Основой системы государственного регулирования являются нормативно-правовые и лицензионные методы. С их помощью реализуется основная функция государства - организация рынка. Под ней понимается определение прав и ответственности субъектов рынка, формирование минимальных требований к квалификации работников и качеству оказываемых услуг.
Еще одна функция государства - контроль и снижение уровня социальных издержек деятельности предприятий - также осуществляется нормативно-правовыми методами.
Организация лицензирования деятельности предприятий создает механизм контроля за выполнением законодательства, обеспечивает выполнение предприятиями установленных стандартов при осуществлении технологического процесса. Государственная лицензионная политика является важнейшим административно-правовым средством обеспечения безопасности технологического процесса, охраны окружающей среды, организации рынков, защиты интересов предпринимателей и потребителей. Государственные органы разрабатывают систему лицензионных требований, обеспечивающих профессионализм, компетентность, коммерческую добросовестность и финансовую состоятельность предприятий и предпринимателей; определяют ответственность за нарушения лицензионной дисциплины; осуществляют оперативную деятельность по выдаче разрешений на осуществление определенной деятельности; контролируют выполнение предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией, и применяют предусмотренные законодательством санкции в случае нарушения этих требований.
Налоговые методы регулирования бывают двух видов:, предоставление налоговых льгот или, наоборот, введение дополнительных налогов. Целью применения налоговых льгот является стимулирование увеличения предложения услуг в определенных секторах рынка. Введение дополнительных налогов применяется с целью аккумулирования средств для федеральных и региональных программ развития производственной инфраструктуры. Налоговое регулирование деятельности предприятий должно согласовываться с экономической политикой правительства.
К финансовым методам влияния на функционирование и развитие народного хозяйства относятся:
• покрытие текущих убытков предприятий (дотации) с целью поддержки определенных видов деятельности;
• капитальные вложения (инвестиции) в развитие логистических систем.
Тарифные и ценовые методы регулирования. Важность тарифного регулирования обусловлена тем, что, как показывает опыт, рост тарифов, например транспортных, является одним из наиболее эффективных факторов развития инфляционных процессов. Другой аспект - необходимость сохранения доступного для большинства населения уровня цен на товары и услуги.
Основными механизмами государственного регулирования ценообразования являются (в различном сочетании):
• определение правил построения тарифов в различных секторах рынка;
• установление общего рекомендуемого или обязательного уровня тарифов на отдельные виды деятельности;
• установление максимальной рентабельности отдельных видов деятельности.
Логистические подходы оказывают многоплановое влияние на функции органов государственного управления в условиях развития рыночных отношений. Например, с помощью использования логистических методов органы управления могут изыскивать дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей путем регулирования цен на логистические услуги, сокращая затраты предприятий на оплату этих услуг и создавая условия для повышения доходов государственного бюджета. Кроме того, использование логистических подходов на уровне органов управления может способствовать развитию межотраслевых связей предприятий промышленности, транспорта и торговли. Причем логистическое управление товародвижением на федеральном и региональном уровнях может осуществляться в рамках координационных и межведомственных структур.
Таким образом, развитие функций государственных структур под воздействием использования методов логистического управления влияет на совершенствование экономической политики, на повышение эффективности деятельности народного хозяйства.
В экономически развитых странах общепризнанным является необходимость участия государства в регулировании работы транспорта в большей степени, чем в других сферах предпринимательства. Стремление предпринимателей в области предоставления транспортных услуг уменьшить собственные издержки и повысить прибыль может привести к загрязнению окружающей среды, росту дорожно-транспортных происшествий и другим негативным социальным последствиям. Государство вынуждено законодательно гарантировать определенный уровень заработной платы, требовать необходимой квалификации персонала, предусматривать обязательное страхование груза и транспортных средств. С учетом интересов общества в отдельных случаях может возникнуть необходимость в штрафных санкциях или дотациях транспортным организациям. Государство может гарантировать универсальность и стандартизацию работы транспорта. Работа автомобильного транспорта в международных перевозках грузов требует принятия соответствующих межгосударственных соглашений. Очень часто транспорт представляет собой естественную монополию, т.е. является единственным, кто осуществляет перевозку грузов в том или ином сообщении. В таких случаях осуществляется количественное и качественное ограничение конкуренции в сфере транспорта.
Мощным рычагом государственного регулирования являются государственные инвестиции. Для повышения результативности вкладываемых финансовых средств постепенно снижается доля предоставляемых льготных кредитов и возрастает за счет этого долевое участие государства в развитии перспективных сфер транспортной деятельности. Предоставляются также государственные гарантии предприятиям для привлечения частных кредитов.
Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г., определяет следующие сферы государственного регулирования:
• развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры;
• технологическая и экологическая безопасность работы транспорта;
• формирование и функционирование рынка транспортных услуг;
• мобилизационная готовность транспорта;
• международная деятельность транспортных предприятий;
• социальная сфера и трудовые отношения на транспорте;
• взаимоотношения транспорта с поставщиками технических средств и других материальных ресурсов.