникаций и информационных технологий.
В США, Японии, Великобритании и Франции мультимодальные неавиационные логистические транспортные центры нашли широкое применение и развитие. Эти центры характеризуются применением новых методов и технологий доставки грузов, базирующихся на концепции логистической интеграции транспорта и поставок материальных ресурсов с использованием новейших электронных коммуникаций и информационных технологий.
Мультимодальные логистические центры на базе аэродромов гражданской авиации (МЛЦА) также находят широкое применение в этих странах, в том числе и на базе бывших военных аэродромов.
МЛЦА, расположенные вдоль транспортных евро-азиатских коридоров, позволяют:
-
увеличить объемы суммарных грузовых перевозок между развитыми регионами Европы и Азии за счет организации транспортных потоков из государств Азии и Европы непосредственно в крупные регионы России;
-
обеспечить развитие региональных транспортных перевозок в Российской Федерации через указанные центры - региональные хабы с использованием различных видов транспорта (авиационного, автомобильного, железнодорожного, водного);
-
повысить эффективность грузовых авиаперевозок дальнемагистральных самолетов при использовании этих центров в качестве транзитных аэропортов с целью дозаправки, что обеспечит повышение коммерческой загрузки в аэропорту вылета и возможность дозагрузки в транзитном аэропорту;
-
повысить мобильность комбинирования грузоотправлений при стыковке различных видов международных грузовых перевозок при использовании мультимодальных логистических центров и перевалки в МЛЦА грузов на другие виды транспорта.
В целом при использовании МЛЦА объем и эффективность евро-азиатских транспортных перевозок могут заметно возрасти.
Региональные МЛЦА по транспортным коридорам на территории России в перспективе могут быть расположены по всему маршруту грузовых евро-азиатских авиаперевозок и обеспечат транспортными отправлениями и доставкой грузов такие крупные регионы, как Европейский центр России, Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и предоставят возможность транзита грузовых самолетов на маршрутах Европа-Азия, их хранения и перевалки на другие виды транспорта для обеспечения региональных задач.
На базе уже существующих грузовых транспортных комплексов в аэропортах Шереметьево, Домодедово создана надежная база для развития их в МЛЦА.
К числу прорабатываемых подобных МЛЦА на территории России может быть отнесен, в частности, ОАО "Авиакор-Аэропорт" на базе аэродрома "Безымянка" вблизи г. Самара.
В дальнейшем целесообразно рассмотреть создание подобных центров на базе аэродрома Калининград ("Храброво"), Новосибирск ("Толмачево"), Иркутск, Хабаровск.
Создание этих МЛЦА обеспечит возможность повышения уровня наземного транспортного обслуживания евро-азиатских грузовых перевозок, возможность ускорения развития региональных транспортных систем, а также позволит повысить эффективность евро-азиатских транспортных перевозок.
По проведенным оценкам как российских, так и зарубежных организаций использование МЛЦА обеспечивает существенное повышение эффективности грузовых перевозок.
Создание МЛЦА по маршрутам евро-азиатских международных транспортных потоков является задачей не только Российской Федерации, но и всех участников, заинтересованных в развитии этих перевозок.
Поэтому создание таких МЛЦА должно осуществляться на основе международной кооперации с привлечением инвестиций как российской стороны, так и других стран, что может обеспечивать быстрое и эффективное их создание и развитие.
Поскольку регионы являются наиболее заинтересованными участниками проектов по созданию и развитию МЛЦА, то инициатива создания МЛЦА должна исходить, прежде всего, с их сторон при активной поддержке федеральных властей и международного бизнеса.